Основные показатели эффективности работы лесотранспортных путей.
К показателям, оценивающим эффективность работы лесовозного транспорта, можно отнести технико-экономические и экономические показатели.
К технико-экономическим показателям можно отнести производительность лесотранспортных машин, производительность труда и удельные трудовые затраты, которые были рассмотрены ранее.
К экономическим показателям относятся различные стоимостные показатели, которые в полном объеме вычисляются при внедрении новых машин, оборудования, технологий для доказательства их экономической целесообразности в сравнении с ранее применяемыми.
Экономические и технико-экономические показатели могут выступать в качестве критериев при решении оптимизационных задач при вывозке леса: выборе транспортно-технологических схем, транспортных и дорожно-строительных средств, способов организации проведения дорожных работ и т.д. Для этого составляют разного вида экономико-математические модели, которые позволяют оптимизировать процесс вывозки леса с учетом действия различных факторов, включая не только технологические, но и природно-производственные.
К наиболее часто применяемым оценочным стоимостным показателям относятся приведенные затраты , которые обычно представляют в виде
, (72)
где – эксплуатационные затраты;
– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный для лесной промышленности ;
– капитальные затраты.
Капитальные затраты включают расходы на строительство магистралей, веток и дорожных сооружений (мостов, водоотводов и т.д.), капитальные ремонты и реконструкцию, на приобретение и капитальный ремонт подвижного состава, дорожно-строительной техники, строительство гаражей, складов и т.д.
Эксплуатационные затраты составляют расходы на строительство усов, текущее содержание дорог, сооружений, транспортных средств и дорожно-строительной техники, на приобретение топлива, материалов, на зарплату водителям, на управление транспортом и т.д.
Обычно затраты на лесотранспортные работы разделяются на две составляющие – дорожную и перевозочную. К дорожной составляющей относят все затраты (капитальные и эксплуатационные) на дороги, а к перевозочной – на транспортные средства.
Касательная и крюковая силы тяги. Ограничения их по сцеплению и мощности двигателя.
Касательная сила тяги образуется в месте контакта движущих колёс и рельсов, а сумма всех этих сил есть касательная сила тяги локомотива.
В теории трактора составляющую Р.. общего тягового сопротивления Рг называют силой тяги на урюке (или просто - "крюковая сила"). Отметим, что сила Р,,, язляяется силой тяги по отношению к агрегатируеммой машине, по отношению же к трактору эта сила является силой сопротивления.