Смена водителей и приемка ТРОЛЛЕЙБУСА на линии

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. К работе в качестве водителя троллейбуса допускаются лица, прошедшие:

- медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья;

- обучение в установленном порядке, стажировку в установленном объеме, имеющие:

- свидетельство о присвоении квалификации водителя троллейбуса;

- водительское удостоверение на право управления троллейбусом, выданное Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГИБДД МВД);

- допуск к самостоятельной работе в электроустановках напряжением до 1000 В (III группа по электробезопасности, удостоверение установленного образца).

1.2. Присвоение водителям троллейбуса 4 тарифного разряда производится приказом по ОСП «Учебно-курсовой комбинат» после успешного завершения обучения. Присвоение очередного разряда производится в соответствии с «Положением об аттестационных комиссиях в СПб ГУП «Горэлектротранс» и обособленных структурных подразделениях», утвержденным приказом по СПб ГУП «Горэлектротранс».

1.3. Водитель троллейбуса обязан осуществлять управление троллейбусом с соблюдением:

- правил дорожного движения;

- правил технической эксплуатации троллейбуса;

- требований данной должностной инструкции;

- правил по охране труда на городском электротранспорте и правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

1.4. Водитель троллейбуса должен знать:

- должностную инструкцию водителя троллейбуса Санкт-Петербурга ( далее ДИ);

- правила дорожного движения (далее ПДД);

- правила технической эксплуатации троллейбуса (далее ПТЭ);

- правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;

- правила по охране труда на городском электротранспорте в объеме выполняемой работы;

- инструкцию по охране труда для водителя троллейбуса;

- инструкцию по порядку ведения путевых листов (оформлению путевого листа);

- устройство и принцип действия троллейбусов, эксплуатируемых предприятием и их оборудования;

- порядок обнаружения и устранения технических неисправностей на троллейбусах, эксплуатируемых предприятием;

- периодичность видов технического обслуживания подвижного состава;

- перечень работ при проведении ежедневного предрейсового контроля технического состояния троллейбусов перед выездом на линию с места стоянки и по возвращению к месту стоянки, в части касающейся водителя;

- инструкцию по безопасности движения при производстве маневровых работ на территории троллейбусных парков и конечных станций;

- инструкцию по сцепке и буксировке троллейбусов;

- инструкцию по работе троллейбуса в режиме «автономный ход»;

- рекомендации по экономии электроэнергии;

- порядок оформления поездной документации;

- положение о книжке водителя;

- действующие приказы, указания и распоряжения, относящиеся к работе водителя;

- правила пользования наземным пассажирским транспортом;

- порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;

- особенности трасс обслуживаемого маршрута, трассы объезда, порядок следования при направлении в командировочный рейс;

- действия водителя при наступлении страхового случая (ДТП), с учетом соблюдения Правил страхования;

- действия водителя при повреждении контактной сети.

Водитель троллейбуса 5 разряда должен дополнительно знать:

- профиль и особенности трасс маршрутов троллейбуса, обслуживаемых данным парком.

Водитель троллейбуса 6 разряда должен дополнительно знать:

- особенности трасс всех маршрутов троллейбуса города.

1.5. Водителю запрещается работать на маршруте и типе подвижного состава, не вписанном в книжку водителя.

1.6. Водитель обязан ежемесячно посещать технические занятия, инструктивные совещания и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения и техники безопасности, проводимые руководством предприятия. Проходить повторные инструктажи по охране труда в установленные сроки.

1.7. Водитель обязан своевременно проходить обязательные медицинские периодические осмотры в соответствии с п. 4.1 прил. 1, пп.2. 27. 12 прил. 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302-н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» для подтверждения профпригодности к управлению троллейбусом.

1.8. При наличии в водительском удостоверении отметки «Очки» или имеющемся предписании медицинской комиссии, водитель обязан работать в очках или контактных линзах.

Водителю рекомендуется иметь при себе запасные очки (при использовании контактных линз запасные очки не требуются), в солнечную погоду – солнцезащитные очки.

1.9. Водитель непосредственно подчинен начальнику маршрута.

