Классификация рельсовых цепей

Ø По принципу действия рельсовые цепи подразделяются на нормально замкнутые и нормально разомкнутые.

Ø По роду питающего тока РЦ бывают постоянного и переменного тока. РЦ переменного тока различаются между собой частотой подаваемого в рельсы сигнального тока.

Ø По способу подачи сигнального тока в рельсы различают РЦ с непрерывным, импульсным и кодовым питанием.

Ø По способу пропускания обратного тягового тока в обход изолирующих стыков различают двухниточные и однониточные РЦ.

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС)

Назначение: Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) предназначена для повышения безопасности движения поездов и улучшения условий труда локомотивных бригад.

АЛС - устройство, информирующее машиниста о состоянии путевых светофоров или свободности пути, не зависимо от профиля пути и погоды.

Основу АЛС составляют сигналы, передаваемые по рельсам импульсами переменного тока частотой 50 (25, 75) Гц. Всего кодируются три сигнала светофора — красный, желтый и зеленый. Импульсы идут от светофора, навстречу движущемуся локомотиву.

Систему АЛС дополняют автостопом, который останавливает поезд перед закрытым светофором, если машинист не принимает мер к своевременному торможению.

Систему АЛС дополняют также устройством для проверки бдительности машиниста и контроля скорости движения поезда, а наиболее совершенные системы — устройствами автоматического регулирования скорости.

Все устройства, входящие в состав АЛС, можно разделить на путевые (передающие) и локомотивные (принимающие). Путевые устройства находятся в релейном шкафу, расположенным около путевого светофора.

Классификация:

В зависимости от способа передачи показаний путевых сигналов на локомотив (непрерывно или только в определенных точках пути) различают:

· АЛС точечного типа с автостопом (АЛСТ) – применяется только на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой.

· АЛС непрерывного типа с автостопом (АЛСН)

· АЛСО – на участках, где автоматическая локомотивная сигнализация применяется как самостоятельное средство сигнализации.

На участках со скоростями движения до 200 км/ч применяется (АЛС - ЕН).

Структурная схема АЛСН

Классификация рельсовых цепей - student2.ru

Путевые устройства:

Ø кодовый путевой трансмиттер (ТРМ)

Ø трансформатор (Тр).

Трансмиттер служит для преобразования сигнального показания путевого светофора в соответствующую комбинацию число-импульсного кода, то есть трансмиттер периодически посылает в рельсовую цепь электрический сигнал переменного тока (код) с определенным числом импульсов и продолжительностью паузы между импульсами и сериями импульсов.

ü Классификация рельсовых цепей - student2.ru Зеленому огню путевого светофора соответствует кодовая серия, содержащая три импульса с длинным интервалом, который отделяет его от трех импульсов следующей комбинации;

ü Желтому огню соответствует серия из двух импульсов;

ü Красному огню (на локомотивном светофоре горит желтый с красным огонь) - один импульс.

Частота кодового тока на участках с автономной тягой или с электротягой постоянного тока составляет 50 Гц, а на участках с электротягой переменного тока - 25 Гц или 75 Гц.


Локомотивные устройства:

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Классификация рельсовых цепей - student2.ru Приемные катушки (ПК)

Приемные катушки КПУ-1 подвешиваются в пределах габарита подвижного состава.

Высота низшей точки корпуса приемных катушек КПУ-1 над уровнем головки рельса должна быть в пределах от 180 мм до 240 мм, катушка не должна опускаться ниже путеочистителей. Во всех случаях середина сердечника приемной катушки должна находиться над осью ходового рельса.

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Локомотивный светофор (ЛС)

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Сигнализирует локомотивной бригаде о состоянии путевого светофора, к которому приближается поезд.

