Выход экскурсантов из автобуса и движение в сторону экскурсионного объекта, боевой машины пехоты БМП-1П.
Перед вами памятник – боевая машины пехоты БМП-1П. Памятник был установлен по решению Администрации Голышмановского района как символ мощи боевого оружия Российской Армии. Памятник так и был назван «Символ российского оружия».
Немного о самой боевой машине. Компоновку машины БМП-1 принято называть классической. В носовой части корпуса машины располагалось моторно-трансмиссионное отделение, несколько смещенное к правой стороне. Слева от него – отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. В средней части машины устанавливалась одноместная вращающаяся башня с комплексом вооружения и местом наводчика-оператора, за ней в кормовой части машины находилось десантное отделение на восемь пехотинцев. Посадка и высадка десанта производилась через две кормовые двери, в которых выполнены баки для топлива.
На момент производства первых образцов огневая мощь БМП-1 значительно превосходила по своим показателям все имеющиеся образцы бронетехники мира в своем классе. Вооружение БМП-1 состояло из 73-мм гладкоствольного орудия 2А28 «Гром», разработанного тульскими конструкторами на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. Помимо этого, с орудием с правой стороны от него устанавливался спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый). На стволе орудия монтировалась точка для установки противотанковых управляемых ракет (ПТУР) 9М14М «Малютка» – одной из самых совершенных противотанковых ракет того времени. В десантном отделении было предусмотрено место для крепления переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2» или ручного противотанкового гранатомета РПГ-7. Стрельба из орудия велась выстрелами ПГ-15В с кумулятивной боевой частью. Боеприпас получился настолько успешным, что БМП-1 на тот момент поражала в пределах дальности стрельбы любой боевой танк мира даже в лоб. Боекомплект орудия составлял 40 выстрелов, которые размещались в конвейере механизма заряжания, благодаря чему техническая скорострельность орудия составляла от 8 до 10 выстрелов в минуту. Сейчас вы видите, что комплекс вооружения с башни снят, а вот так машина выглядит в полном боевом вооружении.
Защита БМП-1 обеспечивалась, прежде всего, бронированным корпусом и башней, выполненными из катаных стальных броневых листов. Это обеспечивало защиту экипажа и внутреннего оборудования машины от попадания пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. В лобовых проекциях броня выдерживала попадание боеприпасов пушек калибра до 20 мм.
Таким образом, БМП-1 представила абсолютно новую страницу в мировом танкостроении, сделав производство боевых машин пехоты его отдельной и очень значимой ветвью. Машина получилась на редкость удачной, чем была обязана малой высоте (и, как следствие, заметности), превосходному дизелю УТД-20, высокой проходимости, способности к плаванию (т.е. преодолению брода любой глубины), эффективности вооружения (в первую очередь, противотанкового).
Боевая машина пехоты БМП-1 на протяжении многих лет постоянно подвергались модернизации и улучшению. Всего известно более 20-ти модификаций этого образца техники и около 40 машин гражданского и военного назначения, созданных на базе БМП-1 не только в СССР, но и за рубежом.
Новую боевую машину пехоты Курганский машиностроительный завод начал производить в 1980 году. Основным отличием БМП-2 от БМП-1 стала принципиально новая система вооружения, перенявшая от предыдущей только спаренный с основным орудием 7,62-мм станковый пулемет Калашникова. В остальном БМП-2 осталась прямым потомком БМП-1 – взаимозаменяемость новой машины и предшественника составляет 75%
С целью патриотического воспитания подрастающей молодежи Голышмановцы объединили усилия по установке памятника. В течение двух недель рабочие предприятий, члены общественных организаций сообща проводили сварочные работы, строили постамент, обрабатывали поверхность машины, красили. Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 2016 года. На табличке указаны технические характеристики и вооружение данной боевой машины.
Житель Голышманово, бывший пограничник Юрий Попов, считает, что мальчишки – будущие защитники – с восторгом встретили новый памятник и уже изучают его, рассматривают, забираются наверх и что именно так воспитывается желание служить в армии.
Уважаемые экскурсанты, вы можете самостоятельно осмотреть машину и сфотографироваться, а затем пройти в автобус.
