Администрации ярославской области
Администрации Ярославской области
«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
в образовательном учреждении»
(Система работы)
Методическая разработка
Скворцова Ольга Адольфовна
Преподаватель-организатор
Основ безопасности жизнедеятельности
МОУ СОШ №2 г.Гаврилов-Яма
Научный руководитель: учитель высшей категории, заместитель директора МУЦОФ ОУ
Малегон Анжелика Вениаминовна
Ярославль 2009
Содержание
Введение. 3
Глава1. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в образовательном учреждении. 5
1.1. Планирование профилактической работы.. 5
1.2. Организация и содержание образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения в рамках курса ОБЖ. 7
1.2.1 Принципы, формы и методы обучения и воспитания. 9
1.2.2 Особенности организации обучения и воспитания в начальном звене. 15
1.2.3.Особенности организации обучения и воспитания в 5-7 классах. 16
1.2.4. Особенности организации обучения и воспитания в 8-11 классах. 17
1.3 Организация внеклассной деятельности по профилактике дорожно –транспортного травматизма среди несовершеннолетних. 18
Глава 2 Организация системы профилактической работы по дорожно-транспортному травматизму среди несовершеннолетних в МОУ средней общеобразовательной школе №2 г. Гаврилов-Яма. 21
2.1. Обучение детей и подростков безопасному поведению на дорогах. 22
2.2.1.Конкурсы, игры, КВНы, викторины, соревнования. 27
2.2.2.Профилактические акции, рейды.. 28
2.2.3.Экскурсии.. 28
2.2.5.Деятельность отряда ЮИД.. 29
2.2.6.Взаимодействие с другими структурами.. 32
2.5.Работа с педагогами. 35
Заключение.. 37
Список литературы... 38
Приложения.. 39
Введение
В связи с нарастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, активности движения на улицах и дорогах, увеличением числа природных катаклизмов, обострением социально-экономических проблем все более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и сохранением экологического потенциала окружающей среды. Общеобразовательные школы являются основными звеньями системы формирования у школьников необходимых знаний , умений и навыков безопасного и правопослушного поведения. Под профилактикой детского дорожно – транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий способствующих дорожно - транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат. Большая роль здесь отводится курсу основы безопасности жизнедеятельности.
Целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранить свою жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных ситуациях, умения оказывать само и взаимопомощь. Безопасность дорожного движения - одно из приоритетных направлений работы преподавателя –организатора ОБЖ. И это не случайно, ведь актуальность и практическая значимость обучения, подчеркивается высокими статистическими данными. За последние 5 лет в дорожно – транспортных происшествиях на территории России погибли 7574 детей и подростков , 116012 – получили травмы различной степени тяжести , многие остались инвалидами (5).
В настоящее время организационные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение данного направления работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожного движения нередко проводятся формально, стихийно и без системно. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных и безопасных дорожных ситуаций, мало уделяется времени проведению практических занятий по отработке и применению знаний правил дорожного движения. Не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности поведения детей и подростков в дорожной среде. А это в свою очередь значительно влияет на результат работы. В данной методической разработке хотелось бы отразить систему работы по профилактике ДДТТ в целом, а также выделить основные направления работы, применяемые формы и методы.
Исходя из вышесказанного, цель работы заключается в обобщении и систематизации опыта работы учителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении. Цель конкретизирую в задачах.
Задачи:
v определить основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и раскрыть их содержание;
v выстроить формы сотрудничества и взаимодействия образовательных учреждений с заинтересованными структурами в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
v проанализировать эффективность работы выстроенной системы по данному направлению.
Глава1. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в образовательном учреждении.
Планирование профилактической работы
Любая работа в образовательном учреждении должна осуществляться согласно плану, так как педагогика не терпит стихийного подхода. Все планы начинаются с анализа работы или диагностики проблемы. Так и преподаватель – организатор ОБЖ совместно с заместителем директора по УВР планируют работу по профилактике ДДТТ на основе анализа работы предыдущего периода. Планирование профилактической работы осуществляется в соответствии с научными принципами. Планы строим конкретные, обоснованные и реальные для выполнения. Составляются они на основе статистических данных и факторного анализа причин и условий, способствующих возникновению аварийной ситуации на дороге. В планах определяем исполнителей, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике ДДТТ. Планы согласуются и утверждаются субъектами, заинтересованными в проведении конкретных профилактических мероприятий. .