Ситуация Показание локомотивного светофора
Код Зеленого огня светофора Зеленый (З)
Код Желтого огня светофора Желтый (Ж)
Код Красного огня светофора Красно-Желтый (К/Ж)
Пропадание Красного кода Красный (К)
Пропадание Зеленого или Желтого кода Белый (Б)

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Классификация рельсовых цепей - student2.ru Рукоятка (кнопка) бдительности (РБ)

Кнопка, которую устанавливают на пульте машиниста. Когда раздается свисток ЭПК (5) машинист должен ее нажать и отпустить, чтобы прекратить свисток. Свисток продолжается 6-7 секунд, если машинист не успеет нажать на кнопку, то произойдет экстренная остановка поезда. Остановку производит ЭПК разряжая тормозную магистраль.

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Кнопка (ВК) для зажигания на локомотивном светофоре белого огня вместо красного, а также для проследования в необходимых случаях согласно ПТЭ светофора с запрещающим показанием.

Пользование кнопкой ВК для зажигания белого огня на локомотивном светофоре разрешается в следующих случаях:

ü при выдаче ССПС из депо и следовании по не оборудованным путевыми устройствами АЛСН путям станции до прицепки к составу;

ü при отправлении с необорудованного путевыми устройствами АЛСН пути станции при разрешающем показании выходного или маршрутного светофора в случае, когда поезд был принят по входному или маршрутному светофору с запрещающим показанием;

ü при выполнении маневровой работы на станциях;

ü при следованиипо участку или станционным путям, не имеющих путевых устройств АЛСН, в случае внезапного (из-за помех) появления красного огня на локомотивном светофоре вместо белого;

ü при переходе на телефонные средства связи и наличии предупреждения о временном отключении путевых устройств АЛСН;

ü при включении устройств АЛСН и контроля бдительности на локомотиве в случае появления красного огня на локомотивном светофоре на участках, не оборудованных путевыми устройствами локомотивной сигнализации.

ü Во всех других случаях пользование кнопкой ВК для включения белого огня на локомотивном светофоре запрещается.

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Электропневматический клапан автостопа (ЭПК-153)

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Классификация рельсовых цепей - student2.ru Назначение:

Электропневматический клапан автостопа ЭПК153 предназначен для обеспечения темпа экстренной разрядки тормозной магистрали после подачи предупредительного сигнала при срабатывании системы автостопа.

Устройство:

Классификация рельсовых цепей - student2.ru ЭПК153состоит из:

Ø Клапана срывного (2), который может сообщать ТМ с атмосферой,

Ø Вентиля электропневматического (ЭПВ) (3), который может сообщать резервуар 0,5 л с атмосферой через свисток,

Ø Выключателя управления автоматического (АВУ) (4), в котором имеется атмосферный (возбудительный) клапан для сообщения полости над срывным клапаном с атмосферой, а также контакты для создания электрической цепи на катушку ЭПВ,

Ø Резервуара (КВВ) (9) ёмкостью 0,5 литра,

Ø Свистка(5),

Ø Замка (6) имеющего привод от ключа, который сообщает резервуар 0,5 л со свистком, а также переключателя (7) для подачи питания на систему безопасности и в цепь тяги,

Ø Клеммной колодки (8),

Ø Кронштейн-плиты.

Все составные части ЭПК собираются и устанавливаются на кронштейн – плите (1) и сообщаются между собой через каналы в плите.

Зарядка:

Классификация рельсовых цепей - student2.ru При подготовке к работе ЭПК необходимо зарядить. Для этого необходимо повернуть ключ до упора по часовой стрелке (перекрыть доступ воздуха к ЭПВ через замок размыкая его контакты), открыть кран КН22 на трубопроводе питательной магистрали.

Воздух из питательной магистрали через каналы ДР1 - 0,7 мм и ДР2 - 0,8 мм поступает в резервуар и в камеру над диафрагмой АВУ. Толкатель перемещается вниз и закрывает свой атмосферный клапан, сообщающий тормозную магистраль с атмосферой. При открытом кране КН5 воздух из тормозной магистрали через калиброванное отверстие в поршне поступает в камеру над поршнем срывного клапана и через ниппель, в АВУ перемещая поршень с хвостовиком. Хвостовик поршня перемещается, замыкая электрические контакты (подготовлена цепь питания электропневматического вентиля). После зарядки ЭПК ключ замка можно перевести в рабочее положение, тем самым открыть доступ воздуха к ЭПВ и обеспечить сбор схемы тягового режима.

