Глобальная логистическая цепочка
Для решения этих задач логистическим менеджерам нужно хорошо представлять себе всю сложность глобальной логистической цепочки, особо тщательно учитывай огромные различия между внутренней и международной деятельностью. В этом вопросе мы остановимся на этих различиях, затрагивающих: (1) продолжительность функционального цикла; (2) собственно логистические операции; (3) системную интеграцию; (4) роль союзов.
Продолжительность функционального цикла
Функциональные циклы во внутристрановой и глобальной логистике существенно различаются по длительности. Если на внутреннем рынке транзитное время (срок транспортировки заказа) составляет 3—5 дней, а весь функциональный цикл занимает от 4 до 10 дней, то на международном уровне функциональный цикл нередко измеряется неделями и месяцами. Скажем, у поставщиков автомобильных частей из Тихоокеанского региона обычно ухолит от 16 до 19 дней с момента отгрузки заказа на пополнение запасов до его получения производственным предприятием в США.
Причинами удлинения функционального цикла в международных операциях служат более медленная связь, особенности финансирования, особые требования к упаковке, расписание океанских рейсов, более продолжительные сроки транспортировки и выполнение таможенных процедур (декларирование, досмотр грузов и пр.). Связь замедляется из-за разницы часовых поясов и языковых различий. Задержки в финансировании объясняются тем, что большинство международных сделок осуществляется с использованием аккредитивов (то есть на условиях открытого банковского кредита).
Логистические операции
Занимаясь логистической деятельностью на мировом рынке, следует принимать в расчет ее существенные отличия от внутренней логистики. Во-первых, международные операции требуют многоязычного сопровождения продуктов и документов. Технические продукты — скажем, компьютеры — имеют такие характеристики, как тип клавиатуры и язык, с которым работает сам прибор и на котором составлена инструкция по применению. Языковые различия многократно усложняют логистику, поскольку «привязка» потребительских характеристик продукта к определенному языку ограничивает его рынок отдельной страной. Например, в Западной Европе, пусть даже по территории она намного уступает США, для поддержки маркетинговых мероприятий требуется относительно больше запасов, так как применительно к каждому языку создается отдельный запас. Использование упаковки с обозначениями на разных языках несколько уменьшает нужду в дроблении товарных запасов по языковому признаку, однако такая стратегия не всегда приемлема. В международных операциях приходится также вести документацию на языках многих стран, через которые осуществляется транспортировка продуктов. Хотя основным коммерческим языком в мире признан английский, некоторые государства требуют оформления перевозочных и таможенных документов на местных языках. А значит, перед отправкой грузов нужно делать перевод сложной документации, что, разумеется, отнимает время и силы. Преодолеть эти проблемы связи и документации позволяет стандартизованная система электронного обмена данными.
Сложность глобальной логистики становится особенно очевидной, стоит только поближе присмотреться к отрасли морских и океанских грузоперевозок. В условиях современной конкуренции эта отрасль приобретает ключевое значение для удовлетворения потребности в своевременных поставках на производственные предприятия и в магазины с учетом сезонных колебаний спроса. Большинство глобальных логистических потоков опирается на использование водного транспорта. С повышением надежности океанского транспорта благодаря внедрению электронных систем обмена данными и созданию условий для смешанных перевозок этот вид транспортных услуг становится все более привлекательным для компаний как по срокам, так и по затратам. Однако эта отрасль перевозок обладает некоторыми специфическими чертами, которые особым образом сказываются на глобальной логистике.
Системная интеграция
Долгое время информационные системы многонациональных компаний отличались внутренней разобщенностью. С этим еше можно было мириться до тех пор. пока отдельное предприятие в каждой стране рассматривалось как самостоятельная и независимая в правовом отношении хозяйственная единица. Такая стратегия наделяла предприятия необходимыми полномочиями и обеспечивала оперативную гибкость, но вместе с тем сопутствующая ей слабая межстрановая координация порождала непомерные для успешной конкуренции издержки. Стало быть, третье отличие глобальной логистической цепочки — потребность в более высоком уровне координации, средством достижения которого служит системная интеграция. Это означает, в частности, возможность направлять заказы и управлять запасами из любой точки земного шара с помощью системы электронного обмена данными. Необходимое для этого обновление аппаратного оборудования и программного обеспечения требует крупных капиталовложений, так что подобная интеграция — процесс не краткосрочный. Пока что лишь немногие компании располагают интегрированными глобальными системами логистической информации.