Переезд к остановке № 4 ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж», корпус № 2, ул. К. Маркса, 92. Памятник-машина – трактор ДТ-54.
Мы продолжаем экскурсию. Сейчас мы двигаемся к последней остановке, где установлен памятник-машина – трактор ДТ-54. Этот памятник имеет некоторое сходство с предыдущим: он также на гусеничном ходу и это еще не все. Трактор ДТ-54 выпускался с 1949 по 1963 год Сталинградским тракторным заводом, с 1949 по 1961 Харьковским тракторным заводом, с 1952 по 1979 Алтайским тракторным заводом, куда в годы второй мировой войны было эвакуировано оборудование двух вышеназванных заводов. Все эти заводы в военное время выпускали боевые машины – танки, хотя первоначально строились как тракторные заводы.
Трактор – это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения, приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также буксирования прицепов.
История создания отечественных российских тракторов, вы не поверите, уходит вглубь 18 века!
В 1791 году русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку с механизмами, которые используют и в современных тракторах: коробка передач, рулевое управление и тормоза.
В 1898 году механик Федор Блинов построил первый в мире гусеничный трактор.
В 1910 году изобретатель Яков Мамин создал первый отечественный колесный трактор с двигателем мощностью 18 кВт собственной конструкции и дал ему название "Русский трактор-2". Улучшая конструкцию своего трактора Минин в 1919 году создал трактор «Гном», а в 1924 году построил новый трактор в двух вариантах: «Карлик-1» (трехколесный, с одной передней передачей) «Карлик-2» (четырехколесный, с одной передачей и реверсом).
В 1923 году на Харьковском тракторном заводе приступили к производству трактора «Коммунар».
Все трактора того времени были несовершенны и, пока налаживалась разработка отечественного трактора, обратились к зарубежному опыту и остановились на дешевом американском тракторе «Фордзон». Такой трактор работал в хозяйствах и нашего Голышмановского района.
В 1924 году в Ленинграде с конвейера завода «Красный путиловец» сошел трактор, который назвали «Фордзон-путиловец». Трактор имел двигатель, который работал на керосине, трехскоростную коробку передач и развивал скорость до 10 км/ч. Такой трактор выпускался до 1932 года.
Сельское хозяйство развивалось, и требовались новые более мощные машины. Необходимо было строить и специализированные тракторные заводы.
В 1928 году по решению Советского правительства в Сталинграде начали строительство Сталинградского тракторного завода. А уже в 1930 году с его конвейера сошел первый трактор СТЗ-15/30 с карбюраторным двигателем, работающем на керосине. Колеса трактора имели стальные ободья с почвозацепами. В 1932 году Сталинградский тракторный завод выпустил 144 трактора.
В 1931 году вступил в строй Харьковский тракторный завод, который выпускал тракторы ХТЗ-15/30 и СТЗ-15/30. Обе модели выпускались до 1937 года.
В 1933 году вступил в строй Челябинский тракторный завод, который выпустил мощный гусеничный трактор С-60 общего назначения, прототипом которого послужил американский трактор фирмы «Катерпиллер». Такой трактор выпускали до 1937 года.
С 1937 года Сталинградский и Харьковский тракторные заводы полностью перешли на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ и ХТЗ-НАТИ общего назначения. Они работали на керосине и имели уже четырехступенчатую коробку передач, которая позволяла получать скорость до 8 км/час. В 1938 году эти тракторы на Международной выставке в Париже получили высшую награду «Гран-при».
Харьковский завод одновременно выпускал трактор ХТЗ-Т2Г с газогенераторной установкой, работающей на древесном топливе.
В 1940 году СССР вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. 40% мирового выпуска приходилось на долю советских тракторов.
Но началась война и в 1942 году приступили к строительству Алтайского тракторного завода, куда и было эвакуировано оборудование двух заводов. Через восемь месяцев уже был выпущен первый трактор АТЗ-НАТИ., которые выпускался до 1952 года.
В 1943 году было принято решение о восстановлении Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. Всего с трех заводов было выпущено в производство 210744 гусеничных трактора АСХТЗ-НАТИ.
