Уход за электрооборудованием
Провода, время от времени, осматривайте и в случае повреждения изоляции заменяйте провода новыми. Свечу зажигания нужно очищать, нагар осторожно соскрести, при необходимости отрегулировать контакты на расстояние0,6—0,7 мм (у свечей ПАЛ ряда РЗ), осторожно пригибая контакты на корпусе свечи.
Предохранитель находится в бакелитовой втулке в левой коробке возле батареи. При замене не устанавливайте предохранитель более сильный чем 15 А.
Рис 28 — Измерение зазора прерывателя генератор 250 см3
Включатель «Стоп-сигнала» регулируем после ослабления винта путем передвигания бакелитового корпуса включателя в зависимости от потребности влево или вправо.
Уход за генератором. После пробега первых 500—1000 км осмотреть, а при необходимости отрегулировать, расстояние между контактами прерывателя и отрегулировать опережение. (См. абзац «Регулировка опережения»). После 10000 км проконтролируйте степень износа угольных щеток. Если же высота щетки окажется менее чем 8 мм, нужно выменить их. Если же щетки не двигаются свободно в направляющей, то это значит, что они загрязнены. Нужно их вынуть и очистить бензином. Трущиеся поверхности угольных щеток никогда не спиливайте, а при обратной установке стремитесь, чтобы они были установлены так, как находились в первоначальном положении. Коллектор нужно чистить тряпочкой, смоченной в бензине. Более крупные ремонты сдавайте для выполнения в специальные мастерские.
Регулировка опережения: Так как эта работа выполняется одинаковым способом у типа 250 см3 и 350 см3, то здесь опишем более сложный процесс регулирования, т е. у типа 350 см3. Сначала нужно отрегулировать опережение зажигания у правого цилиндра. При помощи верхнего прерывателя, опережение же зажигания левого цилиндра регулируется нижним прерывателем.
Рис. 29 — Генератор 350 см3
Предупреждение: Крепежные винты статора контролируйте и принеобходимости всегда затягивайте перед регулировкой зажигания.
а) Вывинтить свечу цилиндра, а в отверстие свечи вложить миллиметровый измеритель.
б) Провертывая коленчатый вал вправо (направление вращения при работе двигателя) найдем верхнюю мертвую точку поршня.
в) В этом положении отрегулировать регулировочным винте расстояние между контактами прерывателя. Расстояние измеряйте щупом, поставляемым с инструментами — более тонкий лист щупа (0,3 мм) проходит между контактами прерывателя без усилий, более же толстый лист щупа (0,4 мм) не должен проходить. С контактов нужно удалить жировые, загрязнения (чистым бензином), а при необходимости сровнять их поверхность тонким напильником. Контакты должны прилегать, всей площадью.
г) Поворачивая коленчатый вал влево (обратно) снизить положение поршня у типа 250 см3 на 3,5—1 мм, у типа 350 см3 примерно на 3—3,5 мм.
д) В этом положении снова проверьте расстояние между контактами прерывателя, максимальный зазор может быть 0,05 мм. Измеряется стальным планжетом или сигаретной бумагой, которые должны проходить между контактами.
е) Если же зазор между контактами окажется меньшим или большим, то нужно ослабить оба винта, прикрепляющие доску прерывателя к статору, и повернуть доску вправо (зазор уменьшится) или влево (зазор увеличится), отрегулировать расстояние между контактами до 0,05 мм.
ж) После регулировки винты снова затянуть.
з) При регулировании опережения второго цилиндра процесс такой же опережение регулируется путем повертывания доски нижнего прерывателя.
Аккумуляторная батарея:
Уход за батареей, по существу, прост, однако, для правильности ее работы и для продолжительности срока службы очень важен. Поэтому нужно безусловно выполнять основные правила:
1. Для наполнения батареи нельзя применять обычную так называемую «техническую серную кислоту», а только исключительно химически чистую кислоту (чистота согласно стандарта ЧСН 651236), разведенную дестилированной водой до измеряемой плотности 1,28 (в тропических районах до 1,23). Невыполнение этого правила оказывает влияние на чрезмерное выделение газов, кипение в батарее и существенно уменьшает продолжительность срока службы.
Рис. 30 — Правильная высота уровня кислоты в батарее
Батарею нельзя наливать больше чем до первой перегородки над пластинками (см. рис. 30 — перегородка А). Это можно надежно сделать только при помощи отсасывающего шарика, который отсасывает возможную избыточную заправку до установленного уровня.
При невыполнении этого правила получается перетекание кислоты при езде и порча ящика, а иногда и глушителей выхлопа под действием вытекающей кислоты.
3. Батарею нельзя оставлять наполненной и незаряженной дольше чем 10 часов, потому что у незаряженной, но у наполненной батареи портятся химически пластинки.
4. Измеряемая плотность кислот у полностью заряженной батареи должна составлять 1,28 (1,27—1,29), т. е. 30—32 Бе. Плотность кислоты и морозоустойчивость изменяются в зависимости от состояния набития батареи — смотри таблицу ниже: