Организация деятельности детей на прогулке
(перспективный план занятий*)
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки - до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создавать условия для разнообразной деятельности.
Время проведения | Тема и цель 1-й недели | Тема и цель 2-й недели | Тема и цель 3-й недели | Тема и цель 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Листопад Подвижная игра «Листопад» | У цветочной клумбы Подвижная игра «Вейся, венок» | Большая лейка Подвижная игра «По узенькой дорожке» | Где что растет? Подвижная игра «Беги к тому, что назову» |
Цель | Показать многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие -«листопад» | Познакомить с названиями нескольких цветов - флоксы, ноготки. Закреплять понятие цвета | Наблюдать за работой дворника. Познакомить с названием «поливочная машина» | Дать понятие о фруктах и ягодах. Напомнить строение растений | |
Октябрь | Тема | Мы поможем Подвижная игра «Лохматый пес» | Что нам осень подарила? Подвижная игра «У медведя во бору» | Ласковый щенок Тишка Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!» | Поход в лес (парк) Подвижная игра «Поедем в лес» |
Цель | Закрепить знания об овощах, их форме, величине, цвете. Наблюдать, как работают дети старших групп на огороде (сбор урожая овощей) | Закреплять знания о растительном мире, о том, где что растет. Наблюдать, как старшие дети убирают с участка листву | Познакомить с частями тела щенка, их названиями. Уточнить, как называют маму щенка | Уточнить названия:дерево, куст. Познакомить с понятиями «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий» |
Составлен на основе: Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. M.: Мозаика-Синтез, 2008.
Продолжение табл.
з | |||||
Ноябрь | Тема | Красота нашей улицы Экскурсия по улице. | В гости к светофору Подвижная игра «Чья машина появится первой» | Хмурая осень Подвижная игра «Птички и дождик» | Легковой автомобиль Подвижная игра «Вышли дети в садик» |
Цель | Наблюдать за украшением улицы к празднику | Расширять представления о разных видах машин, о назначении светофора | Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить названия и назначение предметов одежды | Уточнить представления» ,. о легковом автомобиле, его основных частях | |
Декабрь | Тема | Зима холодная Подвижная игра «Дед Мороз» | Снегопад Подвижная игра «Снег кружится» | Птицы зимой Подвижная игра «Собачка и воробей» | Морозный, солнечный денек Подвижная игра «На елку» |
Цель | Формировать первые связные представления об этом времени года | Познакомить с основным сезонным явлением - снегопадом | Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Учить узнавать птиц, называть части их тела | Рассказывать о том, как живут звери зимой. Стимулировать добрые чувства по отношению к животным | |
Январь | Тема | Елочка-красавица Экскурсия по улице. | Куда уходит снег с дорожки? Подвижные игры со снежками: «Кто бросит дальше», «Кто попадет в цель» | Помощники Подвижная игра «Ворона и собачки» | В гостях у Снегурочки Подвижная игра «Коза рогатая» |
Цель | Знакомить с тем, как украшают город к празднику | П о з н а к ом и т ь с трудом дворника в зимнее время. Учить оказывать посильную помощь | Воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать желание помогать окружающим | Познакомить с березкой, елью, с их отличительными внешними признаками. Упражнять в пространственной ориентации | |
Февраль | Тема | Кролик серенький, зайка беленький Подвижная игра «Заинька, выйди в сад» | Экскурсия по улице Подвижная игра «Паровозик» | Зимние забавы Подвижная игра «Ладушки-оладушки» | Где спит медведь? Подвижная игра «Мыши водят хоровод» |
Продолжение табл.
Цель | Закрепить знания о строении тела животных. Уточнить название частей тела кролика (зайца). Формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них | Закреплять знания о транспортных средствах. Учить: - называть различные виды транспорта; - узнавать транспортные сред ства на картинках | Закреплять знания о назначении снежных построек. Уточнить знания о названии птиц, частей тела, голосовых реакциях | Учить: - выполнять необходимые дей ствия, получая результат; - заботиться об окружающих, не тревожить их напрасно | |
Март | Тема | Солнышко пригревает Подвижная игра «Птички -раз. Птички - два» | Где чей дом? Подвижная игра «Непослушный козел» | Кругом вода! Подвижная игра «Два гуся» | Веселые воробьи* ' Подвижная игра «Веселый воробей» |
Цель | Дать первые представления о ранней весне: почему снег растаял, куда исчез снег, что появилось на деревьях и кустарниках | Закреплять представления о весне, показать почки и первые весенние листья. Уточнить названия разных домов | Показать разнообразные действия с талым снегом: хорошо лепится, превращается в воду под воздействием солнечных лучей | Расширять представления о весне. Обогащать знания новыми словами и понятиями | |
Апрель | Тема | Солнышко на траве Подвижная игра «Солнечный зайчик» | Желтые, пушистые Подвижная игра по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята» | Где моя мама? Подвижная игра «Мы - веселые ребята» | Мячики Подвижная игра «Ой, что за народ!» |
Цель | Познакомить с первым весенним цветком, его строением | Познакомить с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела | Повторить, как зовут мам звериных детенышей, как они созывают своих детей | Показать детям, что весна зеленая. Выучить стихотворение А. Барто «Мячик» | |
Май | Тема | Кому установили памятник? | «Колобок» (русская народная сказка) Инсценировка сказки | Кто нам построил дом? Экскурсия на ближайшую строительную площадку | Какие гости появились на участке? |
Цель | Знакомить с подвигами воинов, которым установили памятник. Объяснять как важно помнить людям о героях | Закреплять умение рассказывать с помощью взрослого знакомую сказку | Учить наблюдать за трудом взрослых на строительных площадках. Прочитать стихотворение о строителях | Понаблюдать за появившимися на участке бабочками, летающими на паутинке паучками, тружениками-муравьями | |
Июнь | Тема | Лето красное пришло Подвижная игра «Цыплята и собачка» | Музыкальные ребята Подвижная игра по стихотворению П. Золотова «Лягушата» | Тонут - плавают Подвижная игра «Козлята и волк» | Ждем гостей Подвижная игра «Зайка серый» |
Окончание табл.
Цель | Закрепить представления о временах года. Учить бережно относиться ко всему живому | Формировать правильное отношение к живым объектам. Учить правильному (безопасному) обращению с животными (не бояться, не обижать их) | Уточнить знания о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают в воде | Уточнить знания о том, какие животные что едят и как, для чего им нужна пища. Воспитывать доброе отношение к животным | |
Июль | Тема | Наши дочки Подвижная игра «Гуси» | Сыплем, лепим Подвижная игра «Кошка и мышки» | Красная девица в темнице Подвижная игра «Мой козлик» | У цветочной клумбы Подвижная игра «Каравай» |
Цель | Учить аккуратно обращаться с водой. Уточнить порядок действий при раздевании кукол | Пополнить знания о свойствах песка (сухой сыплется, из мокрого можно лепить). Учить пользоваться лейкой | Дать Представление о растениях на огороде (морковь). Учить заботиться о растениях | Познакомить с цветами (тюльпан, ромашка, колокольчик). Закрепить представления о строении цветка | |
Август | Тема | Зоопарк Подвижная игра «Бусинки» | Что нам лето подарило? Подвижная игра «Слышим -делаем» | Ягода-малина Дидактическая игра «Найди пару» | Кто помогает сохранять чистоту? Экскурсия в прачечную детского сада |
Цель | Закрепить представления о животном мире. Уточнить знания о том, чем питаются живые существа. Закреплять представления о растительном мире | Закрепить представления о растительном мире. Обратить внимание детей на траву (густая, зеленая, высокая, стелется ковром и т. п.) | Уточнять знания о том, что на кустарниках поспевают ягоды, они растут, их можно есть - они созрели. Учить определять знакомые ягоды | Расширять представления о труде прачки. Воспитывать чувство благодарности к сотрудникам детского сада, уважительное отношение к труду прачки |
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ*
(рекомендации по построению предметно-развивающей среды)
Игрушки и игровое оборудование: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые (разных размеров и цветов), куклы, велосипеды, коляски, конструктор деревянный, разные предметы зеленого и красного цветов (мячи, шары, кубы, круги), пирамидка «Светофор» из конструктора.
