Обеспеченность автотранспортного предприятия ресурсами
(производственной базой и подвижным составом)
Конкурентоспособность АТП зависит от состояния производственной базы и соответствия парка подвижного состава условиям перевозок. Поэтому в качестве основных показателей, определяющих конкурентоспособность АТП выбраны:
- соотношение между активной частью (подвижным составом) основных производственных фондов и основными производственными фондами, относящимися непосредственно к производственной базе АТП. В качестве критерия с учетом отечественного и зарубежного опыта рекомендуется величина 40 %, характеризующая оптимальную величину удельного веса производственной базы к основным производственным фондам (ОПФ);
- средняя грузоподъемность автомобильного парка. По этому показателю рекомендуется сравнить фактические данные по отчету за определенный период с экспертными оценками рациональной величины средней грузоподъемности парка с учетом его специализации.
При удельном весе производственно-технической базы 40 и более процентов к основным производственным фондам конкурентоспособность АТП принята наивысшей и оценивается коэффициентом = 1.
Коэффициент конкурентоспособности АТП рекомендуется определять по формуле
, (6)
где ПТБ - стоимость производственно-технической базы, руб,
ОПФ - стоимость основных производственных фондов, руб,
40 - удельный вес ПТБ в ОПФ при коэффициенте конкурентоспособности 1.
Уровень конкурентоспособности АТП с позиции обеспеченности производственной базой рекомендуется оценивать по табл. 6.
Таблица 6
Уровень конкурентоспособности АТП в зависимости
от уровня развития производственной базы
Показатели | Конкурентоспособность | Неконкурентоспособность | |
высокая | средняя | ||
Удельный вес ПТБ в ОПФ, % | 40 и более | 36 - 39 | 35 - 20 |
0,9 - 0,99 | 0,88 - 0,5 |
При удельном весе производственной базы в основных производственных фондах менее 20 % предприятие следует считать неконкурентоспособным поэтому фактору и оценить коэффициентом = 0,45.
Конкурентоспособность АТП рекомендуется оценивать также с позиции соответствия, грузоподъемности парка его рациональному уровню.
При этом фактическую среднюю грузоподъемность ( ) рекомендуется определять, по отчетным данным, а рациональную - на основе экспертной оценки, по группам специализации автомобилей по формуле:
, (7)
где - средняя грузоподъёмность рационального парка;
, , , , - средняя рациональная грузоподъемность соответственно бортовых автомобилей, самосвалов, фургонов, цистерн и прочих автомобилей;
, , , , - среднесписочное количество соответственно бортовых автомобилей, самосвалов, фургонов, цистерн и прочих автомобилей.
Например: Асс = 30, Асп = 20, значит Аб = 10 шт., остальные Ас = 5, Аф = 5, Ац = 10 штук. Данные по бортовым автомобилям, самосвалам, фургонам и прочих автомобилей определяются по справочнику НИИАТ (при ± 10 % по грузоподъемности).
Если фактическая средняя грузоподъемность парка ( ) совпадает с рациональной ( ), то следует считать, что АТП имеет парк, соответствующий условиям перевозок и, следовательно, вполне конкурентоспособно, а коэффициент конкурентоспособности = 1.
При несоответствии фактической средней грузоподъемности парка рациональной коэффициент конкурентоспособности АТП снижается пропорционально величине несоответствия: а именно если < , то . Тогда > , то .
При соответствии фактической средней грузоподъёмности парка рациональной менее чем на 50 % автотранспортное предприятие по данному показателю следует признать неконкурентоспособным и оценить коэффициентом = 0,45.
Совокупный коэффициент, характеризующий обеспеченность АТП ресурсами определяется по формуле
. (8)
Общая конкурентоспособность автотранспортного предприятия определяется по формуле
. (9)
Если в результате интегральной оценки составит величину от 0,8 до 1 АТП, следует считать высоко конкурентоспособным, при от 0,5 до 0,79 - средней конкурентоспособности, менее 0,5 - неконкурентоспособным.
В конце выполненных расчетов необходимо сделать выводы и дать рекомендации по улучшению конкурентоспособности автотранспортного предприятия.
Заключение
Контрольная работа студентов заочного обучения является одной из форм самостоятельной работы, в которую также входит изучение лекционного материала. Положительная оценка работы является основание для допуска к зачету по дисциплине.
Практические занятия
№п/п | Темы занятий |
Оценка конкурентоспособности изделия по техническим параметрам | |
Оценка конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам | |
Определение интегрального показателя конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к образцу |
Библиографический список рекомендуемой литературы
1. Соловьев, Б. А. Маркетинг: учебник для вузов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов ; РЭА им. Г. В. Плеханова.– М. : ИНФРА-М, 2010 .– 336 с. – (Высшее образование).– Библиогр.: с. 335.– ISBN 978-5-16-003647-2 (в пер.)
2. Маркетинг : учебник для вузов / Н. М. Кондратенко [и др.] ; под общ. ред. Н. М. Кондратенко .– М. : Юрайт, 2011 .– 541 с.: ил .– (Основы наук) .– Дар Изд-ва "Юрайт" ТулГУ: 1325384 .– Библиогр.: с. 539-540 .– ISBN 978-5-9916-1026-1 (Изд-во Юрайт) .– ISBN 978-5-9692-1055-4 (ИД Юрайт)
3. Жилкина, А. А. Маркетинг и ценообразование: учебно-метод. пособие / А. А. Жилкина, Н. Г. Аснович; М-во образования Республики Беларусь, БНТУ, Междунар. ин-т дистанцион. образования, Каф. "Информ. технологии в управлении" .– Минск : БНТУ, 2011 .– 199 с. : ил. – Дар БНТУ ТулГУ: 1330197 .– Библиогр. в конце кн. – ISBN 978-985-525-514-8.
Периодические издания
1. Журнал «Маркетинг».
2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом».
Интернет-ресурсы
1. http://www.4p.ru – сайт по теории и практике маркетинга.
2. http://www.7st.ru – сетевой журнал о маркетинге и рекламе.
3. http://www.manager.ru – сайт о менеджменте, маркетинге и рекламе.
4. http://www.marketolog.ru – сетевой журнал о маркетинге и рекламе.
Приложение 1
Пример оформления титульного листа для КРЗ
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Политехнический институт