Водитель троллейбуса обязан выполнять оперативные распоряжения, связанные с обеспечением безопасности перевозки пассажиров, безопасности движения, выполнением расписания движения:

- на территории ОСП – диспетчера парка,

- при работе на линии – диспетчеров конечной станции, осуществляющих диспетчерское руководство движением троллейбуса, линейных работников ОСП «Служба движения», работников СПб ГУП «Горэлектротранс», имеющих удостоверение с правом контроля и отдачи распоряжений на линии, сотрудников МВД (сообщив о полученных распоряжениях старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения).

Водитель–стажер обязан выполнять указания водителя-инструктора в объеме настоящей инструкции.

Водителю запрещается выполнять распоряжения, противоречащие настоящей инструкции.

1.10. Водитель, причастный к дорожно-транспортному происшествию (далее ДТП), должен действовать в соответствии с требованиями настоящей инструкции (разд. 4) и ПДД. Сразу же после оформления ДТП в ГИБДД водитель должен явиться в парк для оформления письменного объяснения о случившемся.

В течение 3 рабочих дней с момента происшествия водитель обязан прибыть в парк для разбора случая.

1.11. Водитель, следующий за транспортом, с которым произошло ДТП, или троллейбусом, делающим задержку, а также водитель, проезжающий во встречном направлении, обязаны:

- принять меры по оповещению старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения о данном ДТП, задержке движения;

- остановить свой троллейбус по сигналу водителя неисправного троллейбуса, трамвайного вагона (поезда) и, соблюдая требования безопасности движения, осуществить пересадку пассажиров из неисправного транспортного средства в свой троллейбус.

1.12. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец должен немедленно сообщить непосредственному руководителю. Если несчастный случай произошел на линии, то необходимо сообщить старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения или ближайшему линейному работнику Службы движения.

1.13. О каждой задержке движения (независимо от виновности), выбытии подвижного состава из движения, выявлении нарушений требований должностной инструкции и другом браке водитель обязан представить письменное объяснение в течение суток в отдел эксплуатации парка:

- по окончании смены в парке – лично диспетчеру парка или начальнику маршрута, ответственному работнику парка;

- по окончании смены на линии – передать со сменяющим его водителем.

1.14. Во время работы водитель обязан быть опрятным, в форменной одежде установленного образца и удобной обуви с устойчивым каблуком высотой не более 4 см.

1.15. Водитель обязан содержать рабочее место в чистоте. Запрещается курить в кабине (салоне) троллейбуса, в том числе во время стоянки на конечной станции

1.16. Водитель обязан быть вежливым и предупредительным.

1.17. При обнаружении в салоне троллейбуса забытых вещей, посторонних предметов и т.п. водитель обязан действовать согласно специальной инструкции, утвержденной приказом СПб ГУП «Горэлектротранс».

1.18. Водителю запрещается:

- устанавливать в троллейбусе дополнительное оборудование (электрические печи, радиоприемники и т.п.) и вносить изменения в конструкцию троллейбуса;

- заклеивать (закрашивать) стекла кабины, в том числе дверей в салон транспортного средства;

- размещать элементы декора, ограничивающие обзорность с рабочего места водителя и (или) ухудшающие внешний вид подвижного состава.

Водителю разрешается:

- использовать личный видеорегистратор при неисправности или отсутствии штатного, по согласованию с руководителем ОСП.

1.19. Во время работы на линии и в парке водитель несет ответственность за сохранность:

- троллейбуса, его оборудования;

- экипировочного инвентаря и документации (согласно п. 2.7 настоящей инструкции).

При применении медицинских средств из аптечки, а также при использовании огнетушителя в случаях возгорания подвижного состава, водитель должен по окончании смены предоставить в отдел эксплуатации парка объяснение об обстоятельствах случая и дать заявку на пополнение использованных медикаментов и замену огнетушителя.

1.20. Передача управления троллейбусом допускается только по производственной необходимости после согласования со старшим диспетчером Диспетчерского отдела ОСП «Служба движения», с обязательным оформлением в книге троллейбуса.

Водитель может передать управление только:

- сменяющему его водителю;

- работникам, имеющим удостоверение на право управления транспортным средством (троллейбусом) и служебное удостоверение с правом контроля и отдачи распоряжений на линии, при исполнении ими служебных обязанностей;

- водителю троллейбуса на маневровых работах, по подгонке, расстановке и испытанию (обкатке) подвижного состава.

Водитель–инструктор обязан допускать к управлению троллейбусом прикрепленного стажера или ученика.