Работа: После снятия питания с вентиля ЭПВ (проверка бдительности и т.д.) его клапан открывается и резервуар 0,5 литра (КВВ) через дроссельное отверстие ДР2 и ЭПВ сообщается с атмосферой через свисток. Если в течение 7-8 сек. катушка вентиля ЭПВполучит питание, то его клапан закроется, разрядка КВВ и свисток прекратится.

В случае отсутствия питания на катушке ЭПВ давление воздуха в камере над диафрагмой АВУ будет снижаться и под усилием пружины откроется его атмосферный клапан при помощи толкателя. Воздух из камеры поршня и из камеры под атмосферным клапаном АВУ будет резко уходить в атмосферу, принудительно разомкнётся цепь питания ЭПВ.

Под давлением воздуха из тормозной магистрали поршень срывного клапана будет отжат от седла и ТМ широким каналом сообщится с атмосферой. ЭПК сработает и произойдет экстренная разрядка тормозной магистрали до давления 2,2 – 2,5 кгс/см2 после этого срывной клапан под действием усилия своей пружины сядет на седло и разрядка ТМ прекратиться, машинисту необходимо применить экстренное торможение поездным краном.

Чтобы вернуть ЭПК к действию необходимо выполнить все операции из раздела зарядка. В случае срабатывания КОН разрядка камеры над поршнем срывного клапана и камеры поршня АВУ будет происходить через резьбовое соединение с блоком КОН в кронштейне без разрядки КВВ, свистка и выдержки времени на срабатывание ЭПК при этом.

КЛУБ-УП

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Система КЛУБ-УП рассчитана для применения на специальном самоходном подвижном составе I категории. (т.е. транспортных средств предназначенных для перевозки людей).

К I категории относятся ССПС, выполняющие работы самоходом и/или по транспортированию хозяйственных поездов аналогично локомотивам, а также для перевозки пассажиров (УТМ, ТЭУ, ПТМ, РА, ВПР, ВПРС, Р, ПМГ, ПБ, БУМ, РОМ, ДПС, ПРСМ, СП-93, Доуматик, Унимат, МПРС, GWM, SSP-103, РШП-48, Speno, АС-1А, АС, АМ, АГС, АГД).

Блок электроники БЭЛ-УП Блок электроники БЭЛ-УП (со снятой крышкой)
Классификация рельсовых цепей - student2.ru Классификация рельсовых цепей - student2.ru  

Работа системы КЛУБ-УП заключается в следующем:

В зависимости от направления движения сигналы АЛСН от приемных катушек КПУ-1 поступают через БКР-УП на БЭЛ-УП.

Информация о фактической скорости от датчика угла поворота Л178/1, о значении давления в тормозной системе и в тормозном цилиндре (от датчиков давления) и, при наличии приемопередающего устройства цифровой радиосвязи, дополнительная информация передается через блок БКР-УП в блок электроники.

Информация о координате ССПС поступает через антенну спутниковой навигационной системы (А-СНС) сразу на блок электроники.

В БЭЛ-УП осуществляется обработка всей принятой информации, формирование значений допустимой скорости, сравнение ее с фактической, контроль бдительности машиниста, воздействие на клапан экстренного торможения (ЭПК-153).

БИЛ-УВП принимает обработанную информацию для индикации и регистрации ее на КР. Воздействия машиниста на РБ, РБС отрабатываются блоком БИЛ-УВП и поступают на блок электроники.

