Определение стратегии АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Задача данного раздела - определить стратегию АТП. При этом необходимо определить (сформулировать) общую (деловую) стратегию развития АТП и конкурентную стратегию.
Деловая стратегия (стратегия развития бизнеса) - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся среды, средств и форм её деятельности, системы взаимоотношений внутри неё, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к достижению её целей. Организациям необходимы стратегии, чтобы видеть путь достижения своих целей и выполнения миссии. Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопроса как? Как достичь целей? Как устранить конкурентов? Как достичь преимуществ в конкурентной борьбе? Как усилить долгосрочные позиции фирмы? Как сделать управленческое стратегическое видение реальностью? Стратегия как таковая необходима как всей организации в целом, так и отдельным её связующим звеньям (научные исследования, продажа, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т.д.)
в рамках данной курсовой работы студенты должны осуществить выбор и обоснование стратегий конкуренции и развития бизнеса. Перечень стратегий конкуренции и их характеристики представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Характеристики стратегий конкуренции
Стратегии развития бизнеса отражают четыре различных подхода к росту организации и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт (услуга), рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находится в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние. [4]
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта (услуги) и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
стратегия усиления позиции на рынке - предполагает нахождение путей увеличения сбыта услуг на существующем рынке за счет более активного маркетинга;
стратегия расширения границ рынка - исходит из увеличения сбыта путем внедрения существующих услуг на новых рынках;
стратегия совершенствования услуг - предполагает увеличение сбыта за счет создания новых или усовершенствованных услуг для существующих рынков.
Вторая группа эталонных стратегий - стратегии интегрированного роста. Такие стратегии предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Применительно к АТП это может предполагать следующее:
* установление контроля над системой сбыта своих услуг (например, присоединить или поставить под свой контроль экспедиционные предприятия, осуществляющие сбыт услуг АТП);
* присоединение или установление контроля над отдельными предприятиями - конкурентами.
Третья группа эталонных стратегий развития бизнеса - стратегии диверсифицированного роста. Они реализуются в том случае, если существующая сфера деятельности уже не дает АТП возможности для дальнейшего развития. К ним относятся:
стратегия центрированной диверсификации:
* расширение сферы деятельности АТП за счет использования услуг или видов перевозок аналогичных существующим;
стратегия горизонтальной диверсификации:
* расширение ассортимента услуг, которые не связаны с выполняемыми в настоящее время, но могут вызвать интерес у потребителей. Например, АТП, обслуживающее торговую сеть предлагает услуги по упаковке или расфасовке продукции потребителя;
стратегия конгламеративной диверсификации:
* разработка услуг или применение видов деятельности, не имеющих никакого отношения к существующим услугам или видам перевозок. Например, ремонт автотранспортных средств частных владельцев, использование имеющихся территорий под склады для ведения оптовой или мелкооптовой торговли и т.п.
четвертый тип эталонных стратегий развития бизнеса - стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике. Подробно этот тип стратегий не рассматривается, так как в данной курсовой работе студент должен сделать выбор стратегии развития бизнеса в рамках первых трех групп стратегий.
В данном разделе необходимо также отразить меры, направленные на реализацию стратегии развития АТП.
6.3.5 формирование допущений, используемых при планировании
В данном разделе формулируются допущения и установки, учитываемые при разработке плана развития АТП. Они охватывают пятилетний срок.
Основные допущения о внешних условиях функционирования в ближайшие 5 лет должны касаться следующего:
1) состояния экономики (рост, снижение, другие варианты);
2) конкуренции в отрасли (усиление, ослабление);
3) количество потребителей услуг компании (увеличиться, уменьшиться);
4) спрос на услуги, оказываемые компанией (повысится, понизится). Темпы изменения спроса (медленные, быстрые);
5) темпы роста перевозок;
6) государственное регулирование экономики (налоги, издержки, законодательство по труду, ценообразование);
7) другие факторы (назвать и обосновать).
Допущения, касающиеся элементов издержек (прирост, снижение) отражаются в таблице. Перечень возможных допущений приведен в таблице 4.
Таблица 4 - Возможные допущения относительно элементов издержек в процентах на 5 лет
Элементы издержек | Ед. изм. | Значение по годам | ||||
Расходы на оплату труда | % к 2013г. | |||||
Расходы на топливо | % к 2013г. | |||||
Расходы на смазочные материалы | % к 2013г. | |||||
Расходы на шины | % к 2013г. | |||||
Налоги: | ||||||
(перечень важнейших налогов и допущения по ним) | ||||||
Уровень рентабельности услуг | % | |||||
Другое (указать) |
6.3.6 Производственный план
В данном разделе курсовой работы необходимо обосновать плановый объём перевозок, рассчитать суммарную трудоёмкость ТО и ТР, необходимую для того, чтобы поддержать подвижной состав в технически исправном состоянии и определить (обосновать) величину основных средств.