1.21. К работе в качестве водителя–инструктора допускаются водители 5 и 6 разрядов, прошедшие обучение в Учебно-курсовом комбинате, имеющие свидетельство водителя-инструктора и утвержденные приказом по парку.

1.22. Водители:

- впервые нанимаемые на работу после обучения;

- иногородние водители;

- имеющие перерыв в работе;

- назначаемые на работу на новом маршруте;

при переводе на новый тип подвижного состава допускаются к управлению троллейбусом после прохождения обязательных инструктажей по безопасности движения, в соответствии с требованиями действующих «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», внепланового инструктажа по охране труда и стажировки. Продолжительность стажировки устанавливается в соответствии с «Положением об аттестационной комиссии в СПб ГУП «Горэлектротранс» и в обособленных структурных подразделениях» в зависимости от стажа и срока перерыва в работе по специальности.

1.23. Водитель несет ответственность в установленном законом порядке за нарушение требований настоящей инструкции. В зависимости от степени и характера нарушения, допущенного водителем, к нему могут быть применены следующие меры воздействия:

- запись в книжке водителя о допущенном нарушении;

- изъятие из книжки водителя талонов №№ 1,2,3;

- изъятие книжки водителя;

- наложение дисциплинарного взыскания;

- частичное или полное лишение премии;

- взыскание в установленном законом порядке суммы материального ущерба, причиненного предприятию.

1.24. В соответствии с приказом Минтранса РФ от 05 августа 2011г. №209 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта» на транспортном средстве водитель несет ответственность за обеспечение транспортной безопасности, в том числе:

1.24.1. Перед началом движения убедиться, что дверь кабины водителя и места доступа к оборудованию жизнеобеспечения надежно закрыты в соответствии с п.22.1 приказа Минтранса РФ от 05 августа 2011 г. №209.

1.24.2. Проводить осмотр троллейбуса перед выездом и по прибытии на конечные станции, при возвращении на территорию объекта транспортной инфраструктуры, с целью выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в салон троллейбуса и кабину в соответствии с п.5.35 приказа Минтранса РФ от 05 августа 2011 г. №209.

1.24.3. Контролировать выход и вход пассажиров на остановках, в том числе с помощью систем видеонаблюдения в соответствии с пп. 22.3.2., 22.3.4. приказа Минтранса РФ от 05 августа 2011 г. №209.

1.24.4. В случае совершения акта незаконного вмешательства, в соответствии с п.5.38 приказа Минтранса РФ от 05 августа 2011 г. №209, незамедлительно применить (произвести нажатие) кнопку тревожной сигнализации (при наличии) или незамедлительно известить старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения.

Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

- угроза захвата - возможность захвата транспортных средств (далее - ТС), установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем

любой другой формы запугивания;

- угроза взрыва - возможность разрушения ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела);

- угроза размещения или попытки размещения на ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ТС;

взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ТС, нанести им и/или их грузу повреждения;

- угроза поражения опасными веществами - возможность загрязнения ТС или их

критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

- угроза захвата критического элемента ТС - возможность захвата критического элемента ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания;

- угроза взрыва критического элемента ТС - возможность разрушения критического элемента ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

- угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

- угроза блокирования - возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

- угроза хищения - возможность совершения хищения элементов ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью.

2. ЯВКА ВОДИТЕЛЯ НА РАБОТУ И ПРИЕМКА ТРОЛЛЕЙБУСА

2.1 Водитель, согласно путевому листу, прибывает на смену в парк или на конечную станцию с учетом подготовительно-заключительного времени.

2.2. Перед началом работы водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр, в том числе, по требованию медработника, контроль за наличием наркотических веществ в организме (наркотическое опьянение).

2.2.1. При допуске на смену в парке или на конечной станции водитель обязан предъявить диспетчеру:

- путевой лист с личной подписью водителя о готовности его к работе по состоянию здоровья и отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра;

- водительское удостоверение на право управления транспортным средством, выданное ГИБДД;

При наличии в водительском удостоверении отметки «очки обязательны» водитель обязан работать в очках. Водителю рекомендуется иметь при себе запасные очки (при использовании контактных линз запасные очки не требуются), в солнечную погоду- солнцезащитные очки.

- книжку водителя с талонами предупреждения (№№ 1,2,3);

- удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках до 1000В.

