Выбор оптимального местоположения складов

Метод центра тяжести

выбор оптимального местоположения складов - student2.ru выбор оптимального местоположения складов - student2.ru

Одним из ключевых факторов, определяющих экономическую и технологическую эффективность складского комплекса является его местоположение относительно расположения поставщиков и заказчиков продукции, идущей через склад. Местоположение склада сказывается на таких показателях, как транспортные расходы, арендная земельная плата, а также объем продаж, поскольку в некоторых случаях местоположение дистрибьютера или компании-производителя влияет на выбор покупателя.

В тех случаях, когда в качестве главного критерия оптимизации местоположения складского комплекса выбирается минимум суммарных транспортных затрат, для решения данной задачи может использоваться метод центра тяжести. Постановка задачи, решаемую методом центра тяжести, схематично представлена на следующем рисунке (см. выше).

На рисунке обозначено несколько объектов: поставщики, заказчики и в центре – складской комплекс. Стрелками указано направление грузовых потоков. Географическое расположение объектов представлено в декартовой прямоугольной системе координат, причем координаты поставщиков и получателей известны, а координаты оптовой базы остаются неизвестными. Требуется найти оптимальные значения величин x0, y0, при которых суммарные годовые затраты на транспортировку грузов в рассматриваемой системе будут минимальными. Транспортные затраты рассчитываются как произведение следующих величин: объем грузопотока, т/год; расстояние между поставщиком/заказчиком и складским комплексом, км; транспортный тариф, руб/ткм.

Единица измерения «руб/ткм» означает «рубль на тонно-километр», то есть во сколько обходится транспортной организации перемещение одной тонны груза на один километр

Складская сеть в общем виде представляет собой комплекс объектов складского назначения, размещенных на определенной территории.

Складскую сеть в широком смысле можно рассматривать как микрологистическую систему, т.е. структурированную экономическую систему, состоящую из взаи­мосвязанных в процессе управления материальными и сопутствующими им потока­ми элементов.

Процедура Формирования складской сети состоит из следующих этапов:

1. прогноз спроса

2. планирование объема продаж и регионов сбыта

3. планирование потребностей в складских мощностях

4. анализ потенциальных складских мощностей

5. выбор формы собственности склада

6. разработка программы размещения складской сети

7. определение количества складов их размещение

8. разработка проекта складского хозяйства

Рассмотрим этапы более подробно.

Первый этап. Методы прогнозирования должны обеспе­чивать отражение изменений, связанных с ориентацией на выполнение задач логистики. Отбор таких методов прогнозирования должен осуществляться с учетом следу­ющих условий:

Во-первых, необходимо провести анализ ретроспективы спроса, опираясь на учет и анализ заказов, полученных фирмой ранее (в течение как можно более длительно­го срока).

Во-вторых, следует параллельно произвести два вида работ: установить различия в видах и характере материальных потоков и возможно потребителей, а также вы­брать из всей широкой гаммы существующих методов прогнозирования те, которые могут быть использованы в конкретных условиях.

В этом случае третьим является тестирование и отбор подходящих методов со­ставления прогноза с учетом полученных данных о ретроспективе спроса и о типах товара. Здесь проводится сопоставление полученных результатов с реальным спро­сом, зафиксированным в течение данного периода.

В заключение проводятся прогнозные расчеты и отслеживаются расхождения. При этом постоянно оцениваются результаты функционирования системы прогнозиро­вания. При необходимости возможен пересмотр выбранных методов.

Второй этап. Планирование объема продаж и регионов сбыта осуществляется службой маркетинга на основании анализа рынка, сегментации рынков сбыта, анализа конкурентов и т.п.

Третий этап. Планирование потребностей в складскихмощностях базируется на результатах пре­дыдущего этапа, когда определены ориентиры объемов продаж и выбраны регионы сбыта.

Объемы продаж позволяют определить общую потребность в складских мощно­стях, а выбор регионов сбыта — разработать программы грузопотоков по всей сети распределения с ориентацией на регионы основного складирования запасов. Эта ста­дия сопряжена с планированием потребностей складских мощностей, а следователь­но, с определением имеющихся в каждом интересующем регионе ресурсов складских мощностей.

Четвёртый этапанализирует потенциальные складские мощности.Анализируя потенциальные возмож­ности региона, предприятие прежде всего оценивает свои собственные склад­ские мощности. В случае отсутствия последних, решается вопрос взятия складских мощностей в аренду на длительный срок (лизинг) или возможен вариант передачи товара на склады общего пользования, которые будут осуществлять всю необходи­мую обработку груза и весь комплекс дифференцированных услуг, которые требуют­ся клиентам.

