Безопасность в отсутствие одиночества
Жить одному проще. Возможно, именно по этой причине гораздо больше живых существ бродят по планете в одиночку, чем в группах. Самцы слонов, по сути, не имеющие ни одного видового врага-хищника, не тяготеют к компании других слонов, если не пришло время спариваться. Они топают по земле, не отягощая себя присутствием своих собратьев.
Люди не настолько самодостаточны. Мы всю жизнь проводим в тех или иных группах и тянемся друг к другу во время катастроф. После террористических актов в лондонском метро 7 июля 2005 г., когда погибло 52 человека, а ранения получили сотни, многие из жертв просто не хотели покидать станции подземки. «Для спокойствия мне нужно было находиться среди людей, — объяснял один из пострадавших британскому психологу Дрери. — Я лучше чувствовал себя, зная, что окружен людьми».
Если в ситуации присутствуют дети, то причина солидарности очевидна. Выживание вида зависит от того, насколько хорошо защищены его юные представители, а человеческие детеныши остаются уязвимыми гораздо дольше отпрысков других животных. Но мы наблюдаем такое же поведение и в группах, состоящих из взрослых особей. В ходе одного исследования катастроф в шахтах выяснилось, что шахтеры склонны следовать за своей группой даже в тех случаях, когда не согласны с принятыми ею решениями. Взрослые люди, попавшие в подземную ловушку, готовы были принять потенциально фатальное решение, нежели остаться в одиночестве.
Почему так происходит? Если отбросить вопросы морального толка, существует ли какой-то практический повод настолько высоко ценить дух товарищества и коллективизма? Почему в таких ситуациях мы не ведем себя подобно животным? Или мы так и делаем? Чтобы узнать, ведут ли себя другие представители животного мира так же, как мы, в смертельно опасных ситуациях, я позвонила специалисту по приматам Франсу де Ваалю. Возможно, наше поведение — просто побочный продукт цивилизации, то есть очаровательное, но совершенно неестественное проявление галантности.
Де Вааль написал восемь книг о шимпанзе и несколько десятилетий изучал их поведение в неволе. Шимпанзе с человеком роднят почти 99,5 % эволюционной истории, а поэтому такое сравнение может оказаться для нас весьма информативным. По словам де Вааля, при виде потенциального врага шимпанзе собираются в тесную группу и начинают прикасаться друг к другу. Они могут даже обниматься. Другими словами, их поведение очень похоже на поведение людей. «Общая угроза оказывает объединяющее воздействие», — говорит он.
Какова же причина такого сплочения шимпанзе? Прежде всего, говорит де Вааль, проявления взаимной привязанности могут напугать врага* Если хищник хочет напасть на одного из них, ему придется сразиться сразу со всеми. Кроме того, групповые отношения помогают шимпанзе успокоиться, повышая их способность сопротивляться создаваемому угрозой стрессу. Это касается и людей. В ходе лабораторных экспериментов у человека, которого просили выполнить задания в присутствии друга, наблюдалась меньшая частота сердцебиения и более низкий уровень кровяного давления, чем в том случае, когда он выполнял такие же задания в одиночестве.
Очевидные преимущества группового поведения проявляются и до того, как на горизонте появится какая-то угроза. В начале 1980-х гг. специалист по приматам Карел Ван Шайк отправился в Индонезию, чтобы разобраться в групповом поведении обезьян. Ван Шайк исследовал две популяции длиннохвостых макак: одну — на острове Симелуэ, самом настоящем обезьяньем рае, где не обитали хищники из отряда кошачьих, а вторую — на Суматре, то есть в более опасном месте, населенном тиграми, кошками Темминка и дымчатыми леопардами. Пронаблюдав за обеими коммунами, Ван Шайк обнаружил серьезные различия в поведении. На Суматре, где хищников было больше, макаки перемещались гораздо более многочисленными группами. Другими словами, чем больше угроза, тем больше компания, и тем больше глаз, ушей и ноздрей, чтобы вовремя заметить хищника. На Симелуэ обезьяны путешествовали самыми малочисленными из всех наблюдавшихся в ходе изучения популяций макак группами. Они просто не настолько нуждались друг в друге, как макаки на Суматре.