Многофункциональные игрушки в группе раннего возраста можно использовать с целью закрепления видов транспорта, цвета и размера; развития внимательности, наблюдательности. Такими игрушками могут быть черепаха, удав, божья коровка, украшенные разноцветными пуговицами красного, зеленого цвета. На эти игрушки пристегиваются из ткани кружочки, машины (легковые, грузовые, автобус, трамвай, поезд) разных размеров и цветов к пуговицам аналогичного цвета. Кроме пуговиц можно использовать шнуровку красного и зеленого цвета.
Наглядно-дидактические пособия: альбом с сюжетными картинками с изображением общественного транспорта: автобус, трамвай, поезд, легковые машины с людьми, грузовые с овощами, песком; картины с изображением дороги, железной дороги, двухцветного светофора; картинки с изображением частей машины; картина «Дети катаются на санках».
Атрибуты к сюжетным играм: «Шофер» (руль и маски); «Поезд» (шапочки для машиниста, сумочка с билетами); «Птицы и автомобиль» (маски птиц, и машина, нарисованная на картоне); «Зайчики перебегают» (маски для зайчат); «Автомобиль»; «Светофорик» (шапочки красного и зеленого цвета).
Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно», «Разрешено - запрещено».
Содержание образовательного процесса
Дети. Знакомы с видами транспорта (автобус, трамвай, грузовик, поезд, легковая машина); умеют называть и различать составные части транспорта (руль, колеса, кабина, кузов, двери, окна, вагоны). Имеют представления о том, для чего нужна грузовая машина («На ней перевозят песок, картошку, дрова, капусту») и легковая машина («На ней ездят люди»). Знают профессии людей, управляющих транспортом (машинист, шофер). Имеют представления о том, что узкая дорожка для людей, широкая дорожка - дорога для транспорта. Знают цвета: красный, зеленый. Имеют представление о светофоре («Он стоит на дороге и помогает соблюдать порядок, если красный свет горит, «сердится» и не разрешает идти людям через большую дорогу, а зеленый свет горит, он «улыбается» и разрешает перейти дорогу, держа за руку маму или папу»). Дети ориентированы в пространственных отношениях - низ, верх, близко, далеко. Знают, что поезд ходит по железной дороге (по рельсам). Имеют представление о скорости: машина едет быстро, машина едет медленно. Знают, как правильно себя вести при катании на санках в зимний период.
Воспитатели. Развивают у детей внимание на различие красного и зеленого цветов. Создают условия для развития у детей наблюдательности (за ездой машин по дороге на прогулке). Знакомят детей с общественными видами транспорта. Закрепляют у детей умения различать на светофоре красный свет, на который «мы стоим», зеленый свет, на который «мы идем». Создают предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с элементарными правилами поведения на дороге.
Родители. Принимают активное участие в закреплении знаний детей, полученных в детском саду. Знают сами, как правильно и безопасно вести себя на дороге. Знают, как правильно переводить ребенка через дорогу. Имеют представление о том, как доступно объяснить ребенку, чем опасна дорога.