Вся деятельность по профилактике ДДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей , дифференцируется по возрастным периодам и ведется по трем основным направлениям:
Планируя свою работу по пропаганде правил дорожного движения и других правовых знаний, действующих в сфере дорожного движения, стараюсь информировать детей о состоянии и проблемах детского дороржно - транспортного травматизма, как в нашем городе, так и по всей России.
Следующее, что обязательно учитываю при планировании – это приобретение соответствующей учебно-методической литературы, наглядных пособий, технического оснащения кабинета и школьной автопощадки, «уголков безопасности». Хорошее методическое обеспечение помогает повысить качественный уровень усвоения знаний обучающихся по данной теме. А также в плане мы четко определяем проведение внеклассных мероприятий: тематических утренников, творческих смотров-конкурсов, викторин, соревнований, экскурсий, выступление агитбригад, профилактических акций и рейдов в микрорайоне школ совместно с инспекторами ГИБДД. При планировании работы, важное значение мы придаем работе кружка «Юных инспекторов дорожного движения», которые занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков, предупреждением их нарушений.
В план работы по профилактике ДДТТ также входит взаимодействие с заинтересованными структурами - ГИБДД, ППДН, автошколой, автотранспортными предприятиями, средствами массовой информации, библиотекой, учреждениями дополнительного образования, центральной районной больницей, другими общеобразовательными учреждениями города.
Немаловажное значение придается и работе с родителями и педагогами. В план на текущий учебный год включаем проведение консультаций, семинаров, индивидуальных бесед для педагогов и родителей обучающихся.
По окончании срока действия планов мы анализируем результаты проделанной работы по профилактике ДДТТ, выявляя положительный опыт и недостатки в организации этой работы.
1.2. Организация и содержание образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения в рамках курса ОБЖ.
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно-важная потребность не только в изучении, но в соблюдении правил дорожного движения.
Министерством образования и науки Российской Федерации определен обязательный минимум содержания образовательных программ по предметам: «Окружающий мир»(1-4классы) и «Основы безопасности жизнедеятельности»(5-9 классы). В рамках этих предметов учащиеся в образовательном процессе изучают основы безопасного поведения на улицах и дорогах.
Государственный стандарт общего образования включает в себя три компонента:
Целью обучения школьников правилам дорожного движения является: усвоение ими содержания правил и формирование у них умения использовать знания правил для принятия решении в реальных условиях дорожного движения, без чего не возможно обеспечение безопасности на дороге. Указанная цель может быть достигнута соответствующими формами, методами и приемами обучения и воспитания.
Образовательный процесс по основам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах входит в курс ОБЖ и проводится преподавателем –организатором ОБЖ, с учетом педагогических требований , направленных на решение следующих задач:
Изучение обучающимися правил дорожного движения и формирование навыка безопасного поведения на улицах и дорогах я, как преподаватель-организатор ОБЖ осуществляю:
v на уроках ОБЖ,
v интегрированных уроках,
v в ходе внеклассных мероприятий.
v деятельности отряда юных инспекторов движения.
Учебные занятия стараюсь проводить в специально оборудованном кабинете ОБЖ, а отработку практических навыков на школьной автоплощадке. Для качественного усвоения знаний я широко использую наглядные пособия, которые отображают средства регулирования (дорожные знаки, разметка , сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения), иллюстрируют действия предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования, наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам. Для этого важно , чтобы в кабинете имелись:
v уголок безопасности,
v технические средства обучения и медиатека,
v разнообразный дидактический материал,
v учебно-методическая литература,
v макеты безопасных маршрутов и дорожных знаков и т.д.
