ТЕМА 6. Производственная логистика
Вопрос 23. Предмет производственной логистики
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.
Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих услуги. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике — их территориальная компактность.
Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения.
К производственным логистическим системам можно отнести:
• промышленное предприятие;
• оптовое предприятие;
• узловую грузовую станцию;
• узловой морской порт.
Производственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях. В первом случае производственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем: Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков.
На микроуровне производственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность: закупка, склады, запасы, производство, транспорт, информация, сбыт и кадры. Эти подсистемы обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.
Вопрос 24. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике
Управление материальными потоками в рамках производственных логистических систем может осуществляться двумя различными способами.
Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рис. 15).
Покупатель
Заказ товара
Система управления, формирующая задание для всех отделов или цехов
Рис. 15. Схема толкающей системы управления материальным потоком на производстве
Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы позволили согласовывать и корректировать планы и действия всех подразделений предприятия с учетом постоянных изменений.
Второй вариант организации логистических процессов на производстве носит название «тянущая система» и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости (рис. 16).
При данном способе организации производства центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.
Тянущая система имеет некоторые преимущества перед толкающей, так как персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это могла бы сделать центральная система управления.
Заказ товара
Заказ на материал Заказ на заготовки Заказ на детали
Материальный поток
Информационный поток
Рис. 16. Тянущая система управления материальным потоком на производстве
Вопрос 25. Качественная и количественная гибкость производственных систем
Производство в условиях рынка может укрепить свои позиции лишь в том случае, если оно способно быстро реагировать на изменение спроса. До 70-х гг. предприятия решали эту задачу за счет наличия на складах запасов готовой продукции. В настоящее время логистика предлагает адаптироваться к изменяющимся условиям за счет запаса производственной мощности.
Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем.
Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.
Количественная гибкость может обеспечиваться за счет резерва рабочей силы или резерва оборудования.
ТЕМА 7. Информационная логистика
Вопрос 26. Информационный логистический поток
Информационный поток — это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и контроля за выполнением логистических операций. Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом поток информации может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
• опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
• опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
• одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
• вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза, разнообразные претензии или подтверждения. Информационный поток характеризуется следующими показателями: источником возникновения, направлением движения, скоростью передачи и приема, интенсивностью потока и др.
Исходя из вышесказанного, управлять информационным потоком можно следующим образом:
• изменяя направление потока;
• изменяя скорость передачи информации;
• ограничивая или увеличивая объем потока информации.
Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. Это может быть количество документов или количество единиц информации, измеряемых в байтах.
Вопрос 27. Информационные логистические системы
Информационная логистическая система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных задач по управлению движением материального потока.
Информационные системы можно подразделить на две подсистемы:
• функциональную;
• обеспечивающую.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.
Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы:
• техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств для обработки и передачи информационных потоков;
• информационное обеспечение, которое включает определенные периодически обновляемые справочники (в том числе и нормативные документы), классификаторы, кодификаторы;
• программное обеспечение, позволяющее решать задачи управления материальными потоками, обрабатывать тексты, получать справочные данные.
Формирование информационной системы — сложный и многоплановый процесс, в котором используются достижения современных информационных технологий, новейшие компьютерные системы. Это делает возможным успешное руководство производственными процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической системы в целом.
Вопрос 28. Классификация информационных систем
На уровне отдельного предприятия информационные системы можно классифицировать следующим образом:
• плановые;
• текущие;
• оперативные.
Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди задач, решаемых плановой системой, могут быть:
• создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
• управление условно-постоянными данными;
• общее управление запасами;
• управление резервами и другие задачи.
Текущие информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем.
Здесь решаются следующие задачи:
• детальное управление запасами (определение мест складирования);
• распоряжение внутрискладским транспортом;
• отбор грузов по заказам и их комплектование и другие задачи.
Оперативные информационные системы создаются на уровне исполнителей. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении груза в данный момент и своевременно выдавать административные и управляющие воздействия на объект управления.
Вопрос 29. Принципы построения информационных систем в логистике
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.