* Из опыта работы ДОУ № 334 г. Волгограда.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Неделя | Задачи по ознакомлению детей с правилами дорожного движения | Тема, цель занятия | Совместная деятельность воспитателя и детей | Взаимодействие с узкими специалистами |
Сентябрь | I | Формировать представления о цвете (красный, зеленый) | Занятие 1. Принимаем в гостяхкуклу Машу Познакомить со значением слов машина, шофер. Учить называть составные части машины: руль, колеса. Развивать восприятие красного и зеленого цветов | Рассматривание игрушки-машины | |
II | Познакомить с транспортом (машиной) и ее составными частями (рулем, колесами) | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Мы шоферы» | |||
III | Знакомить со значением слов шофер, машина | Игра «Красный - зеленый». Цель: закрепить знания, что на зеленый цвет - топать ножками, на красный -стоять | Игровая ситуация «Угадай по звуку». Цель: учить различать звук машин от других (музыкальный руководитель) | ||
IV | Развивать наблюдательность и восприятие цвета | Конструирование «Машина». Игровая ситуация «Куклы едут на машине в гости» | |||
Октябрь | I | Закреплять умение различать красный и зеленый цвета | Занятие 2. Грузовая машина Учить отличать грузовые машины от других. Дать понятие, что у грузовой машины есть кузов, в котором можно перевозить песок, игрушки | Подвижная игра «Машины едут». Цель: закрепить знания о том, что машины едут по дороге | |
II | Учить отличать грузовые машины от других | Подвижная игра «Бегите ко мне» | |||
III | Знакомить с тем, что у грузовых машин есть кабина и кузов | Рассматривание грузовой машины. Ситуация общения «Из чего состоят машины» | Игровая ситуация «Собери урожай». Цель: закрепить знания о том, что перевозят в грузовой машине (музыкальный руководитель) | ||
IV | Знакомить с назначением грузовых машин | Рассматривание машин - автомобиля и большой грузовой машины. Цель: учить различать виды транспорта |
Продолжение табл.
г*----------------------- 1 . 2 | |||||
Ноябрь | I | Продолжать упражнять в различении цветов | Занятие 3. Узкая и широкая дороги на улице Дать понятие, что на улице есть дороги широкие, по которым ездят машины, и узкие, по которым ходят дети с папами и мамами. Учить различать ситуацию, когда машина едет быстро. Продолжать работу по закреплению умения воспринимать красный и зеленый цвета | Игра «Найди машину, которую назову». Цель: закрепить умение различать машины - автомобили легковые и грузовые | Рисование «Дорога для машин» (педагог по изобразительной деятельности) |
II | Знакомить с транспортом | Игровая ситуация «Собери урожай». Цель: закрепить знания детей о том, что перевозят в грузовой машине | |||
III | Дать представление о том, что такое дорога | Конструирование «Широкая, узкая дорожка» | Ситуация общения «Цвет и форма» (педагог-психолог) | ||
IV | Учить различать узкую дорогу для взрослых и детей и широкую дорогу для машин (грузовых и легковых) | Игровое упражнение «Кто внимательный» | |||
'; Декабрь | I | Формировать представления о том, на чем люди ездят (автобус, машины) | Занятие 4. На чем людиездят Закрепить знания о том, что на грузовых машинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки, а на маленьких ездят люди. Дать понятие, что по широкой дороге ездят грузовые и легковые машины и автобусы, которые могут перевозить много людей | | Игра «Найди машину, которую назову». Цель: закрепить умение различать машины - автомобили легковые и грузовые. Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Цель: воспитать наблюдательность | |
п | Закрепить знания о транспорте | Игровое упражнение «Кто внимательный». Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик» | Сюжетная игра «Мы едем на автобусе» (музыкальный руководитель) | ||
III | Учить различать узкую дорогу для взрослых и детей и широкую дорогу для машин (грузовых и легковых) | Дидактическая игра «Угадай, на чем повезешь». Наблюдение сюжетно-ролевой игры «Шофер». Ситуация общения «Чем опасна дорога зимой» |
Продолжение табл.