Обоснование планового объема перевозок
Общее замечание к расчётам – плановый период – пять лет. При этом по первому году даются подробные обоснования и детальные расчёты, по последующим – характеристика тенденций изменений, исходя из допущений, закладываемых в план. Подробные пояснения приводятся для первого расчётного года.
последовательность и порядок расчета следующий.
1. Определяются клиенты, перевозимые для них грузы, расстояния перевозок. Указанные сведения заносятся в таблицу 5. Распределение перевозимых грузов по потребителям. Ниже приводится форма этой таблицы.
Таблица 5. - Распределение перевозимых грузов по потребителям
По условиям курсовой работы требуется выбрать не менее пяти наименований груза. При этом расстояния перевозки грузов должны быть разными во всех пяти случаях.
2. Обосновываются закладываемые в план технико-эксплуатационные показатели - Tн , Vрасч , tn-p , b , jст , ab
Продолжительность пребывания автомобиля в наряде (Тн) определяют с момента выпуска автомобиля из гаража и до момента возвращения его в гараж без учета времени, отводимого на отдых и прием пищи водителя. Время нахождения автомобиля в наряде складывается из времени движения (tдв) и времени простоев (tпр), т.е.:
Тн = tдв + tпр
Средняя продолжительность пребывания автомобиля i -марки в наряде будет зависеть от процента этих автомобилей, работающих в первую, вторую и третью смены, а также продолжительности смен.
Планируемые расчетные нормы пробега (Vрасчi) при работе автомобилей в городе устанавливаются независимо от дорожного покрытия; для автомобилей грузоподъемностью до 7 т (для автомобилей-цистерн емкостью до 6 тыс. л) - 25 км/ч; для автомобилей грузоподъемностью 7 т и выше (для автомобилей-цистерн емкостью 6 тыс.л. и выше) - 24 км/ч.
При работе за городом расчетная норма пробега автомобилей по дорогам I_группы установлена - 49; II - 37 и III -28 км/ч.
Нормы времени на погрузку и разгрузку устанавливаются в зависимости от способа их выполнения, типа и грузоподъемности подвижного состава, рода грузов, а также вида применяемых погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.
Величина коэффициента использования пробега зависит от взаимного расположения компании, грузообразующих и грузопоглощающих пунктов и от организации перевозки грузов.
Величина коэффициента использования грузоподъемности планируется в зависимости от рода перевозимого груза, величины партий груза, типа и грузоподъемности применяемого подвижного состава.
Все грузы в зависимости от величины использования грузоподъемности разделены на четыре класса. Сведения по значениям коэффициента использования грузоподъёмности приведены в таблице 6.
Таблица 6 – Значения коэффициента использования грузоподъёмности в зависимости от класса груза
Планируемое значение коэффициента выпуска автомобилей на линию может быть установлено в следующих интервалах в зависимости от предполагаемых дней работы в году:
3. Осуществляется распределение планируемых к перевозке грузов по типам подвижного состава. Обязательное условие при этом - одна марка перевозит не менее двух (трех) наименований грузов. Сведения по этому вопросу заносятся в таблицу 7.
Таблица 7 - Распределение перевозимых грузов по типам подвижного состава
4. Определяется возможный годовой объем перевозок.
Расчет осуществляется на основе следующих формул:
Qгод = Qсут · Адр [1]
Qсут = nerg · gн · jстi [2]
nerg = (Тн · Vpacч · b ) / ( ler + tн-р · Vpacч · b ) [3]
Адр = Асс · a · Dк [4]
Результаты расчета заносятся в таблицу 8
При определении значений показателей по строке “Итого по марке” следует учесть вид маршрута по соответствующей марке (маятниковый, кольцевой)
Таблица 8 - Определение прогнозируемого объема перевозок на первый год
Справочно: Годовой объем перевозок в целом по АТП -
Среднее расстояние перевозки по АТП -
5. Значения объема перевозок по годам планируемого периода заносятся в таблицу 9. При этом используются допущения, заложенные в план.
Таблица 9 - Объем перевозок по годам планируемого периода
Расчёт трудоёмкости ТО и ТР
Расчёт трудоёмкости То и ТР подвижного состава проводится в таблице аналогичной таблице 10.
Таблица 10 - Расчет трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава
При расчете трудоемкости ТО и ТР подвижного состава используются следующие формулы:
Тeo = Нео · К · К · Nео 5]
Тто-1 = Нто-1 · К · К · Nто-1i [6]
Тто-2 = Нто-2 · К · К · Nто-2 [7]
Ттр = (Hтр · K · K · K · K · K · Lo ) / 1000 [8]
где
К1 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации
К2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы
К3 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно- климатических условий
К4 - коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации
К5 - коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на предприятии и количества технологически совместимых групп подвижного состава.
Значения коэффициентов выбираются в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Порядок расчета количества ЕО, ТО1 и ТР изложен в приложении Б данных методических указаний.