Оценивая потенциал создаваемой складской сети предприятия, необходимо учи­тывать целый ряд ограничений:

—экономические;

—технологические;

—технические;

—демографические, которые существенно влияют на эффективное функ­ционирование складской сети и т.д.

Пятый этап включает разработку программы размещения складской сети.Переходя к разработке програм­мы размещения складской сети, необходимо учитывать, что эта проблема комплекс­ная, включающая в себя такие вопросы, как определение количества складов, обес­печивающих бесперебойное снабжение клиентов с максимальным комплексом обслуживания; пространственное расположение складов в регионе обслуживания при различном характере и потребностей в спросе; степень приближения складов к по­требителям; необходимые объемы складирования грузов в разных складах; степень объединения (централизации) или разукрупнения складов; влияние транспортных коммуникаций и самих транспортных средств доставки и т.д.

Территориальное размещение складов и их количество определяется мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным рас­положением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационных свя­зей и т.д.

Существует несколько критериев и методов, определяющих целесообразность выбора места склада.

Разработка проекта складского хозяйства включает проектирование самого скла­да и обслуживающей его инфраструктуры. Разработка проектных решений ведется для каждого конкретного склада, входящего в складскую сеть.

Шестой этап определяет стратегию складирования запасов. Одно из важнейших решений, которое должна принять фирма в сфере складско­го хозяйства, — это определиться в вопросе организационной формы управления складом. Фирма должна выбрать: иметь собственный склад или воспользоваться ус­лугами склада общего пользования (СОП), арендовав в нем требуемые площади (объе­мы). Возможно использование и третьей альтернативы — взятие в аренду всего скла­да с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все затраты на обслужива­ние склада ложатся на фирму и может быть рассмотрен как первая альтернатива.

Рассматривая данную проблему с учетом функционирования склада в различных областях логистики, следует сразу отметить, что склады производственной логистики: склады промежуточной продукции, инструментов и оборудования (или цеховые скла­ды) должны являться собственностью фирмы, располагаясь в непосредственной бли­зости от производственного процесса. Наиболее актуально проблема владения скла­дом стоит в снабженческой и распределительной логистике и решение ее должно быть направлено на поиск компромиссов. При этом факторы, указывающие в пользу выбо­ра той или другой альтернативы, а возможно, и их комбинации, будут одни и те же.

Комбинация собственного склада и СОП становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, обеспечивающим минимальные общие издерж­ки при условии расширения рынка сбыта фирмы в различных регионах, а также в случае сезонного спроса на товар. Ключевым фактором выбора варианта является объем склад­ского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно боль­шом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости склада. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Другим определяющим фактором яв­ляется рыночное пространство: чем выше концентрация потребителей в регионе сбы­та, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта в данном случае необходимо учитывать также постоянный спрос на товар.

К СОП следует обращаться при низких объемах товарооборота фирмы или при хра­нении товара сезонного спроса. В снабженческой и распределительной логистике, в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партия­ми при строгой гарантии ее выполнения, многие фирмы стремятся воспользоваться услугами СОП, которые максимально приближены к потребителям. Это приобрета­ет особое значение при работе «поставщик-потребитель» на основе принципа «точ­но в срок». СОП также отдается предпочтение, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен (рисунок 10).

Рисунок 10 – Склад общего пользования

Склады общего пользования, не являясь собственником товара, реализуют лишь услуги, поэтому многие функции, выполняемые обычно складами, для СОП рассмат­риваются в качестве логистических услуг. В общем виде СОП осуществляет следу­ющий комплекс услуг представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Ключевые факторы выбора формы собственности склада

Собственный склад Склад общего пользования (СОП)
• стабильный объем продаж • большой товарооборот • высокая оборачиваемость • высокая концентрация потребителей • сильная конкуренция • низкий объем продаж • сезонный товар • нестабильный спрос • новый рынок • начальная стадия развития фирмы

Источник: [2, с. 30]

К преимуществам СОП относятся следующие показатели:

• отсутствие инвестиций в развитие склада

• сокращение финансовых рисков

• гибкость в потребности складских мощностей

• нет необходимости подбора кадров

• нет ответственности по управлению запасами.