Обучение детей я веду по трем возрастным группам :
v в начальном звене дети знакомятся с сигналами светофора, дорожными знаками, учатся правильно общественным транспортом, и в заключение проигрывают дорожные ситуации на школьной автоплощадке;
v в среднем звене программа значительно шире и сложнее :дети изучают группы дорожных знаков, участвуют в различных соревнованиях и конкурсах;
v в старшем звене обучающиеся изучают причины дорожно-транспортных происшествий, знакомятся с требованиями правил дорожного движения для велосипедистов, участвуют в эстафетах по фигурному вождению велосипеда.
Вывод
v Постоянный рост активности движения на дорогах выдвигает проблему детского дорожно-транспортного травматизма на одно из первых мест по своей значимости. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения, тем самым придавая важное значение более углубленному изучению ПДД.
v Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна осуществляться согласно плана.
v Обучение правилам дорожного движения необходимо вести с учет возрастных особенностей детей, используя различные принципы, формы и методы.
v Разнообразные формы внеурочной деятельности позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях, в играх, соревнованиях, конкурсах умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах.
v Эффект профилактической работы во много зависит от соединения процесса обучения и воспитания в единую систему, включающую в себя всех заинтересованных субъектов
Глава 2 Организация системы профилактической работы по дорожно-транспортному травматизму среди несовершеннолетних в МОУ средней общеобразовательной школе №2 г. Гаврилов-Яма.
Безопасность человека – одна из глобальных проблем, которая выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников безопасному поведению на дорогах. Придавая важное, значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма я стараюсь вести эту работу в тесном контакте с педагогическим коллективом и родителями, взаимодействуя с работниками ГИБДД и другими заинтересованными структурами.
При ведении занятий я постоянно совершенствую формы и методы изучения детьми правил дорожного движения и их пропаганды, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы. Приоритетом системы является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.
В школе обучается 277 учащихся, объединенных в общеобразовательные классы, специальные ( коррекционные) классы VII вида и специальные ( коррекционные) классы VIII вида. Расположена школа в центре города, на участке, где повышенная интенсивность движения транспортных средств. Вблизи находится перекресток, основная магистраль и второстепенные дороги, поэтому вопрос изучения правил дорожного движения и привития навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах является одним из основных в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ и в целом педагогического коллектива школы.
Преподавание курса ОБЖ и система работы в школе по профилактике ДДТТ способствует повышению уровня знаний обучающихся и приобретения навыка безопасного поведения на улицах и дорогах .
Одним из показателей эффективности работы в этом направлении является отсутствие дорожно- транспортного травматизма среди обучающихся школы.
Целью системы работы школы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма является сохранение жизни и здоровья детей и подростков , соблюдение ими установленного порядка в области дорожного движения. Эта цель достигается решением следующих задач:
Организация работы по профилактике ДДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и ведется по трем основным направлениям:
работа с обучающимися,
работа с родителями ,
работа с педагогами.
Интегрированные уроки
Одной из успешных форм изучения ПДД стало в школе проведение интегрированных уроков, в рамках недели безопасности (Приложение №9). На них ребята получают дополнительные знания по правилам дорожного движения и закрепляют полученные ранее, применяя их на разных предметах.
Эти уроки я провожу совместно с учителями – предметниками. Для написания плана урока обсуждаем тему по предмету и совмещаем ее с темой « Правила дорожного движения». При проведении таких уроков применяем современные технологии обучения такие , как ИКТ , проблемное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо и др. Имеющийся по предмету учебно-методический комплекс позволяет применять накопленный дидактический материал, наглядные пособия, презентации, интерактивные игры, а также в ходе интегрированных уроков широко используем возможности школьной автоплощадки, компьютерный кабинет и ТСО.
Так на уроках русского языка они выполняют контрольное списывание, диктанты, сочинения дорожной тематики, тем самым повторяя правила еще раз. На уроках математики решают задачи, строят сравнительные графики на основе статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям, выполняют расчеты расхода топлива автомобиля и тормозного пути при различных погодных условиях. На физике изучают устройство двигателя автомобиля, действующих моделей светофоров, делают расчеты скорости транспортных средств ит.д. Интересно и увлекательно проходя уроки музыки, на которых ребята слушают музыку дорог и исполняют песни на дорожную тематику. А на уроках литературы учащиеся готовят и показывают литературные инсценировки , подчеркивая важность знаний правил дорожного движения.