Итак, уважаемые экскурсанты, мы прибыли на ул. К.Маркса, 92, где находится корпус №2 ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедколледж». Здесь на постаменте находится памятник-машина, трактор ДТ-54. Прошу всех пройти к экскурсионному объекту.
Первый опытный образец трактора ДТ-54 с дизельным двигателем был выпущен в декабре 1944 года на Алтайском заводе. Трактор имел пятиступенчатую коробку передач, обеспечивающую скорость движения до 7,9 км/ч. В 1949 году на выпуск этого трактора перешли Харьковский и Сталинградский тракторные заводы. Тракторы ДТ-54 были надежны в работе, удобные в управлении и обслуживании. Этот трактор завоевал признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Эти машины экспортировались Советским Союзом в 36 стран Европы и Азии.
В 1960 году производство тракторов в СССР превзошло производство тракторов в США или трех вместе взятых европейских стран - Англии, Франции и ФРГ.
В 1977 году был выпущен юбилейный десятимиллионный трактор, включая колесные трактора. Его выпуск был предоставлен первенцу тракторостроения Волгоградскому (Сталинградскому) тракторному заводу.
В 2018 году будет 130 лет со дня изобретения Федором Абрамовичем Блиновым первого в мире гусеничного трактора.
Трактор, который перед вами, – это самый достойный памятник труду механизатора. В период с 1950 по 1970 годы на этом тракторе поднимали целинные и залежные земли, собирали многопудовый урожай, заготавливали корм для животных, перевозили грузы даже из самых труднодоступных мест. Этот трактор и сегодня служит многим хозяйствам.
Инициатива создания памятника принадлежит директору училища А.А. Кашкарову и секретарю партбюро Б.Я. Балетову. За годы существования училище подготовило немало выпускников-механизаторов для сельского хозяйства не только Голышмановского, но и близлежащего Бердюжского района. Их подготовка велась на этом учебном тракторе. И многие из них долгое время работали на таких тракторах в своих хозяйствах. Поэтому руководство училища посчитало, что этот памятник будет достойным экспонатом, чтобы отметить труд людей профессии механизаторов. Эскиз изготовил старший мастер В.И. Сусликов, а памятник установили мастера производственного обучения: М.И. Швецов, Ф.Л. Филичев, Ю.В. Липин, А.И. Шамсутдинов. Открытие памятника состоялось 2 октября 1980 года в честь сорокалетия училища (образовано 2 октября 1940 года). В 2020 году этому событию будет 40 лет, а самому училищу – 80 лет.
Ребята, сегодня на смену ДТ-54 пришли современные трактора, мощные, с компьютерным управлением, но именно с этим сельским тружеником связан длительный и нелегкий период нашей страны.
А сейчас мы пройдем в музейную комнату, где вам будет продемонстрирован небольшой фильм о современных сельскохозяйственных машинах, которые применяются сегодня в нашем районе.
Участники экскурсии проходят в музейную комнату, где демонстрируется фильм, и они самостоятельно рассматривают экспонаты моделей с/х техники и видеоряд о развитии с/х техники, задают вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша экскурсия подошла к концу. Мы надеемся, что время, проведенное сегодня с нами, прошло для вас интересно и познавательно и что сегодня вы узнали для себя много нового и полезного. А главное, поняли, как развитие техники отражалось на развитии предприятий поселка, трудовой деятельности людей. Увидели машины, которые заслужили того, чтобы о них говорили с уважением, потому что не одно поколение людей разных профессий, пользуясь ими, совершали свой повседневный трудовой подвиг во благо человечества и государства, приумножая материальные ценности, спасая и защищая чьи-то жизни.
Мы не случайно подводим итог в музейной комнате агропедколледжа, потому что и сегодня здесь ведется подготовка специалистов самых нужных и важных профессий, о которых мы говорили на протяжении всей экскурсии: водитель и тракторист. Эти профессии нужны не только в повседневной гражданской жизни, но и на службе в Российской Армии.
Человек-труженик никогда не будет полностью заменим в своей трудовой деятельности машинами, но без умения управлять ими, современные машины не смогут стать надежными помощниками. Только при грамотном, умелом и бережном использовании машин они всегда будут служить человечеству.