Даже животные более низких уровней развития объединяются в моменты опасности. Рыбы сбиваются в плотные косяки, птицы криками предупреждают друг друга о приближении ястреба. Как отмечал биолог-дарвинист Ричард Докинс, «все, что прошло эволюцию методом естественного отбора, должно быть эгоистичным». Мы помогаем друг другу, потому что получаем от этого выгоду, если не мгновенную и прямую, то отложенную или опосредованную. Биологи-эволюционисты называют это «взаимной полезностью». В терминах эволюционного учения это означает, что животное делает нечто для повышения шансов на передачу своих генов потомкам — либо репродуктивным путем, либо защищая своих родственников.
Если я возьмусь нести портфель Лу Лески вниз по пожарной лестнице ВТЦ, я не получу какой-то осязаемой выгоды, но что-то тем не менее мне получить удастся. «В дарвинистской биологии есть гипотеза, способная объяснить небольшие, но заметные проявления доброты, — говорит специалист по поведению животных Джон Элкок. По моим догадкам, люди, помогавшие другим в ВТЦ, знали, что за ними в это время наблюдают окружающие. Они делали это не из расчета, но их желание совершить позитивное действие, то есть посочувствовать, показать дорогу или вывести кого-то в безопасное место, могло привести к серьезному вознаграждению в виде улучшенной репутации». Кроме того, в тот день в помощи, оказываемой другим, мог быть и успокаивающий фактор, ведь такие действия вносили ощущение нормальности и упорядоченности в аномальную и хаотичную обстановку.
Еще долю секунды назад (в масштабе истории человечества) мы жили небольшими семейными кланами, все члены которых знали друг друга с рождения до смерти. Помогая друг другу, мы могли заработать репутацию душевно щедрого и участливого человека, что подталкивало бы других к сотрудничеству с нами, а это, в свою очередь, сильно повышало бы наши шансы на репродуктивный успех. «Я понимаю, что обычному среднестатистическому человеку все это может показаться холодным рациональным поведением, — говорит Элкок. — Я не хочу сказать, что поступающие таким образом люди мотивируются импульсами, негативными с точки зрения морали, этики и приемлемости для общества. Я говорю о том, что именно в силу адаптивности этих импульсов мы уважаем их моральные и этические качества*.
Нечто, кажущееся на первый взгляд альтруизмом, на самом деле является полной ему противоположностью. В оригинальной работе, опубликованной в 1971 г., биолог У. Д. Хэмилтон описал то, что назвал «геометрией эгоистического стада». Когда за отарой овец бежит собака, овцы, бегущие последними, проталкиваются или запрыгивают в гущу овец, бегущих впереди, в результате чего плотность отары все увеличивается и увеличивается. Издалека может показаться, что овцы стремятся к сплочению из большого чувства единения. Однако каждая из них всего лишь пытается не оказаться съеденной путем сокращения своего «пространства опасности», как его называет Хэмилтон. Хищнику легче всего схватить овцу, находящуюся на краю отары. Поэтому никто не хочет быть на краю. Гены, помогающие нам уходить с края стада, сохранились в нас в ходе естественного отбора. Человек, чувствующий в себе стремление держаться в группе незнакомых ему людей на тонущем корабле, может делать это по множеству разных причин, среди которых, вероятно, есть и первобытное, живущее глубоко в подсознании желание не оказаться выпотрошенным пробегающей мимо гиеной.
Сейчас трудно сказать, имели ли люди достаточно видовых врагов, чтобы у них возникла потребность в формировании эгоистического стада. В конечном счете главным видовым врагом человека всегда был другой человек. Но из нас получаются очень грозные хищники, и наши шансы на выживание, как правило, повышаются, когда мы стремимся держаться вместе. Таким образом, групповое мышление представляет собой адаптивную стратегию регулировки групповой гармонии. Разногласия являются для группы дискомфортными, потому что могут нести опасность отдельным ее членам. Иногда, когда мы на первый взгляд ценим группу выше своей собственной шкуры, мы в действительности делаем нечто совершенно другое.