Система КЛУБ-УП выполняет следующие функции:

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Приём сигналов канала АЛСН;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Приём сигналов от систем управления о включении / выключении тяги, переключении кабин и направления движения, положении рукоятки ЭПК, давлении в тормозной магистрали;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Отсчет текущего времени с корректировкой по астрономическому времени спутниковой навигационной системы;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Определение параметров движения поезда (координаты, скорости) по информации от приемника спутниковой навигации, датчиков пути и скорости и электронной карты участка;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Обработку принятой информации;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Формирование информации о значениях целевой и допустимой скорости движения;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Сравнение фактической скорости движения с допустимой и снятие напряжения с электромагнита ЭПК при превышении фактической скорости над допустимой;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Невозможность движения при отключенном ЭПК и выключенной системе безопасности движения;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Контроль максимальной допустимой скорости движения 20 км/ч в рабочем режиме и выработки сигнала автостопного торможения при ее превышении;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Отмена контроля бдительности при движении со скоростью менее 10 км/ч в рабочем режиме и при полной остановке;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Контроль снижения допустимой скорости перед светофором с запрещающим сигналом и исключение его проезда без предварительной остановки;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Осуществление однократного и периодического контроля бдительности (посредством РБ, РБС);

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Исключение самопроизвольного и несанкционированного ухода состава (скатывания);

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Визуальное отображение машинисту необходимой информации;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Звуковую сигнализацию при изменении информации на БИЛ-УВП кроме координаты, времени, фактической скорости и давления в тормозной магистрали, а также при опасном приближении к допустимой скорости;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Ввод и отображение характеристик и их сохранение при выключении питания;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Включение индикации на БИЛ-УВП о текущем времени, фактической скорости, режиме работы, готовности кассеты, а также информации ввода и тестирования при выключенном ключе ЭПК;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Включение белого сигнала локомотивного светофора БИЛ-УВП после включения питания, при отсутствии приёма информации из канала АЛСН при последующем включении ключа ЭПК;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Переключение красного сигнала локомотивного светофора БИЛ-УВП на белый при одновременном нажатии ВК на БВЛ-УП и РБ;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Регистрацию оперативной информации о движении состава, диагностики системы, характеристик в КР;

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Обмен информацией с устройствами цифровой радиосвязи, включая устройства оповещения работающих на путях (при специальном заказе);

Классификация рельсовых цепей - student2.ru Прием и запись во внутреннюю энергонезависимую память данных электронной карты пути.

Примечание:

Система КЛУБ-УП, имеющая исполнение РВ не имеет в своем составе приемник спутниковой навигации и электронной карты, не определяет абсолютную координату, поэтому названные выше функции не реализуются в полном объеме.

Контроллер управления

Контроллер – устройство (рукоятка, рычаг, кнопка), при помощи которого осуществляется управление силовой установкой ССПС.

Нулевое положение контроллера – положение, соответствующее отсутствию тяги силовой установки (на стоянке ССПС, на выбеге ССПС).

Ненулевое положение - положение, соответствующее наличию тяги силовой установки.

Контроллеры бывают двух типов – статические и динамические.

Статический – тип контроллера, положение которого однозначно определяет состояние силовой установки «тяга – не тяга».

Динамический – тип контроллера, положение которого может не соответствовать состоянию силовой установки «тяга – не тяга».

Подготовительный этап

Перед включением КЛУБ-УП водитель ССПС обязан убедиться:

· В наличии действующей штампа-справки в Журнале технического состояния ССПС;

· Разобщительные краны к ЭПК и тумблер «тяга» на блоке БКР-УП опломбированы;

· Напряжение аккумуляторной батареи по прибору на пульте управления находится в пределах от 18 до 32 В или от 9 до 16 В в зависимости от типа ССПС;

· Автомат защиты аппаратуры КЛУБ-УП на корпусе монтажной коробки включен;

· Ключ ЭПК находится в крайне правом положении (для 2-х кабинных ССПС у каждого из ЭПК в обеих кабинах).

Классификация рельсовых цепей - student2.ru

Наши рекомендации