Порядок содержания рельсовых цепей

Требования к рельсовым цепям и порядок их содержания

Белорусская железная дорога

Минск

_____________________________________________________________

Ключевые слова: рельсовая цепь, изолирующий стык, стыковой соединитель, сопротивление балласта

_____________________________________________________________

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН службами сигнализации и связи, пути Белорусской железной дороги и Белорусским государственным университетом транспорта

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕприказом от ________№_____

3 ВЗАМЕН РД РБ БЧ 19.040-98

Содержание

1 Область применения........................................................................................... 1

2 Нормативные ссылки........................................................................................... 1

3 Обозначения и сокращения .............................................................................. 1

4 Общие положения................................................................................................ 2

5 Порядок содержания рельсовых цепей........................................................... 3

6 Сроки и порядок осмотра и проверок элементов электрических рельсовых цепей..................................................................................................................... 6

7 Перечень путевых работ на станциях (раздельных пунктах) и перегонах, оборудованных устройствами СЦБ и ДИСК, КТСМ, производство которых необходимо согласовывать с работниками дистанции сигнализации и связи.............................................................................................................................. 11

8 Перечень путевых работ, производство которых необходимо согласовывать с руководством участка электроснабжения или дистанции контактной сети 12

Приложение А (обязательное) Порядок выполнения профилактических работ по содержанию элементов рельсовых цепей........................... 14

Приложение Б (обязательное) Технические указания на установку и приварку рельсовых соединителей........................................................ 26

Приложение В (рекомендуемое) Методика обнаружения и устранения неравномерной остаточной намагниченности в рельсах с объемной закалкой................................................................... 29

Приложение Г (обязательное) О порядке производства работ по электродуговой наплавке концов рельсов, крестовин и приварке стыковых соединителей на перегонах и станциях с рельсовыми цепями...................................................................................................... 32

Приложение Д (обязательное) Проектирование и эксплуатация дроссельных, междупутных, междурельсовых и стрелочных электротяговых перемычек с использованием сталеалюминевых проводов или стального троса......................................................................... 34

Приложение Е (справочное) Рисунки и схемы соединителей, изолирующих стыков, изоляции, накладок, струбцин ………………………..37

Приложение Ж (справочное) Тип и предельно допустимые значения повреждений композитных накладок…………………………..57

Приложение К (рекомендуемое) Форма учета сроков периодичности осмотра изолирующих стыков с композитными накладками 60

Приложение Л (рекомендуемое) Форма ведомости учета композитных накладок по дистанциям пути.................................................................. 61

Приложение М (рекомендуемое) Форма ведомости учета композитных

накладок на Белорусской железной дороге……………………….61

Библиография…………………………………………………………………………. 62

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

Требования к рельсовым цепям

И порядок их содержания

Дата введения___________

Область применения

Настоящий стандарт организации (далее – стандарт) регламентирует порядок содержания рельсовых цепей.

Положения, устанавливаемые настоящим стандартом, обязательны для применения всеми службами, самостоятельными отделами, отделениями и их структурными подразделениями, организациями дорожного подчинения Белорусской железной дороги.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации:

ГОСТ 3066-80 Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х7(1+6)+1х7(1+6). Сортамент

ГОСТ 8161-75 Рельсы железнодорожные Р-65. Конструкция и размеры.

ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

ГОСТ 10051-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой наплавки поверхностных слоев с особыми свойствами. Типы

ГОСТ 10052-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки высоколегированных сталей с особыми свойствами. Типы

СТП 09150.56.010-2005 Текущее содержание железнодорожного пути. Технические требования и организация работ

Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применяют следующие обозначения и сокра­щения:

АБ - автоблокировка;

АБТЦ – автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры;

АБТЦ-М – микропроцессорная автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры;

АЛСН, АЛСО - автоматическая локомотивная сигнализация;

АРС - автоматическое регулирование скорости;

ГАЦ - горочная автоматическая централизация;

ДИСК – дистанционная, информационная система контроля, для определения перегретых букс;

ДЦ - диспетчерская централизация;

КЛУБ – комплекс локомотивных устройств безопасности.

КТСМ – комплекс технических средств, модернизированный для определения перегретых букс;

МПЦ – микропроцессорная электрическая централизация;

НК – накладки композитные (металлокомпозитные, из стеклопластика и аналогичных материалов);

ПД –дорожный мастер дистанции пути;

РПЦ – релейно-процессорная централизация;

РЦ - рельсовые цепи;

СЦБ - устройства сигнализации, централизации и блокиров­ки;

ТРЦ – тональные рельсовые цепи;

УКП СО – устройство контроля перегона методом счета осей подвижного состава;

УКСПС – устройство контроля схода подвижного состава;

ЦАБ – автоблокировка с централизованным размещением аппаратуры;

ШН –электромеханик дистанции сигнализации и связи;

ЭЦ - электрическая централизация;

Примечание - Обозначения, применяемые в данном стандарте, даны в соответствии или с учетом определений этих терми­нов в [1].

