Закупка новых локомотивов должна подкрепляться контрактами жизненного цикла
ОАО «РЖД» рассмотрит варианты закупки локомотивов на конкурсных условиях и на принципах менеджмента жизненного цикла. Это позволит повысить их надёжность и качество эксплуатации в процессе перевозок.
Технические и экономические детали производства и обслуживания тягового подвижного состава стали ключевой темой разговора на заседании совета по взаимодействию холдинга с предприятиями транспортного машиностроения. Его провёл президент компании Олег Белозёров. Четвёртое заседание носило характер выездного мероприятия. Участники встречались в Верхней Пышме, на заводе «Уральские локомотивы», который наладил производство грузовых электровозов разных серий и скоростных пассажирских поездов «Ласточка».
Совещание предваряло ознакомление с инфраструктурой предприятия (на фото). Она состоит из двух производственных комплексов: первый – локомотивов и тележек, второй – поездов. Оба – уникальны. В одном, к примеру, продукция изготавливается из чёрных металлов, во втором – из алюминия. Электровозы серии 2ЭС10 собираются модулями, потактово, начиная со сварочной линии. Здесь идёт работа над самым крупным компонентом – несущей рамой. Далее передвижение по позициям в среднем не превышает двух с половиной суток. Производство тележек «Ласточек» отличает степень роботизации – 92 % – и локализации – 93 %. Оба этих показателя выше, чем в целом на предприятии.
– Технология в блоке цехов электропоездов «Ласточка» продумана так, что здесь мы можем изготовить любую продукцию из алюминиевых панелей, – сообщил участникам совета директор производства локомотивов и тележек Олег Спаи. – Нередко спрашивают: а реально ли у нас выпускать «Сапсаны»? Да, это возможно. Технологии универсальны, оборудование есть. Надо лишь сделать специальный стенд и обучить персонал на определённые виды работ.
Олег Белозёров поделился впечатлениями от увиденного на площадках уральского завода позднее – уже в ходе заседания совета по взаимодействию компании с предприятиями транспортного машиностроения. Он подчеркнул: производство ему понравилось. В том числе – постоянным обновлением. Глава холдинга, вместе с тем, вынес на открытое обсуждение и актуальный вопрос:
– Если такое прекрасное производство, тогда почему не самые хорошие результаты работы новых локомотивов? – озвучил проблему Олег Белозёров. – По факту, в процессе эксплуатации растёт количество отказов. Такого быть не должно. Есть объективные цифры и факторы, которые важно оценить.
Выступление президента ОАО «РЖД» определило вектор дальнейшего разговора участников совещания. В компании сегодня сформирована модель баланса парка локомотивов до 2025 года. Она учитывает как существующий, так и прогнозируемый рост перевозок. По этой концепции, в 2018 – 2025 годах для сети дорог планируется закупить 5 389 локомотивов и отремонтировать в заводских объёмах 14 884. Также известны принципы действия новой модели.
Как рассказал вице-президент ОАО «РЖД» – начальник дирекции тяги Олег Валинский, компания сталкивается с ограниченным характером ответственности производителей локомотивов и их сервисных предприятий – надёжность машин резко падает, когда заканчивается гарантийный срок. Для повышения эффективности закупок, учитывая эту ситуацию, предполагается перейти к заключению контрактов жизненного цикла. Они предусматривают не только поставку, но и обслуживание, и ремонт локомотива изготовителем.
– Плюсом данного подхода является централизация ответственности за техническое состояние в одном договоре, – пояснил Олег Валинский. – Это обеспечит гарантированное устранение производителями локомотивов всех выявляемых конструктивных недостатков. Причём независимо от срока, который миновал с момента начала их эксплуатации на сети железных дорог. Особенностью контракта жизненного цикла станет и возможность включения гарантий и ответственности изготовителей по энергоэффективности машины. Не всегда сегодня минимальная цена закупки и сервиса равны максимальной пользе непосредственного владения локомотивом в период его эксплуатации.
Всем сторонам, вовлечённым в деятельность тягового комплекса, ещё предстоит отработать нюансы взаимодействия в условиях новой модели. Это касается механизмов как сервисного обслуживания и заводского ремонта уже эксплуатируемых на сети локомотивов, так и закупки новых, в том числе с использованием конкурентных способов и менеджмента жизненного цикла.
– ОАО «РЖД» видит задачу в том, чтобы быть конкурентоспособным и эффективным партнёром для клиентов и привлекательной для отечественных и зарубежных инвесторов компанией, – подчеркнул Олег Белозёров. – Это невозможно без качественного, сбалансированного парка локомотивов. Соответственно, на первый план выходят вопросы управления надёжностью, а также технического сопровождения на всём протяжении жизненного цикла.
Евгений Невольниченко