Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля ГАЗ-3302.
Техническое обслуживание тормозной системы включает проведение
плановых работ, предусмотренных руководством по эксплуатации автомобиля, и работ, связанных с поддержанием работоспособности автомобиля.
В эксплуатации периодически проверяют исправность системы
сигнализации аварийного падения уровня тормозной жидкости в бачке
главного тормозного цилиндра, герметичность гидравлического привода
тормозов, исправность рабочей тормозной системы и работоспособность
стояночной.
Проверка рабочей тормозной системы
При работающем двигателе и исправном вакуумном усилителе зазор
между тормозной педалью и полом при торможении должен быть не менее
40 мм.
Работоспособность вакуумного усилителя проверяют следующим образом.
При неработающем двигателе необходимо нажать на тормозную педаль 3-4
раза, а затем, удерживая ее нажатой с усилием 300-400 Н (30-40 кгс), пустить
двигатель. При исправном усилителе педаль переместится к полу и будет
слышно шипение воздуха, проходящего через фильтр усилителя. Если педаль
не перемещается или перемещение затруднено, причина в неисправности
усилителя, в неправильной регулировке двигателя на холостом ходу.
Исправность системы сигнализации аварийного падения уровня жидкости
в бачке главного цилиндра проверяют нажатием на центральную часть
защитного колпачка датчика сигнализатора аварийного падения уровня
тормозной жидкости. При этом в комбинации приборов (при включенном
зажигании) должен загореться сигнализатор красного цвета.
Проверка состояния барабанных тормозных механизмов задних колес
В эксплуатации необходимо периодически проверять состояние тормозныхбарабанов и колодок, стяжных пружин, защитных чехлов, влияющих на работоспособность тормозных механизмов. По мере износа тормозных накладок зазор между ними и барабанами поддерживается автоматически и не нуждается в дополнительной регулировке.
Степень износа тормозных накладок следует контролировать через
смотровые отверстия в тормозном щите 4, сняв заглушки 22.
Колодки следует заменять, если толщина накладки в зоне смотрового окна
меньше 1 мм. Замену производить одновременно на обоих тормозных
механизмах.
Применяемый инструмент, оборудование и приспособления
Безопасные условия труда
Помещение, где проводятся ремонтные работы, должно хорошо
проветриваться, дверь – легко открываться как изнутри, так и снаружи.
Проход к выходу всегда держите свободным.
При работе двигателя (особенно на режимах прогрева) выделяется оксид углерода (СО) – ядовитый газ без цвета и запаха. Отравиться оксидом
углерода (угарным газом) можно даже в открытом гараже, поэтому перед пу-
ском двигателя обеспечьте отвод отработавших газов за пределы гаража.
Например, шлангом, надев его на выпускную трубу. При отсутствии принудительной вытяжки пускать двигатель можно только на короткое время.При этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны!
При ремонте системы питания двигателя будьте осторожны: бензин может попасть на горячий выпускной коллектор и вызвать пожар.
Не включайте (и не выключайте) электроприборы автомобиля, если поблизости пролился бензин – проскочившая искра (даже при снятии «мину-
совой» клеммы с аккумулятора) может вызвать взрыв.
Во время сварочных работ держите под рукой ведро с водой, огнетушитель (лучше углекислотный). Перед этим отключите все электронные блоки управления и аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля, а «массовый» контакт сварочного провода располагайте как можно ближе к месту сварки. Проследите затем, чтобы ток не проходил через
подвижные (подшипники, шаровые опоры) или резьбовые соединения –
они могут быть повреждены.
При ремонте цепей электрооборудования или при риске их повреждения (сварка, рихтовка вблизи жгутов проводов) отключайте аккумуляторную батарею.
Обслуживая беcконтактную систему зажигания, не касайтесь высоко-
вольтных проводов на работающем двигателе или при его пуске. При проверке системы зажигания «на искру» закрепите высоковольтный провод
вблизи «массы» изолентой, прищепкой, но не держите его руками. Если
требуется отключить один из цилиндров на работающем двигателе, замкните отверткой или отрезком подходящего провода высоковольтный вывод
на «массу». При этом шунтирующий провод сначала надежно закрепите на
«массе», а затем уже подносите к наконечнику высоковольтного провода
(лучше не касаться его руками). Если вы предпочитаете для отключения цилиндров отсоединять высоковольтные провода (а это может привести к прогару изоляции катушки зажигания, бегунка и крышки распределителя), то лучше отсоединить их не от свечей, а от распределителя зажигания – так намного меньше вероятность получить удар током.
