IV. Построение индикаторной диаграммы
Индикаторная диаграмма строится для номинального режима работы двигателя. Приведен пример индикаторной диаграммы ДсИЗ:
Пояснения к рисунку:
впуск: r’ ra’ aa’’ – действительный впуск,
r’ r– опережение открытия впускного клапана (продувка),
aa’’ – запаздывание закрытия впускного клапана (дозарядка),
ra– расчетный впуск;
сжатие: ac– расчетный процесс,
c’ c’’ – скругление диаграммы,
c’ – момент подачи искры или впрыска топлива,
f– отрыв линии сгорания от линии сжатия (начало процесса горения),
c’ f– период задержки воспламенения;
сгорание: cz– расчетный процесс,
c’ f c’’ - действительный процесc;
расширение: z b – расчетный процесс,
b’ b’’ – действительный процесс,
b’ – момент открытия выпускного клапана;
выпуск: br– расчетный процесс,
b’ b’’ r’ ra’ – действительный процесс,
a’ – момент закрытия выпускного клапана.
1. Построение координатных осей.
При построении диаграммы её масштаб следует выбирать, чтобы получилось OY=(1,2…1,7)OX.
По оси OX откладываются:
AB – ход поршня S в масштабе обычно 1:1, 1.5:1, 2:1.
- объём КС
Масштаб давлений обычно: 0,02; 0,025; 0,04; 0,05; 0,07…0,10 МПа/мм
2. Нанесение характерных точек цикла.
По данным теплового расчета на диаграмме откладываются в выбранном масштабе характерные точки a, c, z, b, r.
2. Построение политроп сжатия и расширения расчетным методом. Вычисляются 5…7 промежуточных точек для кривых acи zbпо уравнению политропы .
a) политропа сжатия
где
б) политропа расширения
где - для ДсИЗ;
- для дизеля.
3. Теоретическое среднее индикаторное давление
Графическим путем определяется теоретическое среднее индикаторное давление и сравнивается с расчетным значением.
4. Скругление индикаторной диаграммы
а) выбор фаз газораспределения
- процесс впуска:
до ВМТ – опережение открытия впускного клапана;
после НМТ – запаздывание закрытия впускного клапана;
- процесс сжатия:
до ВМТ – угол опережения зажигания (УОЗ) для ДсИЗ;
до ВМТ – угол опережения впрыска (УОВ) топлива для дизеля;
- период задержки воспламенения для ДсИЗ;
- период задержки воспламенения для дизеля;
- процесс выпуска:
до НМТ опережение открытия выпускного клапана;
после ВМТ запаздывание закрытия выпускного клапана.
В соответствии с принятыми фазами газораспределения и УОЗ (УОВ) определяются положение точек r’, a’, a’’, c’, f, b’ по формуле для перемещения поршня
где λ – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна,
Окончательный выбор производится при проведении динамического расчета, при построении индикаторной диаграммы допустимо принять
= 0,25…0,30.
б) положение точки c” (давление в конце сжатия)
в) положение точки
- ДсИЗ: ,
- дизель: , .
скорость нарастания давления: , Мпа/град.
Полученные точки соединяются плавными кривыми (т. b’’ располагается между b и a), т. b’’ соединяется с линией выпуска.
5. Действительное среднее индикаторное давление
Графическим путем определяется действительное среднее индикаторное давление и сравнивается с расчетным значением.
V. Расчет теплового баланса
1. Общее количество теплоты, введенное в двигатель с топливом (здесь и далее Дж/c)
;
2. Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с.
;
3. Теплота, передаваемая охлаждающей среде
;
где
с – коэффициент пропорциональности (для 4-х тактных ДВС с=0,45…0,53)
I – число цилиндров
D – диаметр цилиндра, см
n – частота оборотов коленчатого вала,
m – показатель степени (для 4-х тактных ДВС m=0,6…0,7)
4. Теплота, унесенная с отработавшими газами
;
где
- теплоёмкость остаточных газов
- теплоёмкость свежей смеси (воздуха)
Формулы для определения теплоёмкостей см. раздел III, п 5.4.
5. Теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива
;
6. Неучтённые потери теплоты
;
Составляющие теплового баланса представляются в в виде графика и таблицы для всех расчетных режимов:
Пример зависимости составляющих теплового баланса от частоты вращения коленчатого вала.