IV | Знакомить с таким видом транспорта, как автобус, и его назначением | Конструирование «Широкая, узкая дорожка на улице». Рассматривание картины «Зимой на прогулке» | Рисование «Билеты и рельсы для игрушечной железной дороги» (педагог по изобразительной деятельности)* ' | ||
Январь | I | Продолжать знакомить с видами общественного транспорта (поезд, который идет по рельсам (железная дорога)) | Занятие 5. Поезд и железная дорога Познакомить с таким видом общественного транспорта, как поезд. Дать понятие: - что поезд идет по рель сам (железная дорога); - поезд очень длинный и состоит из вагонов, в которых можно перевозить людей. Знакомить с профессией машиниста | Игра-инсценировка «К нам едут гости» (использовать виды транспорта). Рассматривание поезда. Игра в поезд | Дидактическая игра «Найди свой цвет». Цель: закреплять умение находить предметы зеленого и красного цвета (педагог-психолог) |
II | Учить отличать поезд от других видов транспорта | Игра «За рулем». Цель: расширение словарного запаса | Развлечение «Маленькие ножки бегут по дорожке» (инструктор по физическому развитию) | ||
III | Знакомить с профессией машиниста. | Игра «Сонный поезд». Игровое упражнение «Паровоз» | |||
IV | Знакомить с правилами катания на санках зимой | Конструирование «Строим железную дорогу» | Сюжетная игра «Путешествие на поезде» (музыкальный руководитель) | ||
Февраль | I | Продолжать работу по закреплению знаний о транспорте | Занятие 6. Что такое трамвай? Познакомить с особенностями такого транспорта, как трамвай. Учить отличать его от других. Продолжать работу по закреплению знаний о транспорте | Игра «На санках». Рассматривание трамвая. Подвижная игра «Поезд» | |
II | Продолжать знакомить с видами общественного транспорта (трамвай) | Конструирование «Автобус, трамвай». Ситуация общения «Чем опасна дорога зимой» | Рисование «Колеса и светофоры» | ||
III; о ~2 | Учить отличать трамвай от других видов транспорта | Дидактическая игра «Паровоз» | Игровая ситуация «Мы шоферы и машинисты» (музыкальный руководитель) |
Продолжение табл.
IV | Закреплять умение различать красный и зеленый цвета | Игра «Поезд и туннель». Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Цель: воспитывать наблюдательность | Рисование «Дорога для зверей» (педагог по изобразительной деятельности) | ||
Март | I | Формировать знания о светофоре и о его назначении на дороге | Занятие 7. Друг на дороге Знакомить: - с элементарными прави лами дорожного движения со светофором, - рассказать о назначении светофора в целом. Формировать навыки соблюдения правила до рожного движения: зеле ный - иди, красный - стой. Дать представление о пространственных отношениях: вверху, внизу | Дидактическая игра «Собери светофор». Подвижная игра «Паровозы, машины» | Рисование «Два глаза светофора (красный «сердится», зеленый «улыбается») (педагог по изобразительной деятельности) |
II | Тренировать в умении различать транспорт | Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно» | |||
III | Закреплять умение различать части транспорта. Дать представление о пространственных отношениях: внизу, вверху | Игра «Шоферы-машинисты». Конструирование «Дорога для машин» | |||
IV | Формировать навыки соблюдения правил дорожного движения: зеленый -иди, красный - стой | Дидактическая игра «Найди и собери». Цель: закрепить знания о частях машин и их отличии. Подвижная игра «Паровозы, машины» | |||
Апрель | I | Знакомить с элементами правил поведения на дороге (быть осторожными, не бегать) | Занятие 8. Осторожно - дорога Закрепить знания о транспорте. Учить: - правилам дорожного дви жения (на дороге не отвле каться, идти только с взрос лым, держась за руку); - быть внимательными на дороге, (на дороге есть Светофорик, который на красный идти запрещает, а на зеленый разрешает) | Игра-инсценировка «Как машина зверят катала». Дидактическая игра «Разрешено - запрещено» | |
II | Учить быть внимательными, дорогу переходить на красный свет нельзя, по дороге идти только с взрослым, держась за руку | Наблюдение за ездой машин. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» | Рисование «Дорожка для зверят» (педагог по изобразительной деятельности) | ||
III | Развивать у детей наблюдательность, умение правильно оценивать движение на дороге (быстро -медленно, едут вперед -назад, близко - далеко) | Наблюдение игры детей старшей группы на транспортной площадке |
Окончание табл.