Свадьба
Официантка Beverly Hills Supper Club сказала юной невесте Макколлистер, что ее компании придется покинуть помещение. Возник небольшой пожар, но, как только его потушат, они смогут вернуться и продолжить празднование, сказала она. Услышав такие новости, Макколлистер повернулась, чтобы найти свою мать. Но, поворачиваясь, она заметила, как другая официантка открывает расположенную в центре зала складную стену. В открытом проеме показалась стена, полностью охваченная огнем. Тогда Макколлистер посмотрела вниз по коридору и увидела, как по нему, подобно валу воды, надвигается дым. Внезапно ее охватила решимость. «Все на улицу, немедленно», — сказала она, выталкивая гостей через открытые французские окна в сад. «Я широко расставила руки и стала толкать людей к дверям, почти как стадо, чтобы показать им, куда надо идти. Гости вели себя на удивление послушно и спокойно», — продолжает Макколлистер. Она почувствовала, как ее охватывает чувство ответственности за своих гостей: «Это же был мой праздник. Они оказались там из-за меня...»
В соседней комнате они увидели женщину, отрезанную от выхода стеной огня. Один из гостей поднял стул, чтобы разбить стекло и спасти ее, но брат мужа Макколлистер остановил его со словами: «Не бросай стул... Они потом подадут на тебя в суд». Но затем другой человек все равно бросил стул в стеклянные двери, и женщина выбежала на свободу.
Макколлистер покинула комнату одной из последних. Казалось, с того момента, как им стало известно о пожаре, прошло не меньше четверти часа, но все эти события заняли лишь пару минут. Она и ее гости успели углубиться в сад всего футов на семь, когда зал за их спинами взорвался огнем. Спину свадебного платья Макколлистер дочерна опалило языками пламени. Она повернулась и завороженно смотрела на пылающий ад. «Большинство из нас пребывало в полнейшем шоке, — говорит она. — Мне кажется, что именно в этот момент наступил момент группового мышления. Все было как в кино. Мы просто стояли и не могли поверить своим глазам».
Но в этом «стаде» остались не все. Музыканты забежали в зал и стали выбрасывать из огня свои инструменты. Двоюродный брат Макколлистер бросился обратно и спас из огня свой свадебный подарок, хрустальную баночку для варенья от Вассагат,, которую Макколлистер хранит до сих пор. Одна из подружек невесты, Кэти, немедленно начала действовать. Она училась на медицинскую сестру и поэтому начала помогать прибывшим на место пожара медикам. Потом она увидела карету «Скорой помощи» и стала оказывать медицинскую помощь пострадавшим, циркулируя между местом пожара и больницей. «Я помню, что видела, как она носится туда-сюда с капельницами. Я была поражена. Кэти поднялась и начала работать... — рассказывает Макколлистер. — Она порвала платье, потеряла туфли, а затем просто сбросила остатки платья и надела больничный халат. Она потрясла меня до глубины души...»
Сама Макколлистер подняла шлейф своего подвенечного платья и завязала вокруг талии. Она посадила своих тетю и дядю в джип, эвакуирующий людей с места происшествия. Краем глаза она заметила, как уезжает одна из ее подруг вместе со своим будущим мужем. У них было медицинское образование, но они уехали. Она была потрясена: «Нельзя было так уезжать...» Они были близкими подругами, и совсем скоро Макколлистер должна была идти на ее свадьбу. Но она больше никогда даже не говорила с ней. Эта женщина бросила свою группу.
Макколлистер вместе со своим новоиспеченным мужем присоединились к живой цепочке, сформировавшейся, чтобы вытаскивать людей из зала «Кабаре», расположенного прямо рядом с садом. Пострадавшим в этой комнате, казалось, не будет конца. Большинство из них уже умерли или умирали, когда их доставали из пламени. Один человек скончался на руках ее мужа. Наконец пожарный решил закрыть двери в этот зал, чтобы не допустить распространения огня.
Наука эвакуации
На протяжении долгого времени строители полагали, что люди будут выходить из зданий подобно потоку воды. Они заполнят доступное им пространство, а потом живой рекой спустятся по лестницам и выйдут на свободу. Соответственным образом и проектировались здания. Но проблема состоит в том, что движение людей совсем не похоже на течение воды.
