Характеристика видов транспорта
Рассмотрим теперь достоинства и недостатки отдельных видов транспорта с точки зрения потребителей транспортных услуг – грузоотправителей и грузополучателей.
Железнодорожный транспорт
Данный вид транспорта используется при перевозке широкой номенклатуры грузов на большие расстояния. Наиболее рентабельными перевозками в этой сфере являются повагонные отправки каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции. В последние годы железная дорога стала расширять спектр своих услуг с учетом требований своих клиентов, например, контейнерная перевозка грузов, перевозка автомобильных прицепов (рельсовых контейнеров), переадресование грузов прямо на маршруте, обработка товаров в ходе перевозки[3] и т.д.
По величине грузооборота железнодорожный транспорт существенно опережает автомобильный транспорт и уступает только трубопроводному транспорту. При сухопутной отгрузки товаров большими партиями на дальние расстояния железнодорожный транспорт несомненно удерживает в России лидирующее положение. Несмотря на активное развитие рынка автомобильных перевозок за последние годы, автомобильный транспорт пока не может составить конкуренцию железной дороге в силу специфики российского пространства и целого ряда экономических, технологических и иных факторов.
Для сравнения отметим, что в странах с развитой экономикой железнодорожный транспорт за последние 30 лет уступил некоторую долю рынка грузовых перевозок другим видам транспорта (прежде всего, автомобильному транспорту). Так, например, в США – одной из великих железнодорожных держав мира (США, КНР, Россия) темпы роста грузооборота на железной дороге составлял всего 2% ежегодно, что существенно ниже, чем на автомобильном транспорте. В Западной Европе (в том числе в ведущих странах – во Франции и Германии) начиная с 1970 гг., грузооборот железной дороги постоянно сокращался, а в Японии упал в 2 раза. В то же время в последние годы положение относительно стабилизировалось – железная дорога заняла свою нишу на рынке международных перевозок.
Рассмотрим достоинства и недостатки железнодорожного транспорта с точки зрения потребителя.
Å Железнодорожный транспорт обладает высокой провозной и пропускной способностью, практически не зависит от влияния климата, атмосферных осадков, времени года и суток. Обеспечивает высокую скорость доставки грузов при относительно низких тарифах, регулярность отправок.
Q Среди недостатков следует выделить наличие определенной степени риска утраты, порчи или повреждения товара в пути, а также высокий уровень монополизированности, что сказывается на качестве обслуживания клиентов. Также для значительного числа компаний невозможна доставка «от двери до двери» (отсутствуют подъездные пути).
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт традиционно специализируется на перевозках дорогостоящих грузов на небольшие расстояния. С развитием нового типа интермодальных перевозок, внедрением контейнерных и пакетных технологий и грузовых терминалов автомобильный транспорт стал активно использоваться и при перевозках грузов на дальние расстояния. При этом тарифы сравнительно высокие, но преимущества автомобильного транспорта окупают все затраты клиентов.
Рынок автомобильных грузовых перевозок активно развивается в последние годы и десятилетия, что характерно как для России, так и для зарубежья. Автомобильный транспорт играет весьма существенную роль в транспортном комплексе развитых стран. Например, в Западной Европе грузооборот автомобильного транспорта более чем в 4 раза превышает железнодорожный. А в целом же страны Европы и Северной Америки являются лидерами в развитии данного вида транспорта. Достаточно сказать, что парк грузовых автомобилей этих стран насчитывает около 100 млн. автомобилей, что составляет около 75% от мирового парка грузовых машин. Иная картина наблюдается в России и странах ближнего зарубежья.
Россия по протяженности сети автодорог занимает 4 место в мире, уступая США, Канаде и Франции. В то же время по критерию качества дорожного покрытия Россия существенно уступает развитым державам. Так, если протяженность дорог в России составляет около 900 тыс. км., то примерно треть из них имеют гравийное, щебеночное, шлаковое или булыжное покрытие, 10% занимают грунтовые дороги. Плотность дорог общего пользования составляет в России 25 км на тыс. км2 территории (для сравнения: в Европе – 1000 км и США – 800 км на тыс. км2). Таким образом, следует признать, что автодорожная сеть развита в России недостаточно, что существенно сдерживает развитие рынка автомобильных перевозок. Существуют также проблемы и с автопарком. К началу 2000 г. в России было зарегистрировано около 30 млн. транспортных средств, однако потребность в них, по оценкам специалистов, превосходит этот показатель как минимум в 1,5 раза. Кроме того, автомобили отечественного производства отличаются низкой экологичностью, что затрудняет их использование при международных перевозках, особенно при сообщении со странами Европы.
Достоинства и недостатки автомобильного транспорта.
Å Высокая мобильность и оперативность, высокий уровень конкуренции, что существенно сказывается на уровне обслуживания, гарантирует клиенту право выбора наиболее подходящего перевозчика. Высокая сохранность груза, возможность доставки грузов «от двери до двери» практически для всех предприятий и организаций. Высокая скорость доставки.