Эффективность интегрированных уроков очевидна. Дети с желанием работают на уроках и выполняют различные задания и решения, получают знания по предмету и одновременно еще раз убеждаются в необходимости знаний правил дорожного движения.
Профилактические беседы
С целью закрепления знаний правил дорожного движения и формирования у обучающихся мотивации безопасного поведения на улицах и дорогах, в школе, согласно плана , регулярно проводятся профилактические беседы.
Для преподавателя очень важна способность понятно и просто выражать свои мысли, разговаривать с детьми, обмениваться мыслями и идеями, а также уметь слушать. Умение слушать - как известно, нелегкая задача. В среднем говорящий произносит 125 слов в минуту, тогда, как обучаемый думает почти в 4 раза быстрее. Поэтому слушающий имеет возможность мысленно отвлекаться от того, что он слышит, и этим объясняется то, почему недостаточно внимательные дети делают поспешные выводы и заключения.
Для создания благоприятной атмосферы во время беседы с обучающимися, я всегда стараюсь дать разъяснения, если у ребят возникают сомнения. По возможности делюсь личными примерами или «историями из жизни», так как рассказы о реальных ситуациях, позволяют формировать правильное отношение к ситуации. Оценивая усвоение материала в ходе беседы, по мере продвижения вперед возвращаюсь к ранее полученной информации.
В свободном диалоге учитель-ученик, есть много положительных моментов. Педагог узнает, как данную проблему видит ребенок, может ее скорректировать.
Важно отметить, что профилактические беседы мы проводим в системе как плановые , так и ситуационные по необходимости.
Деятельность отряда ЮИД
Немаловажную роль в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма играет деятельность профильного отряда юных инспекторов движения.
Данный отряд работает в школе с 2002 года по соответствующему тематическому плану.
В настоящее время 18 учащихся школы входят в отряд ЮИД, это в основном учащиеся
5- 6-7 классов.
Членами отряда на общем Совете разработаны и утверждены Обязанности и права юного инспектора движения. Отряд имеет свою клятву, комплекты специальной формы, жезлы, эмблемы.
Отряд работает по ряду основных направлений:
v Теоретическое – обучение дошкольников и младших школьников правилам дорожного движения;
v Практическое освоение ПДД – отработка навыков поведения учащихся на дорогах, входе практических занятий на школьной автоплощадке, акции
v Агитационно–просветительское - повышение уровня знаний школьников о поведении на дорогах.
Члены отряда занимаются углубленным изучением правил дорожного движения и отработкой навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим при автодорожных происшествиях.
Ребята активно принимают участие в организации и проведении общешкольных и классных мероприятий по безопасности дорожного движения. Занимаются подбором материалов для проведения тематических классных часов. Для этого в кабинете ОБЖ имеются печатные издания газет «Добрая дорога детства», «Дорога, транспорт, пешеход», «Stop», а также различная литература.
ЮИДовцы оказывают помощь в организации утренников для учащихся начального звена и воспитанников подшефных детских садов. Участвуют в проведении для них практических занятий на школьной автоплощадке.
Совместно с учащимися классов члены отряда принимают участие в оформлении общешкольных Уголков безопасности, предоставляют сменный материал для их разделов.
Традиционно в апреле члены отряда ЮИД защищают честь школы на районных соревнованиях «Безопасное колесо». Так за последние 3 года команда МОУ СОШ №2 становилась призером муниципального этапа соревнований.
Ежегодно, в ноябре, ЮИДовцы принимают участие в мероприятиях, посвященных Дню памяти жертв ДТП. Проводят совместно с работниками ГИБДД акции, в ходе которых раздают листовки с обращением к водителям. В этот день они присутствуют на утренней молитве в местной церкви, а затем выступают с агитбригадой перед ребятами церковно- приходской школы.