Водитель – стажер обязан дополнительно предъявить диспетчеру лист стажера.

Ученик водителя обязан предъявить диспетчеру:

путевой лист с личной подписью водителя о готовности его к работе по состоянию здоровья и отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра;

- водительское удостоверение на право управления транспортным средством, выданное ГИБДД;

При наличии в водительском удостоверении отметки «очки обязательны» ученик водителя обязан работать в очках. Ученику водителя рекомендуется иметь при себе запасные очки (при использовании контактных линз запасные очки не требуются), в солнечную погоду- солнцезащитные очки.

- учетную книжку прохождения пассажирской практики;

- удостоверение о проверке знаний и правил работы в электроустановках до 1000В.

2.2.2. При смене водителя на конечной станции сменяющий водитель обязан предъявить сменяемому водителю путевой лист, должным образом оформленный диспетчером парка и диспетчером конечной станции.

2.3. Документом на право выезда из парка или с конечной станции и движения троллейбуса по маршруту является путевой лист, должным образом оформленный диспетчером парка или диспетчером конечной станции.

2.4. Допуск к работе учеников водителей и стажеров производится в соответствии с п. 1.22, 2.1, 2.2, 2.3 настоящей инструкции.

- в путевом листе водителя-инструктора должен быть указан табельный номер водителя-стажёра, стоять штамп «Водитель работает со стажёром»;

- в путевом листе водителя-стажёра должен быть указан табельный номер водителя-инструктора, стоять штамп «Стажёр».

2.5. После получения у диспетчера парка допуска к работе водитель должен получить:

- книгу троллейбуса;

- закрепленный за троллейбусом инструмент, инвентарь и съемный видеорегистратор;

- документ о прохождении технического осмотра (копия диагностической карты);

- пакет документов по обязательному страхованию транспортных средств, документы по страхованию гражданской ответственности под личную подпись.

Проверить в книге троллейбуса:

- отметку мастера о выполнении заявок и готовности троллейбуса к работе на линии (штамп, заверенный подписью);

- отметку лица, уполномоченного приказом по парку при выполнении повторной заявки;

- наличие штампа о прохождении троллейбусом ежедневного осмотра (ЕО) с подписью мастера.

При приемке троллейбуса убедиться в выполнении всех заявок, при необходимости оформить повторную заявку в журнал повторных заявок и в книгу троллейбуса и сообщить лицу, ответственному за выпуск.

2.6. При отсутствии в книге троллейбуса отметки о выполнении заявок водитель должен получить у мастера письменное подтверждение выполнения заявок и разрешение на приемку троллейбуса.

Водителю запрещается работать на линии без отметки в книге троллейбуса, лица ответственного за выполнение заявок, в том числе повторных.

Выпускаемый на линию троллейбус должен быть экипирован:

- правилами пользования наземным пассажирским транспортом;

- расписанием движения троллейбуса;

- книгой троллейбуса;

- пакетом документов по обязательному страхованию транспортных средств;

- документами по страхованию гражданской ответственности;

- двумя противооткатными упорами (башмаками);

- знаком аварийной остановки;

- медицинской аптечкой;

- огнетушителями порошковыми или углекислотными, емкостью не менее 5л, один из которых находится в кабине водителя, в том числе:

∙ для двухосного троллейбуса – не менее двух,

∙ для сочлененного (трехосного) – не менее трех;

- в зимнее время: метлой, скребком;

- рукояткой реверсивного вала (съемной), где это предусмотрено конструкцией;

- ключом от замкового устройства блокировки цепей управления, где это предусмотрено конструкцией;

- закрепленным за троллейбусом инструментом;

- запасным комплектом плавких предохранителей, где это предусмотрено конструкцией (при получении необходимо проверить их исправность);

- запасным комплектом контактных вставок;

- радиоусилителем и микрофоном, автоинформатором;

- видеорегистратором, видеокамерами в кабине и в салоне, где это предусмотрено;

- скоростемером, где это предусмотрено;

- маршрутными указателями (лобовыми и боковыми);

- опознавательным знаком «Начинающий водитель» установленной формы, если водитель, управляющий троллейбусом, имеет стаж работы менее 2-х лет;

- маршрутной схемой;

- карточками с информацией о водителе и кондукторе;

- знаком «Я нарушил ПДД» с телефоном для обращений граждан на нарушения ПДД водителями при работе на линии (проконтролировать состояние знака).