Q Относительно высокие тарифы, зависимость от погодных и дорожных условий, высокий риск ДТП и разбойных нападений, недостаточная экологичность.
Водный транспорт
Морской и внутренний водный транспорт обладают целым рядом схожих черт, вследствие чего оба эти вида удобно рассмотреть совместно.
Внутренний водный (или речной) транспорт специализируется в основном на перевозках минерально-строительных грузов ( 3/4 всех грузов) и сезонных грузов – зерна, овощей и бахчевых. Перевозятся также лесные и нефтяные грузы. Более 2/3 всего грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Важную роль речной транспорт играет в тех районах, где иные виды транспорта отсутствуют, например, на Крайнем Севере. Лена, Енисей, Обь выступают как основные транспортные магистрали для целого ряда районов Сибири и Дальнего Востока.
Морской торговый флот обслуживает в основном внешнюю торговлю. Для перевозок внутри страны (каботажное плавание) он используется незначительно. В Советском Союзе доля морских перевозок в общем объеме перевозок экспортно-импортных грузов в отдельные периода достигала 80%. К настоящему времени эта доля сократилось с 80% до 12%, а сам флот уменьшился практически наполовину. Значительную долю российских экспортно-импортных перевозок теперь выполняют иностранные морские суда, а также зарубежные автомобильные перевозчики. Впрочем, неблагоприятные времена переживает и международный морской флот в целом. Увеличение флота в последние годы явно превышает рост спроса на морские перевозки. В перспективе это грозит падением тарифов и кризисными явлениями в этой транспортной отрасли.
Преимущества и недостатки морского и внутреннего водного транспорта.
Å Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния при высокой провозной и пропускной способности. Для морского транспорта следует отметить также возможность межконтинентальных перевозок.
Q Низкая скорость доставки грузов. Зависимость от времени года, климатических и навигационных условий. Для внутреннего водного транспорта имеет также значение глубина фарватера и направление движения по руслу реки. Невысокая сохранность груза.
Воздушный транспорт
Воздушный (или авиационный) транспорт специализируется на перевозках срочных (экспресс-почта) и скоропортящихся (свежая рыба, живые цветы) грузов, дорогих изделий (приборы, ювелирные изделия). В целом на рынке грузовых перевозок авиатранспорт играет незначительную роль, гораздо большее значение он имеет при перевозках пассажиров на дальние расстояния.
Последние 10 лет авиационный транспорт переживал настоящий бум в своем развитии, который к настоящему времени можно считать завершенным. Пик этого бума пришелся на 1995 год, когда грузооборот авиатранспорта достиг 295 млн. т-км (в т.ч. 190 млн. т-км в международном сообщении), количество перевезенных пассажиров составило 2,2 млрд. человек (в т.ч. 1,2 млрд. чел. В международном сообщении).
В России все эти годы наблюдалась обратная ситуация. О состоянии воздушного транспорта России можно судить хотя бы по работе отечественной авиационной промышленности. Так, если в 1992 г. в РФ было произведено 282 самолета, то в 1994 г. только 47, в 1996 г. – 12, в 1998 г. – 8, в 2000 г. – 4. Средний возраст самолетов приблизился к 20 годам, и спасает положение только резкое сокращение объемов перевозок, которые сократились в 7 раз (прежде всего за счет сокращения пассажирских перевозок)[4]. В то же время, по прогнозам Министерства транспорта РФ в ближайшие годы ожидается постепенный рост объема перевозок и грузооборота авиационного транспорта, который составит: а) по объему перевозок с 530 тыс. т. в 2000 г. до 716 тыс. т. к 2005 г., и б) по грузообороту с 2,45 млрд. т-км в 2000 г. до 3,5 млрд. т-км. к 2005 г. Такой рост потребует обновления подвижного состава. В России также намечается тенденция уменьшения количества и укрупнения авиакомпаний, число которых, по прогнозам, снизится до уровня 100-110, при этом 5-8 авиакомпаний будут иметь федеральный статус, около 25 – региональный и 60-70 – местный.
Достоинства и недостатки воздушного транспорта.
Å Самая высокая скорость доставки грузов, возможность доставки грузов за короткий срок в удаленные районы. Высокая надежность поставок и сохранность груза.
Q Высокие тарифы. Зависимость от навигационных условий. Ограниченное количество пунктов (аэропортов и аэродромов), в которые возможна доставка грузов. Последний недостаток отсутствует у вертолетов, которые по критерию мобильности превосходят даже автомобильный транспорт.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт используется для транспортировки узкой номенклатуры специфических грузов: сырой нефти и продуктов нефтепереработки, природного газа, размельченного каменного угля и руды при помощи воды, химических продуктов и пр. При этом транспортировка грузов по трубопроводу обходится существенно дешевле, чем по железной дороге, хотя и несколько дороже, чем на водном транспорте. При этом следует отметить специфическую особенность данного вида транспорта: отсутствие транспортных средств. Для транспортировки грузов требуются только пути сообщения и нефтяные (газовые, прочие) терминалы.