Юидовцы поддерживают тесную связь с районным отделом ГИБДД. Проводят совместно с инспекторами профилактические рейды и акции на улицах города.
Так при содействии работников ОГИБДД регулярно 2-3 раза в год проводятся профилактические акции на дорогах города и района: «Внимание, водитель!», «Главная дорога детям», «Внимание, пешеход!», «Мы выбираем – жизнь!» и др. К ним ребята готовятся заранее: проводят заседания отряда, на которых определяют цели и задачи акций и решают какие материалы подготовить, а также утверждают сроки проведения, назначают ответственных за подготовку и проведение акций на отдельных этапах работы. (Приложение №17).
Под моим руководством, членами отряда ЮИД, на школьном сайте создана страничка «Школа безопасности». На ней размещена информация о деятельности отряда, его успехах и проблемах.
Принцип детского самоуправления , используемый в деятельности отряда ЮИД, благоприятно влияет на специализацию обучающихся и способствует воспитанию правопослушного гражданина.
Работа с родителями
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого родителя обучающегося сформировалась жизненно-важная потребность не только в изучении, но в соблюдении правил дорожного движения. Известно, что пример взрослого, вовремя сделанное им замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье, а самое главное – жизнь.
Особое внимание в школе я уделяю работе с родителями, которая начинается с планирования. Ежемесячно проходят консультации психологов для родителей и детей с ослабленным вниманием и памятью. Организуются лектории для родителей, тематические родительские собрания, которые проводим по соответствующему тематическому плану работы, (приложение №25), деловые игры с участием работников ГИБДД, психологов. Ежегодно на первом родительском собрании родители вместе с детьми, под руководством классных руководителей и работников ГИБДД разрабатывают безопасные маршруты в школу. Эти маршрутные листы хранятся в дневниках детей в течение всего учебного года. Традиционно на школьных родительских собраниях вручаются памятки(Приложение№26) . Периодически осуществляем контроль знаний правил дорожного движения с использованием анкет и тестовых заданий
На лекциях используем аналитический материал предоставляемый ОГИБДД по нашей школе и совместно разбираем конкретные примеры нарушений правил дорожного движения и их основные причины. Лекция по основным дорожным понятиям, знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения школьников на дороге нужна для того , чтобы родители сами могли ориентироваться в дорожных условиях. На занятиях даем некоторые установки родителям, например: при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей, показывать пример ребенку перехода дороги в установленном месте, на зеленый сигнал светофора. И конечно же не нарушать самим ПДД, напоминаем о том, что на велосипеде ребенок может выезжать на дорогу только с 14 лет и др. моменты.
Одним из обязательных условий при проведении массовых мероприятий является сопровождение родителями групп детей к местам отдыха и экскурсий. Активно привлекаются родители к созданию вместе с детьми классных уголков безопасности . Совместно с родителями организуются изготовление и обновление учебных пособий по правилам дорожного движения(плакатов, макет дорожных знаков, светофоров и т.д.), устройство школьной автопощадки для проведения практических занятий, регулярно участвуют в конкурсах по безопасности дорожного движения для семейных команд, оформляются выставки плакатов, рисунков, поделок, фотографий, участвуют в составлении буклетов по безопасности дорожного движения.
С родителями детей «группы риска» проводим профилактические индивидуальные беседы.
Члены родительских комитетов помогают в организации и проведении внеклассных мероприятий проводят индивидуальные беседы с детьми «группы риска».
Эти мероприятия рассматриваются как результат усилий по созданию условий для создания положительного социального фона в школе, без чего не возможно обеспечения социального благополучия обучающихся.
Работа с педагогами
Для того, чтобы научить, самим тоже нужно учиться. В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в школе систематически проводится методическая работа с педагогами по проведению занятий по правилам дорожного движения. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на научно-методическом совете школы, методическом объединении классных руководителей, учителей – предметников. По результатам обсуждения принимаются конкретные решения , выполнение которых контролируется методическим советом школы.
