С плоскими подушечками из поролона с разным набором чехлов из ярких тканей, различных по фактуре, украшенных крупной выпуклой аппликацией

Развивать у ребенка ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность ладоней при соприкосновении с ними предметов.

(Ребенок сначала пассивно, а затем самостоятельно должен проводить ладонью по поверхности предмета, ощупывая его поверхность.)

11. Где колокольчик (с различными игрушками-подвесками)

Учить рассматривать предметы, действовать с ними, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. (Ребенок по показу взрослого должен подтянуть к себе игрушку и произвольно с ней действовать. После опускания одной игрушки взрослый должен перейти с ребенком на другую сторону подвесного устройства и обратить внимание на другие игрушки.

Речевое сопровождение: КОЛОКО-О-ЛЬЧИК! ГДЕ КОЛОКОЛЬЧИК? ВОТ КОЛОКО-О-О-ЛЬЧИК! ША-А-А-РИК!)

12. Дон-дон, бам-бам (с погремушками разной формы, с различными ручками; с сюжетными погремушками; с предметами из различных материалов)

Учить захватывать предметы, ориентируясь на их форму, величину и положение в пространстве. Развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами, позволяющие практически обнаружить их скрытые свойства. Формировать действие осязания и тактильную чувствительность ладони, пальцев при действии с предметами разной формы, величины, фактуры и т.п. Тренировать память, узнавание знакомых и незнакомых предметов.

(Ребенок должен подползать поочередно к игрушкам, расположенным змейкой; брать предмет в руки, манипулировать им самостоятельно, менять положение тела.)

 
 

13. Динь-динь. Где Петрушка? (с сюжетной погремушкой-Петрушкой или другими сюжетными погремушками)

Расширять представления об игрушках, изображающих живые существа (Петрушка, матрешка, поросенок, попугай). Привлечь внимание к общим характерным деталям (все они имеют голову, глаза). Учить практически, т.е. действуя с игрушками, устанавливать различия, ориентируясь на внешние детали (различные ушки у зайчика и обезьянки, хвостики у поросенка и крокодильчика и т.п.). Побуждать рассматривать части игрушек, вглядываясь в них. Учить действовать с игрушкой, учитывая практические особенности формы и величины, положение в пространстве; манипулировать предметами сложной формы. Развивать умение действовать двумя руками. Формировать речевые реакции ребенка, побуждая откликнуться на речь взрослого доступными речевыми средствами.

(После разнообразных действий взрослого с игрушкой ребенок должен подползти к игрушке, взять ее, подражая взрослому, самостоятельно раскачивать игрушку, перекладывать из руки в руку; потрогать глазки, колпачок; раскачивать погремушку, заставлять .игрушку «плясать».)

14. Ух, какие шарики! (с цветными шариками разного размера в круглой коробке)

Развивать активное подражание, выполняя два взаимосвязанных действия. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям.

(Сначала ребенок должен приблизиться ползком к шарику, толкнуть его, следовать за ним. Затем взрослый, высыпав шарики из коробки, предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно, как ему хочется.)

15. Разучивание движений: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания» (занятия проводятся, если ребенок не усвоил программное содержание занятия № 6 в разделе «развитие понимания речи» )

Формировать зрительно-слуховое восприятие ребенка в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию.

(Обращения к ребенку: «Сделай ладушки», «Здравствуй, дай ручку», «Поздоровайся с лялей, дай ляле ручку», «Сделай ляле ручкой до свидания и др.)

16. Сними колечко (с пирамидкой - кольца одинаковые)

Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, в частности части с целым предметом.

(Ребенок должен снять кольца со стержня, который находится в руках у взрослого. Взрослый может наклонять стержень к ребенку и даже подвигать кольца к краю стержня.)

Прятки (перед зеркалом)

Цель та же, что и в занятии №15.

(Ребенок должен самостоятельно снять платок с головы, закрыть лицо. Обращение к ребенку; «Где Вова? - Нет Вовы», «Вот Вова!», «Ку-ку», или «Тю-тю».)

Башенка

Учить ребенка строить башню из трех разных по размеру кубиков, накладывая один на другой. Выполнять речевые инструкции: «Возьми кубик, положи кубик на кубик, посади птичку на башню» в сочетании с показом действий. Побуждать произносить слова: «Так, упала, дай»; звукоподражания: «Пи-пи».

Шарики и кубики

Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

(Использовать шароброс, лоток для скатывания шаров, совместное строительство башенки.)

20. Ориентировка в величине. Игра с вкладышами (2 контрастные величины)

Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.)

21. Большой - маленький

Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький. Побуждать ребенка к повторению слов и звукоподражаний: большой –У-У-У, маленький - А-А-А

 
 

Варианты заданий: игра со стержнями, пирамидка из колец двух величин, матрешка.

22. Ориентировка в форме(шарик, кубик, кирпичик, призма)

Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай шарик (кубик, кирпичик, крышу)».

Вопрос: «Что это?»

Варианты заданий: Подать взрослому ТАКУЮ ЖЕ ФОРМУ (для строительства). Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу.

23. Ориентировкав величине. Игра с вкладышами(3-4 контрастные величины)

Развивать у ребенка навык действия с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на величину. Учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого. (Вкладыши ставить перед ребенком не по порядку.)

Большие и маленькие

Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.

Варианты заданий: Маленьких матрешек посадить за маленький стол, больших - за большой. Катание разных матрешек в разных машинах. Игра с маленькими и большими мячами и др.

Наши рекомендации