Тема 3. Логистика сервисного обслуживания
Вопрос 11. Логистический сервис и его уровни
В настоящее время для обеспечения конкурентоспособности уже недостаточно просто выпускать качественный товар. В процессе поставки товара покупателю производитель оказывает определенные сопутствующие услуги, т.е. старается полностью удовлетворить потребности покупателя. Таким образом, логистический сервис представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.
Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области предоставления услуг по доставке товаров.
Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:
• предпродажные: работы по формированию логистического сервиса включают в основном планирование уровня этого сервиса;
• работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров:
• наличие товарных запасов на складе для быстрого реагирования на запрос покупателя;
• подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции;
• обеспечение надежности доставки;
• сокращение сроков доставки;
• предоставление информации о прохождении грузов;
• послепродажные услуги — гарантийное обслуживание, возможность обмена, быстрое рассмотрение претензий и т.д. Уровень логистического сервиса предприятия может быть оценен по ряду критериев. При этом, как правило, оценка производится по следующей формуле:
S= m/М*100% (5)
Где S – уровень логистического сервиса,%
m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса;
M - количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.
Уровень сервиса можно оценить, также сопоставляя фактическое время на выполнение определенных логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг.
Вопрос 12. Показатели работы предприятия, используемые в качестве критериев логистического сервиса
Для оценки уровня логистического сервиса поставщика товаров применяют следующие критерии:
-надежность поставки;
-полное время от получения заказа до поставки партии товаров;
-гибкость поставки;
-наличие запасов на складе поставщика;
-возможность предоставления кредитов, а также ряд других.
Надежность поставки — это способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки поставки в установленных пределах.
Гибкость поставки означает способность поставщика учитывать особые пожелания клиентов: изменение формы заказа, изменение тары и упаковки, получение клиентом информации о состоянии заказа и др.
Для каждого отдельного сервисного предприятия набор критериев качества логистического сервиса различен. Например, уровень логистического сервиса магазинов самообслуживания можно оценить всего по двум критериям:
• ассортимент товара;
• скорость кассового обслуживания покупателей.
При этом показатели уровня сервиса будут выглядеть следующим образом:
• уровень сервиса по ассортименту товаров:
m1 — количество наименований товара, предлагаемого данным магазином;
М1 — количество максимально возможных наименований товара;
• уровень сервиса по скорости кассового обслуживания:
m2 — количество одновременно обслуживающих кассовых
аппаратов;
М2 — общее количество кассовых аппаратов в данном магазине или максимально возможное количество аппаратов в таких магазинах.
Скорость обслуживания можно определить также как среднее время обслуживания одного покупателя, но для этого необходимы соответствующие измерения.
Для транспортного предприятия критериями уровня логистического сервиса могут быть надежность поставки, время транспортировки груза, количество сопутствующих услуг и др.
Вопрос 13. Определение оптимального объема логистического сервиса
При повышении уровня логистического сервиса растет объем продаж компании, а следовательно, и доходы. С другой стороны, расширение сферы услуг влечет за собой увеличение затрат предприятия. Поэтому важной задачей логистики на предприятии является поиск оптимального уровня сервиса.
Кривая затрат на обеспечение логистического сервиса имеет экспоненциальный характер, т.е. при прохождении определенной точки затраты на сервис резко возрастают, поскольку начальный уровень сервиса определяется небольшими вложениями. Однако по мере того как потребности рынка растут, предприятие вынуждено идти на дорогостоящие мероприятия.
Кривая дохода от реализации имеет S -образную форму, что объясняется двумя основными причинами:
• большинство рынков требует от продавца наличия минимального уровня сервиса. В противном случае предприятие не будет принято рынком;
• после достижения определенного уровня сервиса рынок становится нечувствительным к его дальнейшему увеличению. Оптимальный уровень сервиса можно определить с помощью следующего графика (рис. 8).
Кривая доходов определяется реакцией рынка, и при совершенной конкуренции компания, как правило, не может повлиять на ее изменение, однако компания может повлиять на кривую
расходов.
Улучшить уровень сервиса посредством выполнения максимального числа заявок можно двумя способами:
• увеличить размер запасов;
• наладить быструю систему получения заявки и доставки заказа.
Уровень сервиса, %
Условные обозначения:
· Доходы от реализации, руб.
§ Затраты на логистический сервис, руб.
Рис. 8. Определение оптимального уровня сервиса по критерию максимальной прибыли
Первый путь — экстенсивный и требует роста затрат, связанных с содержанием запасов. Второй путь не требует повышения запасов, конкурентоспособность здесь возрастает за счет четкой логистики продвижения информации и материалов.