Крупнейшими владельцами нефтепроводов являются США (320 тыс. км. нефтепроводов) и России (60 тыс. км.). В мире общая протяженность нефтепроводов составляет около 440 тыс. км. Если в США трубопроводы используются в основном для перекачки нефти для внутреннего потребления, то в России – это преимущественно поставки сырой нефти в страны Центральной и Западной Европы транзитом через территорию Украины и Белоруссии, порты Балтийского и Черного морей. Протяженность российских газопроводов составляет около 140 тыс. км.
Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта.
Å Высокая пропускная способность при низкой себестоимости. Высокая сохранность груза, в частности, за счет уменьшения потерь при переливах нефти на нефтяных терминалах.
Q Узкая номенклатура транспортируемых грузов. Следует также отметить, что лишь в редких случаях по одному и тому же трубопроводу можно перегонять грузы разных наименований. Так, например, нельзя после транспортировки мазута перегонять по трубопроводу высококачественный бензин. Это накладывает определенные ограничения по использованию трубопроводов.
Транспорт – основной проводник материального потока и единственная причина его движения на межорганизационном уровне и внутри предприятия.Транспортная логистика взаимодействует со снабженческой и распределительной логистикой и интегрирована с информационной системой логистики. схема
Материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции проходит след. этапы:
1. От поставщика сырья и ресурсов до предприятия с помощью различных видов транспорта.
2. Движение потока внутри предприятия по стадиям производственного процесса.
3. Движение материального потока от предприятия-изготовителя до конечного потребителя продукции.
Время движения зависит от многих факторов, в т.ч. от сроков доставки продукции различными видами транспорта.
Железнодорожный транспорт:
где tн.к. – время на начально-конечные операции, сутки (часы); L – расстояние перевозки, км; Vн – норма пробега вагона в сутки; tдоп – время на дополнительные операции на ж/д транспорте.
Морской транспорт:
где Vком – коммерческая скорость, миль/сутки;,
где а – коэффициент использования грузоподъёмности; DГ – грузоподъёмность судна, т; М – средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки; Vсут – эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии (миль/сутки).
Речной транспорт:
где Тгр – время на накопление, формирование и отправление грузов, сутки; Vn – норма пробега судна в сутки.
Автомобильный транспорт:
где Vэк – эксплуатационная скорость, км/ч.
Выделяют 2 основных принципа организации транспортировки:
1) экономия за счёт масштаба грузоперевозки;
2) экономия за счёт дальности маршрута.
При проектировании транспортной составляющей логистич. системы, кроме соблюдения принципов, выполняют следующие операции:
ü Выбор вида транспортных средств.
ü Выбор типа транспортных средств.
ü Совместное планирование транспортного, складского и производственного процесса.
ü Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.
ü Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.
ü Определение рациональных маршрутов.
ü Выбор поставщика транспортных услуг.
ü Согласование транспортных и погрузочных работ.
ü Определение суммарных расходов доставки груза.
Все эти операции в совокупности составляют задачи транспортной логистики. Цель транспортной логистики: доставить нужный товар в необходимом количестве в нужное место и в нужное время. Основные критерии выбора транспорта: 1)скорость доставки продукции; 2)стоимость транспортного средства.
Функции транспортировки:
1. Перемещение груза, она включает:
− физическое перемещение
− увеличение потребительной стоимости
− сокращение времени перевозок
− уменьшение риска порчи, пропажи, потери груза
2. Хранение груза (в процессе перевозки не занимаются складские площади, медленные способы транспортировки – это сокращение количества складов и экономия на дорогостоящих погрузочно-разгрузочных работах на складах.)
Сравнительная характеристика различных видов транспорта.
Управление транспортировкой на предприятии включает в себя след. этапы:
1) выбор способа транспортировки
2) выбор вида транспорта
3) выбор транспортного средства
4) выбор перевозчика и логистич. партнёров по транспортировке
5) оптимизация параметров транспортного процесса
Характеристики транспорта:
1) скорость перемещения грузов;
2) грузоподъёмность;
3) надёжность;
4) частота перевозок;
5) доступность транспортных средств.
Перевозимые грузы классифицируются по:
− происхождению
− физико-химическим свойствам
− способу перевозки
− весовым характеристикам и габаритам
− технологии хранения
По назначению выделяют 2 группы транспорта:
1) транспорт общего пользования (удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров);
2) транспорт не общего пользования, или ведомственный, внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства, принадлежащие нетранспортным организациям. таблица
Каждый вид транспорта по каждому фактору подразделяется на опред. ранги: 1 – наилучшее значение фактора, 5 – наихудшее.
Железнодорожный транспорт.
Достоинства: высокая провозная и пропускная способность; независимость от климатических условий, времени суток и года; высокая регулярность перевозок; относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния.
Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая материалоёмкость и энергоёмкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза.
Морской транспорт.
Достоинства: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоёмкость перевозок.
Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной почтовой инфраструктуры; жёсткие требования к упаковке и креплению грузов; невысокая частота отправок.