Эд Галеа посвятил свою профессиональную карьеру попыткам разобраться в поведении толпы во время пожаров. Он возглавляет группу, состоящую из специалистов по математическому моделированию, психологов - бихевиористов и инженеров в Гринвичском университете, в студенческом городке Старого колледжа ВМС в Лондоне, Великобритания. На одной стене его офиса, расположенного в древнем здании на берегу реки Темзы, висят три рамки с фотографиями горящего Всемирного торгового центра. Другая стена украшена восемью фотографиями железнодорожных, авиационных катастроф и прочих трагедий. Если бы в этом кабинете работал какой-нибудь другой человек, такая коллекция могла бы показаться странной, даже циничной. Но, встретившись с Галеа в этой комнате одним летним утром, я поняла, что он воспринимает каждую из этих катастроф как свое личное горе. Я уселась посреди гор видеокассет и книг, и мы проговорили четыре часа без остановки. Погруженность Галеа в свой предмет оказалась чрезвычайно заразительной. Он знает о человеческом поведении во время пожаров едва ли не больше всех на свете, и бессмысленные потери, которых можно было избежать, заставляют его страдать.
Галеа родился в Австралии и там же учился, став астрофизиком. Он специализировался на использовании компьютерного моделирования для описания процесса рождения магнитных звезд. Но за эти услуги мало кто готов был платить ему деньги, и он взялся за скучную работу промышленного математика в сталелитейной индустрии. В середине 1980-х гг. он переехал в Великобританию, и вскоре после этого в аэропорту Манчестера во время взлета загорелся авиалайнер. Это был очень странный инцидент. «Боинг-737» даже не успел взлететь, и пожарные быстро залили самолет пеной. По сути, катастрофы не было, просто случился пожар. Последнего выжившего вытащили из самолета через пять минут после его остановки на взлетной полосе. Тем не менее погибли 55 человек. Почему они не выбрались из самолета? В стандартных эвакуационных тестах, пассажиры освобождали такой тип самолета всего за 75 секунд. Что же пошло не так? «Я не понимал, как могли погибнуть 55 человек. Этот случай привлек мое внимание», — говорит Галеа.
Моделирование пожаров только зарождалось, и Великобритания была мировым лидером в этой области. После того как дважды сгорел Лондон (в 1212 и 1666 гг.), страна превратилась в образец пожарной безопасности. Первый семинар по поведению во время пожаров был проведен в Университете Саррея в 1977 г. Галеа удалось уговорить руководителей проекта по изучению этой катастрофы в Гринвичском университете в Лондоне принять его в состав исследовательского коллектива. Но большинство ранних моделей строилось на принципах распространения огня в относительно небольших квадратных помещениях. И ни одна из них не могла дать объяснение тому, что произошло на манчестерском рейсе. Когда Галеа и его коллеги смоделировали катастрофу, их поразило, с какой скоростью огонь может перекинуться с одного из двигателей на фюзеляж, а затем и внутрь салона, наполняя самолет черным, ядовитым дымом. Но это по-прежнему не объясняло такого количества жертв: «Мы разобрались с распространением огня, но почему погибло так много людей? Почему они не могли выбраться? »
Галеа решил создать модель, объясняющую поведение людей, а не огня. Это была революционная идея. Он пошел с ней в Управление гражданской авиации Великобритании, которое финансировало его первую модель. Но ему отказали. «Они ответили: «Это невозможно. Может быть, вы умеете моделировать пожары, но моделировать поведение людей нельзя». Для меня эти слова были как красная тряпка для быка».
Галеа — очень уверенный в себе человек. На его веб-сайте вывешено девять его фотографий, включая и те, где он в 2003 г. получает за свою работу премию из рук королевы Елизаветы II. Кроме того, там есть несколько выгодных планов его рабочего стола. Такого человека трудно заставить сдаться. Поэтому Галеа поступил так же, как делают все впавшие в отчаяние профессора: он нашел несколько студентов-дипломников, которые занялись этим делом бесплатно. Они за год построили очень грубую модель, базирующуюся на результатах немногочисленных исследований человеческого поведения. Модель получила название EXODUS («Исход»). Когда Галеа показал чиновникам из Администрации гражданской авиации то, что у него получилось, они согласились финансировать его работу, и делают это до сего дня.