В целях координации работы научно- методическим советом школы разработаны локальные акты по охране здоровья и жизни детей:
v должностные инструкции педагогического работника по профилактике ДДТТ;
v по организации работы в пришкольных детских оздоровительных лагерях;
v рекомендации по оформлению классных уголков безопасности;
v номенклатура дел профильного отряда ЮИД.
Мною разработаны методические рекомендации для учителей , классных руководителей по проведению профилактических бесед с младшими школьниками в пред- и послеканикулярное время.
Согласно общешкольному плану работы с педагогическим коллективом проводятся : тематические и организационныепедагогические советы; совещания при директоре; семинары для учителей начального звена и классных руководителей по профилактике ДДТТ.
Одна из форм работы с педагогами –индивидуальные беседы. Методическая помощь оказывается при составлении плана работы в классе по ПДДТТ. Даются рекомендации по созданию УМК в классах, материалы которых используют для проведения классных часов.
Вывод
v система работы в школе по профилактике ДДТТ и преподавание курса ОБЖ способствует повышению уровня знаний обучающихся и приобретения навыка безопасного поведения на улицах и дорогах .Одним из показателей эффективности работы в этом направлении является отсутствие дорожно- транспортного травматизма среди обучающихся школы ;
v при реализации этого направления работы приоритетом системы является личность каждого ребенка, ее защита и развитие;
v принцип детского самоуправления , используемый в деятельности отряда ЮИД, благоприятно влияет на специализацию обучающихся и способствует воспитанию правопослушного гражданина;
v шефская помощь при проведении обучающих занятий по правилам дорожного движения с дошкольниками на базе школьной автоплощадки, способствует формированию самостоятельности и ответственности детей;
v отражение деятельности отряда ЮИД средствами массовой информации повышает мотивацию участия детей в акциях и рейдах;
v повысилась активность классных руководителей при подготовке и проведении тематических внеклассных мероприятий, наблюдается систематическое обновление уголков безопасности;
v освещение вопросов профилактики среди родителей, с привлечением работников ГИБДД, способствует повышению ответственности их за жизнь и здоровье детей.
Заключение
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны быть единой системой. Только в этом случае наиболее эффективно решается главная задача профилактики - научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитание сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения.
Изучение правил дорожного движения на уроках ОБЖ , в ходе классных часов, лекции, беседы с детьми и их родителями , различные конкурсы и викторины, театрализованные представления, соревнования , экскурсии и другие формы профилактики должны быть объединены в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. При этом эффективность профилактики ДТТТ , с одной стороны , зависит от активного взаимодействия всех субъектов , заинтересованных в обеспечении безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков, а с другой – требуется внедрение в практику этой работы научных достижений и новых педагогических технологий.
Комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
Список литературы
1. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Методическое пособие под общей редакцией Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ генерала –лейтенанта милиции В.Н.Кирьянова Москва Третий Рим 2007.
2. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Система работы в образовательном учреждении авторы-составители Т.А.Кузьмина, В.В.Шумилова Волгоград Издательство Учитель 2007.
3. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» Допущено Министерством образования в качестве методического пособия для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования под общей редакцией Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ генерала –лейтенанта милиции В.Н.Кирьянова Москва Третий Рим 2007
4. «Обучение правилам дорожного движения» 5-9 классы Методическое пособие Под общей редакцией А,Т. Смирнова Москва Просвещение 2008
5. «Обучение правилам дорожного движения» 10-11 классы Методическое пособие Под общей редакцией А,Т. Смирнова Москва Просвещение 2008
6. «Изучение правил дорожного движения» Внеклассная работа в начальной школе автор –составитель Е.А.Гальцова Издательство Учитель Волгоград 2008
7. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях Ярославской области» Сборник нормативных и методических материалов Департамент образования Ярославской области Ярославский региональный методический центр г.Ярославль 2007 выпуск 19 Формат СD
Приложения
К методической разработке
«СИСТЕМА РАБОТЫ
Администрации Ярославской области
«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
в образовательном учреждении»
(Система работы)
Методическая разработка
Скворцова Ольга Адольфовна
Преподаватель-организатор