2.7. Водитель должен иметь при выезде из парка индивидуальные средства защиты:

- диэлектрические перчатки (необходимо при получении проверить их пригодность к применению);

- хлопчатобумажные рукавицы или перчатки с полимерным покрытием;

- сигнальный жилет.

2.8. При обнаружении повреждения троллейбуса или (и) оборудования салона и кабины водитель должен сделать запись в книге троллейбуса и заверить ее у начальника смены.

2.9. При обнаружении неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация троллейбуса на линии (согласно п. 3.3.2 ПТЭ 2001г.), водитель обязан сообщить об этом ответственному за выпуск и записать заявку в книгу троллейбуса, если заявка повторная – и в журнал повторных заявок.

При предоставлении другого троллейбуса – немедленно приступить к его приемке.

При отсутствии другого (исправного) троллейбуса – водитель поступает в распоряжение диспетчера парка и при необходимости может быть направлен на работу на другой наряд, маршрут с соответствующим оформлением путевого листа

После устранения выявленных неисправностей водитель должен немедленно произвести приемку троллейбуса, оформить путевой лист у диспетчера, получив письменное указание о времени отправки и пути следования.

2.10. Водителю запрещается работать на линии на технически неисправном троллейбусе (без отметки в книге троллейбуса лица, ответственного за выполнение заявок, в том числе повторных).

2.11. Перед началом движения троллейбуса на территории парка или в депо водитель обязан:

- убедиться в отсутствии запрещающих плакатов на подвижном составе;

- убедиться, что кожухи (ограждения) электрооборудования находятся в «закрытом» состоянии;

- убедиться в отсутствии ремонтных рабочих (в троллейбусе, в смотровой канаве, на крыше);

- убедиться в отсутствии предметов, мешающих движению троллейбуса;

- проверить, закрыты ли откидные борта;

- убедиться в расположении верёвок токоприёмников на крыше троллейбуса;

- при наличии блокировки контактного провода в депо, убедиться в наличии разрешающего сигнала (красного);

- окриком: «Осторожно, троллейбус № ..…, трогается с пути № ..…», предупредить об отправлении троллейбуса, подать предупредительный звуковой сигнал, затем включить контроллер и сразу выключить его;

- закрыть двери и, обеспечивая безопасность движения, выехать с территории депо или отстойных путей (при движении троллейбуса должна быть открыта первая дверь);

- соблюдать скорость движения троллейбуса по территории депо и парка не более 5 км/час;

- при подъезде к воротам депо и проезде их подавать звуковые сигналы;

- ЗАПРЕЩАЕТСЯ выезд из парка при неисправной или отключенной блокировке хода при открытых дверях троллейбуса.

Перед выездом с территории парка водитель обязан:

- доложить ответственному за выпуск, на какую конечную станцию (в соответствии с расписанием или письменным распоряжением диспетчера) следует троллейбус;

- убедится в полном открытии и остановке створок ворот.

2.12. Выезжать на линию на подвижном составе без кондуктора запрещается, за исключением маршрутов, на которых внедрено бескондукторное обслуживание пассажиров.

2.13. На нулевом (парковом) рейсе, обеспечивая безопасность движения, водитель обязан (без пассажиров) проверить на прямом участке пути, определённом приказом по парку:

- исправность всех видов тормозных средств;

- наличие свободного хода троллейбуса (выбега),

- плавность набора скорости троллейбуса;

- исправность работы гидроусилителя руля;

- работу троллейбуса в режиме автономного хода (при его наличии);

- убедиться в отсутствии постороннего шума и стука на ходу троллейбуса;

- работу токоприёмников при прохождении спецчастей контактной сети;

- работоспособность системы видеонаблюдения.

2.14. В случае обнаружения на нулевом (парковом) рейсе какой-либо неисправности водитель должен действовать в соответствии с пп. 4.10, 4.11 настоящей инструкции.

2.15. На нулевом (парковом) рейсе водитель обязан останавливать троллейбус на всех обязательных остановках и производить посадку и высадку пассажиров.

