Тема 6: Особенности логистики в отраслевых сферах. Производственная логистика

1. Производственная логистика занимается управлением матери­альным потоком в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до ко­нечного потребителя. Целью производственной логистикой яв­ляется снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования материального потока в технологиче­ских процессах производства готовой продукции.

Основная особенность производственной логистики — отсут­ствие товарно-денежных отношений между участниками логи­стического процесса. Отношения между ними принято назы­вать внутрипроизводственными.

Аналогично отношениям логистические системы, с которыми работает производственная логистика, называются внутрипро­изводственными. Их можно рассматривать:

•на микроуровне. Внутрипроизводственные логистические сис­
темы состоят из набора подсистем, целостно связанных между

собой. Примерами таких систем служат закупка, склады, тран­спорт. Логистика должна обеспечивать согласованную работу звеньев, которые занимаются поставками, производством и сбытом продукции;

• макроуровне. Внутрипроизводственные логистические системы
являются элементами макрологистической системы, а точнее
источниками материальных потоков. Из этого следует, что
внутрипроизводственные системы должны иметь возможность
быстро адаптироваться к экономической ситуации, изменять
номенклатуру производства, количество выпускаемой продук­
ции. В противном случае макрологистическая система, в кото­
рую входит данная внутрипроизводственная система, не смо­
жет эффективно функционировать.

Логистическая кониепиия организации производства включает в себя следующие основные положения:

• отказ от избыточных запасов;

• отказ от завышенного времени на выполнение основных транспортно-складских операций;

• отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

• устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака; .

• устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

• превращение поставщиков из противостоящей стороны в доб­
рожелательных партнеров.

Традиционная кониепиия организации производства требует:

• никогда не останавливать основное оборудование и поддержи­вать во что бы то ни стало высокий коэффициент его исполь­зования;

• изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

• иметь максимально большой запас материальных ресурсов "на всякий случай".

Традиционная концепция характерна для "рынка продавца", т. е. для экономической ситуации, когда спрос превышает предложение. В этом случае приоритетным фактором при ор­ганизации производства становится максимальная загрузка оборудования. Также важно увеличить размер партии, умень­шив тем самым себестоимость. При этом задача реализации уходит на второй план.

Как только предложение начинает превышать спрос, возникает так называемый "рынок покупателя". С этого момента логи­стическая концепция организации становится более выгодной. Задача реализации становится приоритетной. В условиях кон­куренции и постоянно меняющегося спроса производственное предприятие не может упустить ни одного заказа. Качество производимой продукции выходит на первое место, становится нецелесообразным создавать большие запасы. Не менее важна гибкость производственной системы.

Гибкость производственной системы можно подразделить на качественную и количественную. Качественную гибкость мож­но обеспечить созданием гибкого производства, т. е. использо­ванием станков с ЧПУ (числовым программным управлением), наличием универсального персонала. Количественная гибкость обеспечивается наличием резерва оборудования и рабочей силы.

2. Для достижения своих целей производственная логистика реша­ет следующие задачи:

• планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потре­бителей;

• разработка планов-графиков производственных заданий це­хам и другим производственным подразделениям;

• разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласован­ных со службами снабжения и сбыта;

• установление нормативов незавершенного производства и кон­троль за их соблюдением;

• оперативное управление производством и организация выпол­нение производственных заданий;

• контроль за количеством и качеством готовой продукции;

• участие в разработке и реализации производственных нововве­дений;

• контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

. Для эффективной деятельности производственной системы про­изводственная логистика должна выполнять набор функций:

• координация действий участников логистического процесса,
т. е. формирование и доведение целей и задач до участников
логистического процесса, координирование этих целей с об­
щими целями всей производственной системы, обеспечение
согласованности действий всех элементов логистической цепи;

• организация движения материальных потоков в производстве, т. е. создание системы управления материальными потоками на предприятии, формирование этих материальных потоков;

• планирование:

• прогнозирование (подразделяется на научно-техническое и
экономическое):

- технического развития — прогнозирование создания но­вых видов продукции, материалов, технологии производства;

- изменения спроса — прогнозирование с целью изменения номенклатуры или количества выпускаемой продукции;

- изменения цен на материалы ~ прогнозирование с целью создания запасов материалов, подорожание которых ожидается;

- размеров запасов — прогнозирование необходимых разме­ров запасов, учитывающих возможное изменение но­менклатуры и количества выпускаемой продукции;

• разработка программы действий — определение календарно­го графика выполнения работ;

• детализация планов — конкретизация разработанной про­граммы действий, например распределение ресурсов между функциональными подразделениями предприятия;

• • контроль движения материального потока — наблюдение за то­вародвижением на предприятии, сбор и обработка информа­ции о движении материального потока, определение отклоне­ний от планов, степени решения поставленных задач;

• регулирование хода выполняемых работ — анализ отклонений,
выявленных при контроле, определение причин, вызвавших
эти отклонения, разработка мер по устранению этих отклоне­
ний, осуществление этих мер.

Наши рекомендации