Седьмой этап предполагает определение количества складов в складской сети. Как и при решении задачи создания собственного склада, здесь должен приме­няться метод поиска компромисса и анализ потребности складских мощностей в раз­личных регионах сбыта. Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей про­дукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных же фирм с большим национальным или межнациональным рын­ком этот вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодоле­вать значительные трудности.

Вопрос расширения складской сети, т.е. увеличения количества складов, связан с изменением затрат.

Принимая решения по количеству скла­дов, фирма должна исходить из условий наибольшей эффективности, связанной с на­именьшими общими суммарными издержками обращения, — тотальными логисти­ческими затратами, среди которых прежде всего необходимо учитывать:

А.) расходы на строительство и эксплуатацию складов, включающие затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования и затраты, связанные с дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и обо­рудования, расходы на зарплату, электроэнергию и т.д.);

Б.) затраты на транспорт, состоящий из первоначальных капиталовложений на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и от­правке грузов (расходы, связанные с транспортировкой грузов, содержание и ремонт транспортных средств, устройств и объектов).

При этом также необходимо учитывать и ряд других факторов, зависящих от ко­личества складов и влияющих на обеспечение уровня обслуживания:

—предоставляемые логистические услуги;

—транспортное обслуживание;

- частота и ритмичность поставок;

- размер партии поставки и другие.

Существует сильная взаимозависимость между возможностью быстрого удовлет­ворения потребностей клиентов в плане оказания различных логистических услуг, включая замену дефектной продукции, и количеством складов.

Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети, как и любая логистическая задача, является оптимизационной, поскольку, с одной стороны, строительство новых или покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой — должно быть обеспе­чено (наряду с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение издер­жек обращения от приближения к своим клиентам.

Восьмой этап определяет расположение склада.Проблема определения расположения склада неразрывно связана с решением вопросов определения числа складов и размещения складской сети.

При выборе фирмой складов общего пользования, проблема решается достаточ­но просто и сводится лишь к расчету необходимой складской площади и выбору пред­лагаемых вариантов. К тому же при изменении рынка сбыта условия аренды могут корректироваться в зависимости от меняющихся интересов фирмы.

Однако продвижение на новые рынки сбыта, изменение объемов потребления, развитие новых производств, технологические инновации, усиливающаяся конку­ренция и целый ряд других факторов ставит перед фирмами вопрос расширения складской сети через строительство новых собственных складов или изменение по­ложения за счет покупки в собственность уже действующих складов, с целью более эффективного обслуживания рынка. Такое решение должно стать результатом ис­следования и расчетов, где решающее значение имеет эффективность функциони­рования склада и его экономическая целесообразность в процессе дальнейшей экс­плуатации.

Географическое место расположения склада оказывает существенное воздействие на уровень расходов по транспортировке (на склад и со склада), складированию гру­зов, а значит, на уровень и стоимость логистических услуг, предлагаемых покупателям.

Для складов производственной логистики решение данной проблемы упрощает­ся тем, что размещение этих складов ведется на основных производственных площа­дях самой фирмы, а поэтому остается решить лишь вопрос размера склада. Гораздо сложнее обстоит дело для складов снабженческой и распределительной логистики в связи с увеличением числа потребителей складских услуг и географической раз­бросанностью клиентов фирмы.

Как показывают исследования, проведенные в США, большинство амери­канских компаний при выборе размещения склада используют следующую последо­вательность действий (он распространяется также и при определении место положе­ния производственных предприятий):

1. Управление компании принимает решение о необходимости поиска места (пло­щади) для склада. Это решение должно основываться на тщательном изуче­нии расходов и доходов с учетом добавления новых мощностей при перемеще­нии существующих мощностей в логистической системе.

2. Изучается и подготавливается базисная информация предполагаемых мощнос­тей, включая необходимую емкость склада, характеристики хранимой продукции, потребность в рабочем персонале, необходимую инфраструктуру, включая транспортные потребности и т.д.

3. Группа разработчиков-проектировщиков занимается изучением вопросов, свя­занных с месторасположением и оказывающих влияние на проект объекта (то­пография, география местности).

4. Подготавливается перечень основных требований к предполагаемому месту
дислокации. Сюда должны войти как специфические требования компании,
так и вопросы рынка, рабочей силы, особенностей логистической системы,
в которой будет функционировать склад, требования природоохранного законодательства и существующая там конкуренция. Основной перечень факто­ров, влияющих на выбор месторасположения склада представлен в таблице 2.

5. При выборе месторасположения района застройки все возможные варианты рассматриваются с учетом разработанного списка требований, что существен­но сокращает количество вариантов. Оставшиеся приемлемые варианты анализируются более детально.