IV | Учить быть внимательным (дорогу переходить на красный свет нельзя, по дороге идти только с взрослым, держась за руку) | Игра-инсценировка «К нам едут гости» (с использованием различных видов транспорта) | Рисование «Дорожка для машины» (педагог по изобразительной деятельности) | ||
Май | I | Закреплять полученные знания о дороге и правилах поведения на ней | Занятие 9(итоговое). Разрешено и запрещено Закрепить знания о правилах поведения на дороге, используя сюжетные картинки. Повторить известные стихотворения и загадки о светофоре, транспортных средствах. Предложить детям рассказать о случаях на дороге, в транспорте, когда кто-либо поступал в соответствии с правилами дорожного движения или нарушал их | Наблюдение игры «Шофер». Конструирование «Трамвай» | Игровая ситуация «Угадай по звуку». Цель: учить различать звук машин от других (музыкальный руководитель) |
II | Продолжать работу по закреплению знаний о назначении светофора на дороге | Дидактические игры: «Разрешено - запрещено»; «Собери светофор» | |||
III | Закреплять знания об изученном транспорте | Конструирование «Автобус». Игра на транспортной площадке. Катание машин и езда на велосипедах | Ситуация общения «Цвет и форма» (педагог-психолог) | ||
IV | Закреплять знание правил поведения на дороге | Игра на транспортной площадке. Катание машин и езда на велосипедах | Дидактическая игра «Найди свой цвет». Цель: закреплять умение находить предметы зеленого и красного цвета (педагог-психолог) |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Время проведения | Тема и цель занятия 1-й недели | Тема и цель занятия 2-й недели | Тема и цель занятия 3-й недели | Тема и цель занятия 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Что есть на участке детского сада? Путешествие по территории участка | Что есть в групповой комнате? Путешествие по комнате | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий | Про девочку Машу и Зайку Длинное Ушко |
Цель | Приучать участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать) | Приучать участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать) | Вызывать симпатию к сверстникам. Помогать: - запоминать имена товарищей; - преодолевать застенчивость | Помочь понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы. Упражнять впроговарива-нии фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой) | |
Октябрь | Тема | Немецкая народная песенка «Три веселых братца» Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз» | Русская народная сказка «Репка» Дидактические упражнения: «Кто что ест?», «Скажи «а». Дидактические игры: «Поручения», «Лошадки» | Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше», «Был у Пети и Маши конь» | Песенка «Разговоры». Звук [у] Игры и упражнения на звуко-произношение (звук [у]). Рассматривание сюжетых картинок (по выбору воспитателя) |
Цель | Прочитать детям песенку. Формировать умения: - слушать стихотворный текст; - проговаривать звукоподра жательные слова; - выполнять движения, о ко торых говорится в тексте пе сенки; - отчетливо произносить сло ва вверх и вниз, по просьбе вос питателя выполнять действия, соответствующие этим словам. Совершенствовать уме ние понимать речь воспитателя. | Напомнить содержание сказки «Репка». Вызывать желание рассказать сказку вместе с воспитателем. Уточнять представления о том, какое животное что ест («Мышка грызет корочку сыра, собака - косточку» и т. д.). Активизировать вречи глаголы «лакать», «грызть», «есть». Учить: - отчетливо произносить звук [а], небольшие фразы; | Прочитать детям рассказы. Приучать слушать рассказ без наглядного сопровождения. Упражнять в отчетливом произношении гласных звуков [а], [и]. Учить рассматривать картинку. Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения | Прочитать детям песенку. Закреплять правильное произношение звука [у] (изолированного и в звукосочетаниях). Учить: - понимать что изображено на картинке; - осмысливать взаимоотно шения персонажей, отвечая на вопросы; - способствовать активизации речи |
Продолжение табл.