Проблема при сопоставлении людских и водных потоков состоит в том, что молекулы воды не испытывают боли и страха. Молекулы воды не принимают решений, не спотыкаются и не падают на пол. Человеческие же существа заполняют пространство неравномерно, объединяясь в кластеры. Они находят короткие пути и при возможности останавливаются передохнуть. Единожды выбрав дорогу, они с трудом решаются изменить маршрут. У группомыслия есть своя инерция.
В рамках модели ЕХОDUS была предпринята попытка рассматривать людей именно как людей. Среди прочих характеристик каждому эвакуирующемуся были присвоены такие параметры, как конкретный возраст, имя, пол, частота дыхания и скорость перемещения. Затем каждому отдельному индивидууму присваивались поведенческие характеристики, «чтобы они могли принимать решения». Например, до появления ЕХОDUS предполагалось, что люди начнут эвакуироваться сразу, как только прозвучит сигнал тревоги. Естественно, любой человек, который хоть однажды слышал сигнал пожарной тревоги, знает, что все происходит совсем иначе. В рамках ЕХODUS у эвакуирующихся были свои «жизни» и свои «мозги». Перед уходом каждый из них выполнял определенные действия, например хватал свой портфель или разыскивал ребенка. Кроме того, у них была возможность видеть указатели аварийных выходов и следовать к ним (или нет). (В экспериментах с живыми людьми Галеа обнаружил, что многие просто не замечают таких табличек, даже если они находятся в зоне прямой видимости. Почему это происходит, до сих пор не выяснили.)
Но важнее всего был тот факт, что в самой новой версии ЕХODUS учитывается, что люди перемещаются группами. Такое поведение трудно поддается моделированию, и именно поэтому в редкой модели делались попытки его учесть. Но делать это необходимо. Галеа со своими коллегами проанализировал базу данных с 1295 рассказами тех, кто выжил во время авиационных катастроф. Почти половина из них говорили, что в моменты инцидента путешествовали в чьей-то компании.
Модель ЕХОDUS помогла Галеа понять, что пассажиры манчестерского рейса действовали совсем не так, как мастера синхронного плавания. Некоторых паника приковала к креслам. Других охватило безумие, и они лезли через спинки кресел, третьи столпились в слишком узком, ведущем к выходу проходе, замедлив процесс эвакуации почти до полной остановки. Одна пассажирка пыталась открыть расположенный рядом с ее местом аварийный выход, не осознавая, что в действительности дергает за подлокотник своего кресла. Особенности человеческого поведения в комбинации с удушливым коктейлем из дыма, жара и ядовитых газов оставляли пассажирам очень мало шансов на спасение.
Сегодня разработанный Галеа программный продукт используется в 35 странах мира. Галеа предпочел бы, чтобы его программа использовалась до пожаров, то есть еще до того, как будет заложена структура симуляции. Но чаще ее применяют уже во время проведения расследований в качестве инструмента судебной экспертизы. Больше всего лицензий приобрела страна с богатейшей историей катастроф — Корея. США «сильно отставали в применении этой технологии на стадии конструирования, — говорит он, — а это — очень опасно. До событий 11 сентября большинство зданий в США проектировались вообще без учета какого-либо моделирования эвакуационных процессов. Сегодня использовать такие модели стало очень модно, но все они радикально различаются по качеству. Во многих из них движение людей по-прежнему уподобляется течению воды.
Я спросила Галеа, когда большинство архитекторов, проектировщиков и чиновников регламентирующих органов начали серьезно относиться к особенностям человеческого поведения, «Этого не произошло до сих пор, — ответил он. — Иногда нам по-прежнему говорят, что ЕХОDUS — слишком сложная и слишком зацикленная на поведении людей система. Они спрашивают так: «Если у меня есть кто-то и он стоит вот тут, сколько времени ему будет нужно, чтобы выбраться наружу?» Они не хотят знать, как люди перемещаются, и не понимают, что они ходят группами. Те, кто занимается строительством зданий, ничего не хотят об этом знать».