Чтобы во время работы не повредить руки, надевайте перчатки (лучше кожаные). Для защиты глаз надевайте специальные очки с боковыми щитками.
Электросварочные работы выполняйте в плотной одежде (лучше брезентовой), застегнув рукава и воротник.
По возможности пользуйтесь ромбическими или гидравлическими
домкратами вместо штатных – они более устойчивы и надежны.
Не применяйте неисправный инструмент: рожковые ключи с «раскрывшимся» зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным, скрученным шлицем или неправильно заточенные, пассатижи с плохо закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с незафиксированной рукояткой и т.п.
При вывешивании автомобиля (на домкрате или подъемнике) никогда
не находитесь под ним. Предварительно убедитесь, что соответствую-
щие силовые элементы кузова (усилители пола, пороги) достаточно прочны.
Используйте для подъема автомобиля только штатные точки опоры.
Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах – используйте исправные подставки промышленного изготовления («треноги») и надежные упоры под колеса.
Запрещается нагружать или разгружать автомобиль, стоящий на домкрате, садиться в него, снимать или устанавливать двигатель, если под автомобилем находятся люди.
При ремонте автомобиля со снятым двигателем или мостом учитывайте, что развесовка по осям изменилась. При вывешивании на домкрате такой автомобиль может упасть. Работайте только на ровной нескользкой площадке, под не вывешенные колеса подкладывайте надежные упоры.
Масла, особенно отработанные, при регулярном контакте с ними способствуют возникновению кожных заболеваний, в т.ч. онкологических.
При попадании масла на руки, вытрите их ветошью, а затем протрите специальным препаратом для чистки рук (или подсолнечным маслом) и вы-
мойте теплой водой с мылом или средством для мытья посуды. Нельзя
мыть руки горячей водой, т.к. при этом вредные вещества легко проникают через кожу. При попадании на руки бензина, керосина или дизельного топлива, вытрите их чистой ветошью, а затем вымойте с мылом.
В охлаждающей жидкости (антифризе) содержится этиленгликоль,
который ядовит при попадании в организм и (в меньшей степени) при
контакте с кожей. При отравлении антифризом нужно немедленно вызвать
рвоту, промыть желудок, а при тяжелом отравлении, приняв солевое слабительное, обратиться к врачу. При попадании на руки – смыть большим
количеством воды с мылом. То же относится и к тормозной жидкости.
Электролит при попадании на кожу вызывает ее покраснение, жжение.
Если электролит попал на руки или в глаза, смойте его большим количеством холодной воды (нельзя мыть с мылом!), затем руки следует вымыть
раствором питьевой соды или нашатырного спирта. Помните, что серная кислота даже в малых концентрациях разрушает органические волокна – берегите одежду. При работе с аккумуляторной батареей (электролит почти всегда присутствует и на ее поверхности) обязательно надевайте очки и защитную одежду, в том числе резиновые перчатки.
Не открывайте пробки системы охлаждения на горячем двигателе.
Бензин, дизельное топливо, масла, тормозная жидкость почти не перерабатываются естественным путем.
Тормозная жидкость содержит ядовитые гликолевые эфиры; масла – отработавшие минеральные и органические присадки, сажу, смолы, продукты износа.
Свинцовые аккумуляторы, помимо свинца, содержат сурьму и другие элементы, образующие высокотоксичные для живых организмов соединения, долго сохраняющиеся в почве. Оставляйте отработавшие материалы в пунктах утилизации.
Литература
1. «ГАЗель» с двигателями 2,3; 2,5; 2,5i; 2,9. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. — М.: ООО «Книжное издательство «За рулeм», 2012. — 320 с.: ил. — (Серия «Своими силами»).
2. Золотницкии В.А. Волга ГАЗ-3110. Двигатель ЗМЗ-402. Экспресс-ремонт. - М.: Цитадель, 2002. - 176 е., ил., 2 л. ил.
3. «ВОЛГА» ГАЗ-31105 с двигателем 2,3i. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. — М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2011. — 224 с.:ил. — (Серия «Своими силами»).
4. Мультимедийное руководство ГАЗ-2705 «Газель»
5. Шестопалов С. К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учеб. для нач. проф. образования. - 2-е изд., стереотип. - М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. - 544 с
6. Гладов Г.И. Устройство автомобилей : учебник для нач. проф. Образования / Г.И. Гладов, А.М. Петренко. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.
7. Интернет ресурс : WWW.ZR.RU – Официальный сайт журнала «Зарулем»