Назначение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с уровнем нервно-психического развития

И структурой речевого дефекта

Индивидуальный дневник Иванова Вани

(Воспитатель Сидорова В.П.)

Дата рождения ребенка — 02.09.2004 г.

Дата обследования — 02.07.2005 г.

Возраст на день обследования — 10 месяцев

Уровень нервно-психического развития

Сл. (слуховые ориентировочные реакции) — 5 месяцев

Зр. (зрительные ориентировочные реакции) — 5 месяцев

Э (эмоции) — 4 месяца

Др. (движения руки) — 4 месяца

Рп (понимание речи) — нет

Ра (активная речь) — 5 месяцев

Д (движения) — 6 месяцев

Н (навыки) — 5 месяцев

Отклонения в развитии поведенческих реакций

Неустойчивое эмоциональное состояние. Длительное засыпание. Отрицательные привычки - раскачивание при засыпании, сосание пальца. Во время кормления захлебывается. Из чашки пить не может, к кормлению из ложки не приучен. Нервно-психическое развитие - V группа.

Особенности речи, мелкой моторики

Артикуляционный аппарат. Рот приоткрыт, губы вялые. Язык толстый, часто выдвинут из полости рта, тонус его меняющийся. Твердое небо узкое, высокое. Выражены оральные синкинезии, которые возникают при попытке осуществить произвольное действие и при эмоциональных реакциях. Обильная саливация. Голос модулированный, громкий. Импрессивная речь. Ребенок сосредотачивается на звуках речи, но простые инструкции в конкретной ситуации не различает. Не реагирует на свое имя, на вопрос «Где?». Экспрессивная речь. Издает звуки гуления как спонтанно, так и отраженно. Пальчики на правой руке сжаты в кулачок, плохо раскрываются.

План индивидуального коррекционно-развивающего обучения

Совместные занятия дефектолога и воспитателя

По программе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

1. Развитие слуховых ориентировочных реакций - начать с занятия № 9, затем № 1, 2, 3 и т.д. в разделе «Развитие понимания речи».

2. Развитие активной речи - начать с занятия № 5, затем № 6, 7 и т.д.

3. Развитие ручной моторики - начать с занятия № 7, затем № 8, 9 и т.д.

4. Развитие зрительно-моторной координации - начать с занятия № 10, затем № 11, 12 и т.д.

Индивидуальные занятия учителя-дефектолога

Дефектолог планирует самостоятельно в зависимости от структуры дефекта.

1. Нормализация состояния артикуляционного аппарата, дыхания:

а) подавление оральных синкинезий;

б) укрепление губной мускулатуры, выработка кинестетического ощущения позы закрытого рта;

в) развитие подвижности языка, губ;

г) выработка «схемы жевания»;

д) дыхательная гимнастика.

2. Вызывание звуков лепета:

а) создание моторных укладов для губ: вызывание губных звуков «М, П, Б»;

б) вызывание звукокомплексов «МА, ПА, БА» путем создания определенных укладов губ в моменты произвольного голосообразования.

3. Нормализация тонуса рук, физиологического положения пальцев рук:

а) нормализация тонуса правой руки средствами массажа, стимулирование раскрытия пальчиков на правой руке;

б) выработка правильного положения кистей рук при захвате игрушки, обучение произвольному отпусканию игрушки.

Оформление учета проводимых индивидуальных занятий

Развитие слуховых ориентировочных реакций; понимание речи Развитие активной речи Развитие ручной моторики Развитие зрительно-моторной координации
Занятие 9. Вызывать реакцию на свое имя Занятие 5. Стимулировать, вызывать первые слоги лепета(БА, МА, ПА) + Пассивная и активная артикуляционная гимнастика (до сопротивления) с пищевым подкреплением. Массаж. Дыхательная гимнастика. Создание моторных укладов для губ. Занятие 4. С игрушками-подвесками + Массаж правой руки, раскрытие пальчиков. Занятие 10. С плоскими подушечками
5.09. Нет дифферен-цированных реак-ций на свое и чужое имя, на взрослых. 9.09. То же. 12.09. Появляется реакция оживления при виде взрослого, который с ним занимается. 15.09. Начинает реагировать на свое имя, но реакция еще неустойчивая. 19.09. Хорошие дифференцировки.   Развитие понимания речи   Занятие 1. Где ляля? 4.09. Звуковая активность в форме гуления. Начинает слизывать сироп сбоку рта. С верхней губы — не получа-ется. 7.09. С механической помощью — «ма», «па». 9.09. То же. 12.09. «Ба» — спонтанно. 15.09. Начал слизывать сироп с верхней губы. С механи-ческой помощью - МА-МА, ПА-ПА. 17.09. Спонтанно — «Па». 19.09. Во время вокализации выдоха «МА», «БА». 21.09. Спонтанно — «МА».     Занятие 6. Вызывать повторные слоги лепета 5.09. Лежа на спине игрушку не схваты-вает. Пассивные действия. 7.09. То же. 9.09. Пытается захватить левой рукой. Правой — пассивные дейст-вия. 12.09. Захватывает и притягивает левой рукой. 15.09. То же (лежа на животе).     5. С гладкой цветной ленточ-кой, шнурком с узелками 5.09. Все движения рукой-пассивно. Самостоятельно не ощупывает. 7.09. То же. 9.09. То же. 12.09. Начинает проводить ладонью по поверхности. 15.09. Тоже. 19.09. Значи-тельно лучше.   11. Где колокольчик?



[1] Здесь и далее: ссылки даны на пособия О.В. Закревской:

- «Развивайся, малыш! Предметные картинки для развития речи» (условное обозначение - «пособие 1»; М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006);

- «Развивайся, малыш! Сюжетные картинки для развития речи» (условное обозначение - «пособие 2»; М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006).

В скобках также указаны номера используемых на занятии картинок.

Наши рекомендации