Когда дым ест глаза
Чтобы лучше понять, какие чувства испытывает человек, попавший в пожар, я отправилась в тренировочную башню учебной академии пожарного департамента Канзас-Сити. В Канзас-Сити живет чуть меньше 450 тыс. человек, и пожарный департамент первым реагирует на любые экстренные вызовы. Ежегодно пожарные Канзас-Сити делают почти 60 тысяч выездов, то есть их вызывают по 164 раза в день.
Руководитель учебного отдела пожарного департамента Канзас-Сити Томми Уокер , проявив традиционное для пожарных радушие, настоял, что будет встречать меня в аэропорту. Это был тощий, как шпала, человек с седыми усами и потрясающими манерами, но тем не менее не уступавший шоферам-дальнобойщикам в мастерстве применения крепкого словца. Однако я никогда не встречала настолько дружелюбных и терпеливых людей, а поэтому было удивительно слышать, как он называет кого-то «куском дерьма» или «сукиным сыном» (а он делал это очень часто). «Если я говорю, что кто-то «кусок дерьма», то это комплимент, — объясняет он голосом ведущего телешоу. — Надеюсь, вас не оскорбляет моя манера выражаться».
Как любой хороший руководитель пожарного департамента, Уокер превращается в проповедника, говоря о профессиональной подготовке. После 8 недель теоретических занятий в классах его курсанты в течение 10 недель проходят через все доступные его воображению симуляции адского пекла. Он заставляет их на четвереньках передвигаться по лестницам посреди кромешного дыма, стоять рядом с огнем, пока больше не будет сил терпеть, и с завязанными глазами ползать но лабиринтам до тех пор, пока они не запутаются в проволочных заграждениях и не начнут резать их, чтобы выбраться на свободу. Он повидал все возможные реакции на страх и хочет вызвать их все в пожарном, пока тот не попал в реальный пожар. «Вы не представляете себе, сколько людей впадают в крайнюю панику при потере видимости, — говорит он, — поэтому мы должны проверить человека, прежде чем отправлять его в пламя». От 10 до 14 % курсантов в каждом классе не выдерживают таких тренировок. «Некоторые люди просто к этому не приспособлены. Например, я хотел бы стать нейрохирургом, но ведь это не каждому дано...» В общенациональных масштабах во время тренировочного процесса в пожарных частях гибнет приблизительно два человека. Но процесс подготовки настолько важен, что игра считается стоящей свеч.
Чтобы выяснить, поддамся ли я панике, Уокер повел меня на задний двор. Тренировочная башня представляет собой шестиэтажную конструкцию из железобетона, стекловолокна и листового металла, заполненную старой мебелью и разнообразными горючими материалами. Вокруг разбросаны обугленные шезлонги, разбитые лампы и потрепанные диваны, в результате чего башня становится похожей на общежитие, превратившееся в наркопритон. Мебель департаменту жертвуют пожарные и их родственники, а горючими материалами служат старые поддоны, поставляемые с местных товарных баз. Полы и потолки покрыты черной сажей, а воздух смердит от тысяч тренировочных пожаров.
Для симуляции пожара работающие у Уокера инструкторы пускают дым. Он делается из дешевого бананового масла, которое при распылении превращается в густой серый нетоксичный дым. Прежде чем запустить меня в башню, они отводят меня в кладовую и одевают в полный комплект пожарного обмундирования, которое, могу признаться, мне очень понравилось. (Пожарные действительно носят подтяжки.) Но потом мы вошли в башню, и за нами с лязгом захлопнулась металлическая дверь. На какое-то мгновение мне действительно показалось, что я повернусь и выбегу через дверь.
Главное, чего люди не понимают в пожарах, — это то, что его основное действующее лицо — дым. Именно благодаря дыму мы почти полностью теряем возможность найти путь к выходу. Чтобы защититься от дыма, наши глаза буквально закрываются сами, и мы не можем открыть их снова. Это — рефлективный защитный механизм. Кроме того, дым — самая вероятная причина смерти во время пожара. Пожарным редко приходится видеть обожженное тело. Токсичный дым, возникающий в результате вялотекущего пожара, может убить вас во сне еще до того, как появится открытое пламя. Вот почему чрезвычайно важно, чтобы в помещении имелся детектор задымления с работающими батарейками.