6. Отобранные в результате изучения данные проверяются на конкретном месте. При посещении предполагаемого района застройки собирается дополнитель­ная информация о социальном уровне населения, существующей культуре об­служивания, традициях, спросе населения и т.д. На базе полученной информации выбирается место рекомендуемых строительных площадей.

7. Альтернативный выбор осуществляется из числа рекомендуемых участников застройки высшим руководством компании [2, c. 26-34].

Рассмотрим расположение складов производственного, торгового, коммерческого назначения и перевалочных складов. Основной задачей склада, обеспечивающего потребности производства в сырье и материалах, является своевременная поставка в цеха необходимого сырья или комплектующих по ассортименту и количеству. Выполняемые складские операции по подбору и поставке необходимых материалов явля­ются частью общего производственного технологического процесса и должны осуществляться строго в соответствии с утвержденным графиком выпуска продукции. Обеспечить решение этой задачи возможно только при условии размещения склада сырья и материалов вблизи или в одном здании с производственными цехами в зависимости от вида производства и разме­ров предприятия.

Определяющим фактором при выборе места является целесообразность раз­мещения самого производства в данной местности с учетом всех соответству­ющих условий.

Для всех складов, обеспечивающих нужды любого производства, характер­ны следующие особенности:

• размещение складов вблизи или в одном здании с производством;

• высокая степень механизации или автоматизации всех операций;

• заданный режим работы при поступлении или выходе материалов (гото­вой продукции), соответствующий плану производства и реализации продукции;

• технологический процесс на складе является частью единой технологии
предприятия;

• наличие единого информационного поля с производством;

• кратковременное хранение материалов и готовой продукции.

Таблица 2 – Факторы, влияющие на выбор месторасположения склада

Факторы, влияющие на выбор региона Показатели при выборе конкретного месторасположения склада
Близость к рынкам сбыта Наличие железнодорожного транспорта
Наличие конкурентов Существующие транспортные коммуникации
Близость к рынкам снабжения Расстояние до объектов снабжения и сбыта
Уровень жизни населения Определение принадлежности района застройки (к сельской местности, крупному городу — окраина, пригород и т.д.)
Наличие трудовых ресурсов Стоимость земли
Заработная плата Водные коммуникации
Имеющиеся земельные участки для удовлетворения потребных мощностей и их стоимость Разрешение экологической службы города
Транспортные коммуникации  
Налоги, финансирование  
Разрешение экологической службы  

Источник.: [2, с. 34, табл. 3.1]

Основной задачей склада торговой компании является осуществление снаб­жения торговых точек по ассортименту и количеству или обеспечение распре­деления товарного потока по ассортименту и количеству по другим складам, расположенным в другой местности. Исходя из этой задачи выбор местополо­жения склада определяется следующими критериями:

• на пути основных товаропотоков (запад-восток, между регионами и т.д.);

• вблизи мест потребления товаров (мегаполисы, города);

• в месте пересечения транспортных артерий (автодорог, железнодорожных магистралей и автодорог и т.д.).

Распределительные центры обычно размещаются вблизи или на пересече­нии крупных автомагистралей или недалеко от крупных городов, имеющих как автомобильное, так и железнодорожное сообщение. Основной задачей этих распределительных центров является сортировка партий товаров в региональные центры. Поставка и отгрузка товаров с РЦ осуществляется крупнотоннажными автомобилями и контейнерами, в том числе и по же­лезной дороге.

Основной задачей коммерческого склада является предоставление услуг по хранению и обработке товаров клиентов. Так как эти склады в основном ориен­тированы на хранение товаров торговых компаний, то принципы их размещения являются такими же, а именно: на пути основных товаропотоков, вблизи горо­дов и на пересечении основных транспортных артерий.

Удобство расположения коммерческого склада зачастую является опреде­ляющим при его выборе торговой компанией. Ведь кроме затрат по склад­ской обработке торговая компания несет также расходы по доставке това­ров на склад и до торговых точек или конечных покупателей. Большим плюсом коммерческого склада является наличие вблизи железной дороги, так как поставщики крупных торговых компаний зачастую находятся за сотни и тысячи километров, а железнодорожный транспорт является самым дешевым из наземных видов транспорта.

Размещение коммерческого склада в самом населенном пункте или вбли­зи от него позволяет торговой компании оперативно пополнять товарные запасы в торговых точках, а также организовывать доставку товаров поку­пателям прямо со склада. Широкое распространение получили продажи то­варов в магазинах или через Интернет с их доставкой со склада.