2.16. По прибытии троллейбуса на конечную станцию водитель обязан оформить приемку троллейбуса:

- в книге троллейбуса в соответствующей графе указать дату, свою фамилию, табельный номер и заверить запись о приемке троллейбуса личной подписью,

- в соответствующей графе путевого листа подтвердить личной подписью проверку эффективности действия всех тормозов на нулевом рейсе.

Произвести осмотр салона троллейбуса, оформить запись об осмотре в путевом листе:

- в соответствующей графе указать время осмотра салона и заверить запись своей подписью.

АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

4.1. Водителю запрещается оставлять управление троллейбусом при опасности возникновения аварии. В этих условиях водитель обязан принять все возможные меры для ее предотвращения.

Водителю запрещается покидать троллейбус без производственной необходимости.

4.2. Для предупреждения участников движения об опасности водитель троллейбуса обязан включить аварийную световую сигнализацию, том числе:

- при ДТП;

- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

- при буксировке.

4.3. При остановке троллейбуса и включении аварийной световой сигнализации, а также при её неисправности или её отсутствии, знак аварийной остановки должен быть немедленно выставлен на расстоянии не менее 15 метров.

4.4. Водитель обязан:

- обо всех происшествиях, задержках движения сообщать старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения по служебному телефону, через линейного работника Службы движения или водителя встречного троллейбуса, вагона (поезда);

- незамедлительно сообщать помощнику старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения о сходе токоприемников;

- оказывать бригадам скорой технической помощи содействие в скорейшей ликвидации задержки движения;

- выполнять распоряжения руководителя работ (бригадира скорой технической помощи), если это не противоречит требованиям настоящей инструкции и не создает угрозу безопасности движения;

- в случае скопления троллейбусов (ДТП, задержка движения и т. п.) опустить токоприемники, соблюдая технику безопасности, и начать движение с места остановки лишь после удаления стоявшего впереди троллейбуса на расстояние не менее 60 метров.

4.5. При выходе из троллейбуса в пути следования водитель обязан:

- затормозить (зафиксировать) троллейбус ручным (стояночным) тормозом;

- убедиться, что троллейбус надежно удерживается на месте;

- отключить все высоковольтные и низковольтные электрические цепи;

- поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение «0», снять ее и взять с собой. Допускается не снимать рукоятку реверсивного вала контроллера при блокировании водителем цепей управления с помощью встроенного замкового устройства, предусмотренного конструкцией – взять с собой ключ включения цепей управления;

- отключить все высоковольтные цепи и цепи управления;

- надеть сигнальный жилет;

- выйти из троллейбуса и закрыть дверь кабины;

- на уклоне поставить противооткатные упоры под колеса со стороны уклона.

Окончание работы

5.1. Водитель, сдающий смену на линии, должен действовать в соответствии с п.п. 2.17 – 2.26 настоящей инструкции.

5.2. Водитель имеет право следовать в парк:

- после окончания работы по расписанию;

- по распоряжению старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения;

- после аварийных случаев и по технической неисправности ( с учетом выполнения п. 4.15 настоящей инструкции).

Возвращение троллейбуса в парк производится по маршруту, указанному в расписании, или по маршруту, указанному диспетчером конечной станции, после соответствующего оформления путевого листа (кроме аварийных случаев).

5.3. При движении парковым рейсом водитель обязан:

- вывесить на лобовом стекле аншлаг «В парк»;

- на остановках производить посадку и высадку пассажиров во все двери салона троллейбуса, объявляя по микрофону «Троллейбус идет в троллейбусный парк № … до ул. …», название остановочного пункта;

- на последней остановке перед парком водитель должен убедиться в отсутствии в троллейбусе пассажиров, посторонних предметов. При обнаружении в салоне троллейбуса постороннего предмета, действовать согласно специальной инструкции, утвержденной приказом СПб ГУП «Горэлектротранс».

5.4. При прибытии в парк водитель обязан:

- закрыть в троллейбусе окна, двери, вентиляционные люки;

- предъявить троллейбус приемщику, сообщить ему о наличии заявок на неисправности подвижного состава или их отсутствие и по указанию приемщика поставить троллейбус на соответствующий путь (расстояние до впереди стоящего троллейбуса должно быть не менее 1,5 м);

- скорость движения по территории парка не более 5 км/час.

5.5. При подъезде к въездным воротам парка или депо водитель должен убедиться в

полном открытии и остановке створок ворот.