Внутри башни, находясь в кромешной темноте, я включила фонарик. Он не сильно помог, потому что свет отражается от дыма ровно так же, как свет фар от тумана. В нашем случае у сопровождающего меня пожарного инструктора была инфракрасная камера, помогающая обнаруживать живых людей и ориентироваться в помещениях. Мы могли видеть себя на экране в виде призрачных силуэтов. Но у обычного человека во время пожара не будет подобных вспомогательных приборов. Мы медленно двигались по стене, на ощупь разыскивая дорогу к лестнице, а потом считали ступеньки, чтобы знать их количество во время спуска вниз. Очень трудно представить себе, что можно выбраться из любого незнакомого здания в такой темноте, а особенно при чрезвычайно высоких температурах. В данном случае жара не было, но, пройдя через несколько комнат, я подумала, что, будучи в одиночестве, не смогла бы выбраться из здания и за пару часов. Я находилась в группе из двух человек, но даже в условиях симуляции было совершенно ясно, что покинуть группу было бы полным безумием. Два бредущих на ощупь слепца — лучше, чем один.
Еще одна вещь, с которой люди не ожидают столкнуться во время пожара, — шум. В общем, шум радикально повышает уровень стресса, а стресс, как нам известно, мешает думать и принимать решения. Пожарные научились прислушиваться к реву огня. «Иногда входишь в огонь, и тебя окружает жар. Тебе обжигает колени, тебе обжигает уши, к стенам не прикоснуться. Но огня не видно, — говорит Уокер. — Ты останавливаешься, поворачиваешься к остальным и говоришь: «Заткнитесь все на хрен...» И сразу слышишь, где бушует огонь. Он щелкает и хрустит, и, как правило, в этой ситуации он находится либо прямо под тобой, либо по соседству*.
Еще больше все усложняется тем фактом, что пожары растут экспоненциально. Каждые 90 секунд площадь пожара почти удваивается. Общая вспышка, то есть взрыв висящего в воздухе горючего дыма, в результате которого загорается все в комнате, как правило, происходит через 5—8 минут после появления открытого пламени, К этому моменту среда становится уже совершенно непригодной для поддержания жизни.
За последние полвека технологии пожаротушения совершенствовались гигантскими скачками. Сегодня детекторы задымления и системы распыления воды спасают тысячи жизней. Но в то же самое время гораздо жарче стали полыхать и пожары. Строительные материалы сегодня стали гораздо менее огнестойкими, чем всего 25 лет назад. Легкие стропила крыши могут обрушиться всего через пять минут прямого воздействия огня. Пластиковая фурнитура служит топливом. Поэтому на тушение возгорания в современном доме требуется гораздо больше воды, и борьбу с пожаром надо начинать быстрее, чем в здании, построенном сто лет назад.
Психологу пожарного департамента Ричарду Гисту приходится информировать сотни жителей Канзас-Сити о гибели родственников в пожарах. Снова и снова они спрашивают его, почему их родные просто не вышли в дверь или не выскочили через окно. Они совершенно не представляют себе, каково находиться в пожаре. «Мне часто приходится стоять в сгоревшем доме вместе с выжившими родственниками жертв пожара и объяснять, как погибли их близкие. Они спрашивают: «А почему они просто не...?* И приходится рассказывать им, что было два часа ночи, и погибшие крепко спали». Если вы, проснувшись в густом, горячем дыму, встанете с кровати, можете считать себя умершим от ожога легких. Нужно скатиться с кровати на пол и ползком двигаться к выходу из комнаты, но об этом сразу можно и не вспомнить. Именно поэтому Гист тратит львиную долю своего времени, уговаривая людей вовремя менять батарейки в детекторах задымления и репетировать процедуру эвакуации, чтобы действия по спасению стали автоматическими. Вторя практически всем специалистам по катастрофам, с которыми мне довелось встретиться, Гист говорит: «Если вам надо остановиться и продумать свои действия, у вас не останется времени на то, чтобы выжиты».