Безопасность в экскурсионном обслуживании
В Российской Федерации существует целый ряд государственных стандартов и нормативных документов регулирующих туристскую деятельность и требования безопасности при проведении экскурсий и путешествий. Наиболее важные из них:
– ГОСТ Р 50690–2000. Туристские услуги. Общие требования – настоящий стандарт устанавливает общие требования к туристским услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества.
– ГОСТ 28681.1–95 / ГОСТ 50681–94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг – настоящий стандарт устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг.
– ГОСТ 286.3–95 / ГОСТ 50644–95. Туристско-эксплуатационное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов – настоящий стандарт устанавливает требования к туристским и эксплуатационным услугам, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов, методы их контроля.
– ГОСТ 51825–2001. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования – настоящий стандарт устанавливает классификацию, общие требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта, включая требования качества и безопасности, а также методы их контроля.
При проведении экскурсий и путешествий могут иметь воздействие следующие вредные факторы (факторы риска): травмоопасность; воздействие окружающей среды; психофизиологические нагрузки; опасность излучений; повышенная запыленность и загазованность; прочие факторы; специфические факторы риска.
Действительной опасностью в любой деятельности, в том числе и во время экскурсии, является сам человек, и травматизм на туристских маршрутах отражает не волю случая или действие каких-то неподвластных человеку сил, а является следствием его собственных промахов и заблуждений – так называемый «человеческий фактор». Для нейтрализации данного фактора наиболее простыми предупредительными мерами являются организационно-технические, благоустройство маршрутов, инструктирование экскурсантов и повышение ответственности организаторов маршрута.
Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания экскурсантов, резкими перепадами барометрического давления. Так как данные экскурсии проводятся в самых различных погодных условиях, то предотвращение данного фактора риска осуществляется предупреждением экскурсантов о погодных условиях на данный момент времени (предупреждение о необходимости ношения головных уборов, солнцезащитных очков и т.д.).
Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска (физических и нервно-психических перегрузок) достигается:
– рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршрутам, предусматривающим достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);
– учетом возрастных и психофизиологических особенностей экскурсантов при формировании туристской группы;
– соблюдением эргономических требований к используемым транспортным средствам, мебели.
В данном случае предотвращение данного фактора риска осуществляется предупреждением экскурсантов о времени продолжительности экскурсий и приблизительной тематике экскурсий.
Опасными излучениями являются повышенный уровень ультрафиолетового и радиологического излучения. Предупреждение опасности ультрафиолетовой радиации осуществляется предупреждением экскурсантов о воздействии ультрафиолетового излучения на здоровье человека и предупреждением о том, что при малейших признаках недомогания необходимо сообщать об этом экскурсоводу.
Повышенная запыленность и загазованность – еще один фактор риска. Допустимый уровень вредных веществ в воздухе зон обслуживания экскурсантов, транспортных средств должны быть не выше, чем установлено общими санитарно-гигиеническими требованиями к воздуху рабочей зоны, а также другими санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха и предупреждением экскурсантов о загазованности на улицах города.
К прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках. Предупреждением данного фактора риска является ознакомление экскурсантов с инструкцией по технике безопасности на данном экскурсионном маршруте.
Предупреждением специфических факторов риска является ознакомление экскурсантов с возможными опасностями социального характера (кражи, грабежи и т.д.)
Транспортная безопасность туристов, как водителя, так и пассажиров, определяется четырьмя основными составляющими: техническим состоянием автобуса; состоянием дорожного покрытия; подготовкой водителя; психологическим и физиологическим состоянием водителя в данный момент времени. Предупреждением данного фактора риска является правильный выбор транспортной компании с квалифицированными специалистами и хорошим техническим состоянием автотранспорта (оснащение ремнями безопасности, прибором кондиционирования воздуха и т.д.).
Безопасность дорожного движения. На маршруте экскурсии существуют пешие участки пути, при которых экскурсанты непосредственно являются участниками дорожного движения. Предупреждение данного фактора риска заключается в информировании экскурсантов о соблюдении правил дорожного движения.
Компания ООО «Автотрейд» предлагает комплексное обслуживание туристско-экскурсионной деятельности образовательных учреждений с обязательным соблюдением всех норм и правил техники безопасности, включающее в себя транспортные услуги (используются комфортабельные многоместные автобусы импортного производства), экскурсионные услуги по разработанным маршрутам и по заявкам родителей, педагогов и образовательных учреждений, проведение экскурсий силами высококвалифицированных гидов-экскурсоводов (гидов-аниматоров).