5.6. При постановке троллейбуса на отстой водитель обязан:

- затормозить троллейбус ручным (стояночным) тормозом;

- перевести реверсор в нулевое положение, снять его рукоятку, взять с собой, взять ключ от замкового устройства блокировки цепей управления (где это предусмотрено конструкцией);

- выключить высоковольтные и низковольтные цепи;

- снять токоприемники с контактного провода и надёжно закрепить их веревкой (на

троллейбусах, стоящих на отстое в парке, запрещается заводить токоприёмники под лиры или ставить их на элементы контактной сети);

- при наличии уклона поставить противооткатный упор под колесо со стороны уклона;

- закрыть вентиляционные люки, окна, двери салона и кабины водителя;

- оформить заявку в книге троллейбуса на техническую неисправность, в том числе на неисправность работы видеосистемы и другого бортового оборудования, а при наличии повторной заявки - сделать запись в книгу повторных заявок;

- произвести запись в путевом листе о результатах осмотра салона на наличие посторонних предметов;

- сдать закрепленный за троллейбусом инвентарь, книгу троллейбуса, пакет документов по обязательному страхованию транспортных средств;

- пройти послерейсовый медицинский осмотр;

- сдать путевой лист;

- оставить у диспетчера парка письменное объяснение по выявленным нарушениям должностной инструкции (рапорта, карточки и т. д.).

5.7. Если водитель стал свидетелем ДТП с участием электротранспорта, по прибытию в парк сообщить диспетчеру информацию о ДТП, с указанием времени происшествия, при наличии на троллейбусе системы видеонаблюдения проинформировать диспетчера о необходимости копирования видеозаписи и передачи помощнику директора по безопасности движения.

5.8. В случае постановки троллейбуса в парк после ДТП или по любому другому выбытию из движения – оставить у дежурного диспетчера парка объяснение по происшествию, извещение о ДТП для передачи его ответственному по страхованию. Если водитель отправлен на медицинское освидетельствование или для оформления ДТП в ГИБДД, то извещение о ДТП и прочие материалы, согласно п. 4.6 настоящей инструкции, он обязан предъявить лицу, ответственному за страхование, в течение суток после его совершения.


СОГЛАСОВАНО   Приложение №1
на заседании первичной профсоюзной организации   к Должностной инструкции водителя троллейбуса Санкт-Петербурга
ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС»   утвержденной приказом №______ от «______»______________2015г
Протокол №________ от «_______»_________________2015г     УТВЕРЖДАЮ
Председатель первичной профсоюзной организации     Директор СПб ГУП «Горэлектротранс»
  _____________________Г.С. Крылова       ______________________В.А. Остряков

ИНСТРУКЦИЯ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе водителем троллейбуса (далее водитель) допускаются лица не моложе 20 лет, прошедшие:

- предварительный, при поступлении на работу, меди­цинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья;

- обучение в специальном учебном заведении;

- проверку знаний правил работы в электроустановках и имеющие допуск к самостоятельной работе в электроустановках напряжением до 1000В (III группа по электробезопасности, удостоверение установленного образца);

- вводный инструктаж;

- первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

- стажировку в течение 2 – 14 смен.

Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по ОСП.

Повторный инструктаж по охране труда водители проходят не реже одного раза в три месяца.

1.2. Водитель обязан проходить периодические медицинские осмотры в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

1.3. Водитель обязан проходить ежегодное обучение по охране труда по утвержденной программе обучения безопасным методам и приемам труда, проверку знаний требований охраны труда, Правил технической эксплуатации трамвая, Правил техники безопасности на городском электротранспорте, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, Правил дорожного движения, Должностной инструкции, Инструкции по производству маневровых работ на территории парка, Инструкции по сцепке и буксировке троллейбусов, Межотраслевой инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, настоящей инструкции.

1.4. С водителем проводится внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте:

- при изменении требований охраны труда;

- при внесении изменений или дополнений в инструкцию по охране труда;

- при несоблюдении водителем требований охраны труда, что могло привести или привело к несчастному случаю или другой чрезвычайной ситуации;

- по требованию представителей органов государственного надзора и контроля;

- после перерыва в работе более 30 календарных дней;

- при вводе в эксплуатацию новых типов подвижного состава и оборудования.

1.5. Водитель обязан соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха, требован<

Наши рекомендации