Поощрять попытки самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их. Помочь понять значение слов вверх, вниз | - дослушивать задание до кон ца, осмысливать его и выпол нять соответствующие действия; - различать действия, проти воположные по значению (подняться вверх - спуститься); - произносить звук [и] | ||||
Ноябрь | Тема | Потешка «Наши уточки с утра...», А. Барто «Кто как кричит?» Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?». Дидактическое упражнение «Ветерок». | Русская народная потешка «Пошел котик на Торжок...» Дидактическая игра «Это я придумал». Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками | Чтение сказки «Козлятки и волк» (обработка К. Ушин-ского) Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка» | Мама моет посуду (рассказ по картине) Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя). Дидактическое упражнение «Выше - ниже, дальше -ближе» |
Цель | Прочитать детям потешку, стихотворение. Совершенствовать умения: - понимать вопросы; - вести диалог со сверстниками. Развивать внимание. Учить: - различать и называть птиц, о которых упоминается в по тешке; - с помощью султанчиков мед ленно вдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить со стихотво рением-загадкой. Совершенствовать рече вой слух | Закреплять умения объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Познакомить с народной песенкой «Пошел котик на Торжок...». Упражнять: - в различении и названии цве тов (красный, синий, желтый); - в выполнении заданий воспи тателя («Сделай так-то»), рас считанных на понимание речи и ее активизацию | Познакомить с содержанием сказки «Козлятки и волк» (в обработке К. Ушинского). Вызывать желание поиграть в сказку. Рассказать о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (либо любому другому родному человеку) | Помочь: - понять содержание картины; - в процессе рассматривания активизировать речь. Учить договаривать слова, фразы. Упражнять в определении местоположения объекта и правильном его обозначении. Развивать память |
Продолжение табл.
Декабрь | Тема | Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Артикуляционные игры и дидактические упражнения на произношение звуков [м] - [м'],[п]-[п'],[б]-[б']. Дидактическая игра «Кто ушел?» | СказкаВ. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Дидактические упражнения на произношение звука [ф]. Дидактическая игра «Далеко -близко» Инсценирование сказки | Сказка В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»; песенка «Пошел котик на Торжок...» Дидактическая игра «Подбери перышко» | Стихотворение К. Чуковского «Котауси и Мауси» Рассмотрение сюжетных картин (по выбору воспитателя). Дидактические упражнения на произношение звука [к] |
Цель | Формировать умения: - четко произносить звуки [м]-[м'Ип]-[п'Иб]-[б'] в звукосочетаниях; - различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; - совершенствовать память и внимание. Познакомить с содержанием сказки (читать эмоционально, выразительно, стараясь доставить удовольствие от восприятия сказки) | Доставить удовольствие от восприятия знакомой сказки. Привлекать к воспроизведению диалогов между щенком и животными, которые попадались ему на глаза. Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты, предлагая на уточнение и закрепление произношение звука [ф]. Учить: - произносить звукосочетания с различной громкостью; - определять расстояние до на блюдаемого объекта(далеко, близко) и использовать в речи соответствующие слова | Приучать: - рассматривать иллюстрации и рисунки в книжках; - рассказывать о сверстниках, которые внимательно рас сматривают иллюстрации. Повторить народную пе сенку «Пошел котик на Тор жок...». Учить: - различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый; - повторять фразы вслед за воспитателем | Учить: - рассматривать картинку, ра доваться изображенному; - отвечать на вопросы по со держанию, делать простейшие выводы. - правильно и отчетливо про износить звук [к]; - способствовать развитию голосового аппарата (произне сение звукоподражаний с раз ной громкостью); - активизировать словарь. Познакомить с содержа нием художественного произ ведения (читать выразительно, эмоционально) | |
Январь | Тема | Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» Дидактические игры: «Это зима?», «Кто позвал?» | Где и как живет моя кукла (игрушка)? Рассказывание без наглядного сопровождения. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение нащк>ианошеыиеan.ков \ \Л - Гл'1 | Знакомые сказки. Потешка «Огуречик, огуречик...» Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи | Животные и их детеныши Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?». |
Продолжение табл.
3 * | ||||
Цель | Познакомить со сказкой Л. Н. Толстого «Три медведя». Приучать внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения. Учить: - распознавать на слух звуко подражательные слова; - узнавать сверстников по го лосу (игра «Кто позвал?»); - рассматривать раздаточные кар тинки (зимние сюжеты) и объяс нять, что на них изображено | Развивать: - способность понимать со держание рассказа без нагляд ного сопровождения; - умение слушать тот же сюжет в сокращенном и полном ва рианте. Упражнять в правильном назывании предметов мебели. Учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова | Вспомнить знакомые сказки. Помочь: - драматизировать отрывки из произведений; - запомнить новую потешку. Упражнять в отчетливом произношении звуков [т] - [т']. Развивать голосовой аппа рат с помо Наши рекомендации
|