Общие положения

Рельсовая цепь – это основной путевой датчик и телемеха­нический канал непрерывного типа в устройствах электрической централизации, диспетчерской централизации, автоматической блокировки, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа, горочной автоматической централизации, автоматического ре­гулирования скорости.

Как путевой датчик, рельсовая цепь используется для получения инфор­мации о состоянии путевых участков и целостности рельсовых нитей, как путевой телемеханический канал - для связи между сигнальными точками автоблокировки и между путевыми и локомотивными устройствами при передаче на локомотив информа­ции о показании путевых светофоров и о состоянии путевых участков.

Большое количество рельсовых цепей, область применения, вид тяги, род сигнального тока, частота питающего тока, режим питания, канализация тягового тока и другие факторы накладывают особую ответственность за технически исправное содержание рельсовых цепей, для бесперебойной их работы в различных сезонных условиях.

Исправная работа рельсовых цепей зависит от:

- удельного электрического сопротивления изоляции между двумя токоведущими нитями (рельсами) одной и той же рельсовой цепи в Ом на 1 км пути - сопротивления балласта;

- шунтовой чувствительности рельсовой цепи при вступле­нии на нее подвижного состава - надежного обесточивания путевого реле;

- обеспечения качественного содержания в соответствии с техническими условиями и нормами стыковых, стрелочных и электротяговых соединителей, перемычек кабельных стоек; дроссельных и междроссельных перемычек, изолирующих стыков, изоляции сережек остряков, связных полос, распорок стре­лочных переводов, арматуры обдувки и электрообогрева стрелок, трубопроводов, изоляции шпал, пролетных строений мостов, настилов пере­ездов, балластного слоя, в соответствии с нормами сопротивления утечки тока, канализации тягового тока в пределах станции, пра­вильного подключения заземлений опор контактной сети и напольных устройств, разъеди­нителей, источников питания и кабелей, располагаемых на этих опорах и других конструкций и сооружений.

Порядок содержания рельсовых цепей

5.1На дистанции сигнализации и связи возлагается:

5.1.1 Исправное содержание, установка и замена приборов рельсовых цепей (путевых реле, трансформаторов, генераторов, усилителей, приемников, фильтров, кабелей, кабельных стоек, путевых ящиков, дросселей и дроссель-трансформаторов, перемычек кабельных стоек, трансформаторных ящиков и муфт, дроссельных и междроссельных перемычек, изоляции гарнитурных угольников (фундаментальных), стрелочных соединителей, магнитных датчиков и педалей, шлейфов АЛСН, заземления напольных устройств СЦБ, ДИСК, КТСМ на станциях, раздельных пунктах и пе­регонах.

5.1.2 Контроль за работой РЦ на станциях, раздельных пунктах и пере­гонах (исправность изолирующих деталей сережек остряков, соединительных, рабочих и кон­трольных тяг, изолирующих стыков, связных полос и распорок, проверка шунтовой чувстви­тельности РЦ на станциях), в соответствии с [2] .

5.2 На дистанции пути возлагается:

5.2.1 Установка, замена и исправное содержание деталей изолирующих стыков, сережек остряков, связных полос и распорок стрелочных переводов, арматуры пневмообдувки и электрообогрева стрелок, про­летных строений мостов, шпал, трубопроводов, стыковых соединителей (кроме стрелочных) на станциях, раздельных пунктах и перегонах, а также сверле­ние отверстий для стрелочных и электротяговых соединителей, дроссельных и бутлежных перемычек, установку соединителей всех типов при смене рельсов и стрелочных перево­дов.

5.2.2 Работы по замене изолирующих элементов в изолирую­щих стыках, сережках остряков, связных полосах, распорках стре­лочных переводов и в арматуре устройств пневмообдувки и электрообогрева.

5.2.3 Электромеханик по рельсовым цепям дистанций пути участвует в расследовании допущенных отказов в работе устройств СЦБ и осуществляет:

5.2.3.1 контроль за обеспечением исправного содержания, безаварийной и надежной работы технических средств, правильной их эксплуатацией и своевременным ремонтом;

5.2.3.2 участие в установке, размещении, монтаже и проверке технических средств;

5.2.3.3 разработку мероприятий по повышению надежности работы РЦ;

5.2.3.4 составление планов переборки изолирующих стыков, замены приварных и дублирующих соединителей, подрезки балласта на околотках дистанций пути;

5.2.3.5 ведение ведомости учета композитных накладок по дистанции пути и контроль за соблюдением сроков и периодичности осмотра стыков с композитными накладками;

5.2.3.6 на основании ежемесячной проверки рельсовых цепей ШН и ПД подготовку анализа содержания рельсовых цепей и контроль за устранением обнаруженных недостатков;

5.2.3.7 по результатам замера сопротивления балласта разработку мероприятий по приведению его к норме;

5.2.3.8 участие в проведении технической учебы с дорожными мастерами и бригадирами пути по вопросам содержания рельсовых цепей.

5.3На дистанции электроснабжения возлагается:

Техническое содержание и обеспечение исправного состояния за­землений опор контактной сети, искровых промежутков, остнаски пешеход­ных мостов, путепроводов, эстакад и других сооружений, на кото­рых закреплена контактная сеть, отсасывающих фидеров и дроссель-трансформаторов (с перемычками), установленных специально для подключения отсасывающих фидеров заземлений тяговых подстан­ций, питающих пунктов и силовых трансформаторов, устройств управления разъединителями на перегонах и на раздельных пунктах.

5.4 Путевые работы на станциях (раздельных пунктах) и перегонах, оборудованных рельсовыми цепями, по смене рельсов и накладок изолирующего стыка, замене путевой решетки, смене стрелочного перевода, глухого пересечения или их отдельных металлических элементов, рихтовке пути на величину свыше 6 см, сварочно-наплавочных работ, смене и установке рельсовых пакетов, земляные работы, работы электробалластеров, щебнеочистительных машин, путеукладочных кранов и других путевых машин, при работе которых может быть нарушена целост­ность рельсовых цепей или их исправное действие, а также работы на раздельных пунктах по одиночной замене рельсов, на которых установлены стыковые, электротяговые или другие соединители, должны согласовываться с работниками дистанций сигнализации и связи.

Сверление отверстий, установка, замена и приварка стыковых, стрелочных и электротяговых соединителей в указанных случаях производится работниками пути.

5.5 При выполнении работ работниками пути, указанных в 5.4 настоящего стандарта, отсоединение и присое­динение бутлежных и дроссельных перемычек, проверка исправности рельсовых цепей после окончания этих работ, производится электромехаником СЦБ.

5.6 При неотложной необходимости замены рельса или одиночных элементов стрелочных переводов в пределах станции и отсутствии электроме­ханика СЦБ, дежурный по станции может разрешить работникам пути выполнять работу без выключения изолированного участка из зависимости после оформления записи в журнале осмотра о закрытии движения, сообщив об этом дежурному инженеру дистанции сигнализации и связи (далее диспетчеру ШЧ), начальнику станции и поездному диспетчеру. Проверку исправности рельсовых цепей производит элек­тромеханик СЦБ после появления на станции и оформляет соответ­ствующую запись в журнале осмотра, после чего дежурный по станции (диспетчер) может осуществлять движение по сигналам.

5.7 Выявленные неисправности элементов изоляции, вызы­вающие нарушение нормальной работы рельсовых цепей, должны устраняться работниками пути немедленно. Остальные неисправности устраняются в плановом порядке в установленные электромеха­ником сроки. При совместной проверке, неисправности устраняются в сроки, установленные электромехаником и дорожным мастером с соответствующей отметкой об устранении в журнале формы ДУ-46 на станциях, раздельных пунктах и в актах совместной проверки на перегонах.

5.8 При необходимости замены изоляции, дорожный мастер или бригадир пути делает соответствующую запись в журнале формы
ДУ-46 в порядке предусмотренном в [3], о характере производимых работ и порядке движения поездов. Под этой записью расписывается дежурный по станции.

5.9 После окончания работ дорожный мастер или бригадир пути совместно с электромехаником СЦБ делают выписку (запись) об оконча­нии работ и исправности устройств, под которой расписывается де­журный по станции.

5.10 О замене изоляции связных полос, распорок стрелочных переводов, арматуры обдувки и электрообогрева стрелок на основании за­писи электромеханика в журнале формы ДУ-46 после окончания работ и проверки исправности устройств также делается выписка (запись) дорожным мастером или бригадиром пути совместно с электромехаником и дежурным по станции.

5.11 Результаты осмотров рельсовых цепей должны записываться: дорожными мастерами и бригадирами пути в книге формы ПУ-28, электромеханиками и электромонтерами СЦБ в "Журнале осмотра пути, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи и кон­тактной сети" и в журнал формы ШУ-2 с обязательным указанием сроков устранения выявленных недостатков.

5.12 Для устранения неисправ­ностей в работе устройств СЦБ как на раздельном пункте, станции так и на перегоне вызываются электромеханик СЦБ и дорожный мастер (бригадир пути), ставится в известность энергодиспетчер дистанции энергоснабжения. В случае отказа устройств СЦБ по причине неисправности устройств электроснабжения, энергодиспетчер обязан принимать неот­ложные меры по устранению нарушения нормальной работы уст­ройств электроснабжения.

5.13 При выполнении путевых работ на электрифицированных линиях необходимо строго руководствоваться [4].

5.14 После производства работ по замене путевой решетки, балластного слоя и других видов путевых работ, связанных с изме­нением изоляции балласта электромеханик СЦБ обязан производить проверку и регулировку напряжения на путевых реле.

Наши рекомендации