Коммерческие склады, расположенные на крупных магистралях, также могут выступать как перевалочные пункты или распределительные центры. Для многих торговых компаний содержание собственных крупных складов является невыгодным, а использование по мере необходимости коммерчес­ких складов для обработки и распределения товаров и их отправки в пунк­ты назначения является менее затратным.

В большом количестве создаются коммерческие склады в местах перевалки грузов с одного вида транспорта на другой: в аэропортах и на железнодорожных станциях, особенно работающих с внешнеторговыми грузами. Коммерческие склады обладают большей гибкостью при работе с клиентами и предоставляют более широкий спектр услуг по таможенному оформлению, по обработке това­ров, по доставке и др.

Основной задачей перевалочного склада является приемка грузов, достав­ленных авиационным, железнодорожным, речным или морским транспор­том, и выдача их конечным получателям. Перевалочные склады располагают­ся в местах доставки/отправки грузов: в аэропортах, на железнодорожных станциях и в портах. Они предназначены для кратковременного хранения и служат для накопления достаточного количества грузов при отправке путем бронирования тоннажа (резервирования мест в транспортном средстве) на конкретный рейс.

На выбор местоположения склада существенное влияние также оказывают следующие факторы:

• стоимость земли;

• наличие подъездных дорог;

• наличие системы коммуникаций;

• наличие системы связи;

• наличие трудовых ресурсов;

• природные условия [14, c. 9-15].


4. Сравнительная характеристика видов транспорта.

Транспортный комплекс РФ

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов[1].

Транспортный комплекс РФ включает в свой состав физических и юридических лиц, осуществляющих на территории РФ следующие виды деятельности:

1) транспортную и транспортно-экспедиционную деятельность;

2) проектирование, строительство, ремонт и содержание путей сообщения и объектов транспортной инфраструктуры;

3) проведение научных исследований в сфере транспорта и подготовка кадров для транспортных предприятий;

4) прочие виды деятельности, связанные с транспортным процессом.

На следующем рисунке представлена общая классификационная схема транспорта:

выбор оптимального местоположения складов - student2.ru

Транспорт общего пользования предназначен для обслуживания сферы обращения и населения, транспорт необщего пользования в основном используется для внутрипроизводственного или внутрискладского перемещения сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и пр. Существует также транспорт личного пользования, находящийся в частной собственности и предназначенный для удовлетворения личных нужд населения.

В транспортном комплексе выделяют всего шесть видов транспорта, как это показано на схеме. Каждый из них имеет свою специфику, которая определяется различием в следующих составляющих: 1) пути сообщения, 2) подвижной состав и 3) материально-техническая база данного вида транспорта. Соотношение между отдельными видами транспорта складывается в результате длительного исторического развития конкретной страны или региона, однако в любом случае требуется четкое и согласованное взаимодействие всей видов транспорта для обеспечения нужд экономического комплекса.

В общих чертах соотношение между отдельными видами транспорта в РФ представлено в таблице _. Каждый вид транспорта характеризуется двумя основными показателями: объем перевозок (т) и выполненная транспортная работа (грузооборот), исчисляемая в тонно-километрах (т-км), то есть произведении массы груза на расстояние. Среднее расстояние перевозки определяется в результате деления грузооборота на объем перевозок. Сравнивая, например, железнодорожный и автомобильный транспорт, можно отметить, что объем перевозок, выполненный автомобильным транспортом, составляет 49,1% в общем объеме перевозок, а железнодорожным транспортом – 41,6%. В то же время по грузообороту автомобильный транспорт существенно уступает железнодорожному транспорту, занимая всего 3,4% в общем объеме грузооборота, в то время как железнодорожный транспорт – 38,3%. Такое различие объясняется тем, что среднее расстояние перевозки на автомобильном транспорте составляет всего 24,7 км, что существенно меньше среднего расстояния перевозки на железнодорожном транспорте – 329,1 км, что и сказывается на величине выполняемой транспортной работы.

Таблица _.

Структура грузовых перевозок в РФ за I квартал 2000 г[2].

Данная таблица иллюстрирует, что в России развиты все виды транспорта. Те пункты, где сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними, называются транспортными узлами. Различают транспортные узлы:

Ÿ однородные – узлы, в которых сходятся не менее трех линий одного вида транспорта;

Ÿ комплексные – стыки линий разных видов транспорта с пересадкой пассажиров и перевалкой грузов.

Наши рекомендации