Интегративные признаки внешнего строения целого

• У объектов растительного происхождения эти признаки представляют собой особенности конкретного органа данной особи. Они могут иметь вид различных полос пигментации (например, на плодах: яблоках, арбузах, подсолнечных семечках; на листьях и стеблях некоторых растений, на коре нескольких пород деревьев: березы, вишни и т. д.).

• Размеры, форма, цвет, взаиморасположение бороздок и ребер на стеблях и листьях злаков и некоторых других растений, неровности коры деревьев, особенно на нижней части ствола, также относятся к этой группе признаков. Неорганическим объектам указанные признаки присущи по их природе.

• На изделиях, формуемых из мягких материалов и проходящих затем определенные виды термообработки или затвердевающих вследствие естественной сушки (глина, оконная замазка, шпаклевка, тесто для хлеба и т. д.), могут образоваться различные неровности от внешних воздействий.

Следы обработки

• Образуются при изготовлении изделий или при обработке их поверхности.

• Это различного рода трассы, валики, наплывы и т. д. Такие следы могут быть образованы инструментами (например, следы пилы, рубанка на доске) или материалами, применявшимися для обработки поверхности изделия (следы наждачной бумаги на клинке ножа).

Следы эксплуатации

• Возникают на поверхности предметов в виде царапин, надрубов, надрезов и т. д. Эта группа следов отличается от следов обработки лишь причинами образования.

Следы хранения

• Они весьма разнообразны, точно так же, как и причины их образования. Ими могут быть пятна ржавчины, загрязнения, выцветание участки поверхности, различные складки и т. д.

Следы расчленяющего орудия

• Они остаются на плоскостях разделения, если целое, обладающее достаточной толщиной, разделяется на части путем разрубов, разрезов, распилов.

• При нечетких линиях разделения или при их отсутствии эти следы могут быть использованы в качестве интегративных признаков.

Если криминалистическое исследование, основанное на применении методов трасологической экспертизы, не приводит к убедительным результатам, из-за отсутствия у сравниваемых объектов связывающих их внешних признаков, части разделенных предметов могут быть подвергнуты материаловедческим, биологическим, ботаническим и иным естественнонаучным исследованиям.

56.Предмет, задачи и объекты транспортно-трасологической экспертизы.

Предмет - установление обстоятельств, связанных с использованием транспортных средств, с помощью специальных знаний в области судебно-транспортной трасологии.

Идентификационные задачи:

1. Не оставлены ли следы на месте происшествия данным автомобилем

2. Не составляют ли части, обнаруженные на месте происшествия, единое целое с конкретным автомобилем

Диагностические задачи (связаны с механизмом происшествия и образованием следов):

1. установление места столкновения транспортных средств

2. определение взаимного расположения ТС или ТС и пешехода

3. определение направления движения ТС

4. образованы ли следы в результате наезда, переезда или столкновения

5. определение последовательности образования повреждений

6. установление механизма ДТП

7. имеются ли на представленных объектах следы ТС (например, на одежде потерпевшего)

8. установление групповой принадлежности ТС

9. групповая принадлежность шины (модель)

10. какой частью ТС оставлены следы

11. каким колесом оставлены следы (правым, левым, задним, передним)

Объекты:

1.постановление

2.отдельные части, детали (гайки, осколки, стекла)

3. само ТС и следы на нем

4.если был наезд, одежда и обувь потерпевшего

5.фотоснимки

6.материалы уголовного дела

7.колеса или шины

Кроме того, следователь вправе изготовить экспериментальные следы

57.Классификация транспортных средств и шин.

К транспортным средствам принадлежат сухопутный, воздушный и водный транспорт.

Сухопутные транспортные средства бывают рельсовые (поезда, трамваи и др.) и безрельсовые (все виды легкового, грузового и пассажирского транспорта как на колесном и гусеничном ходу, так и на полозьях).

В основном объектами трасологических исследований являются только те виды транспорта, которые могут оставить следы- отображения. Преимущественно к ним относятся представители сухопутного безрельсового транспорта.

По виду источника энергии передвижения:

• самоходные транспортные средства, приводимые в движение при помощи двигателей (электрических, паровых, внутреннего сгорания и др.)

• несамоходные транспортные средства, приводимые в движение мышечной силой животных или человека (гужевые повозки, велосипеды).

По виду конструкции ходовой части:

• колесные (автомобили, мотоциклы, телеги и др.);

• гусеничные (танки, тракторы, вездеходы);

• на полозьях (аэросани, снегокаты).

Колесные транспортные средства дополнительно классифицируются по количеству осей и колес.

Шина— это резино-тканевая оболочка, укрепляемая на ободе колеса. Использование шин позволяет уменьшить динамические нагрузки на колеса при переезде дорожных препятствий и обеспечить необходимое сцепление колес с поверхностью дороги.

По виду рисунка протектора все модификации шин могут быть разделены на несколько групп:

• шины, рассчитанные для эксплуатации на твердых дорожных покрытиях—шоссе, которые еще называют дорожными. Шины этой группы, для движения с повышенными скоростями, называют шоссейными. Для шоссейных шин существует три подгруппы — с направленным, ненаправленным и так называемым асимметричным рисунком протектора.

• универсальные шины ограниченно пригодны для эксплуатации как в тяжелых дорожных условиях, так и на шоссе. Своеобразной «платой» за универсальность является то, что они обеспечивают лишь средние эксплуатационные характеристики как на шоссе, так и в тяжелых дорожных условиях;

• шины, предназначенные для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях - повышенной проходимости. Они практически не применимы для езды по шоссе, так как ведут себя крайне неустойчиво на поворотах и имеют низкий коэффициент сцепления с твердым дорожным покрытием.

Следы шин представляют собой статические следы качения. При качении колеса, когда каждая точка следообразующей поверхности в момент приложения максимальной результирующей силы отображается на следовоспринимающей поверхности без существенных искажений.

58.Виды следов транспортных средств.

Следы ТС

• следы-отображения элементов ходовой части, контактирующих с дорожным покрытием (колеса, гусеницы, полозья);

• следы-отображения внешних деталей транспортных средств (облицовка радиатора, бампер, фары, крылья и др.), выступающих деталей подвески, рулевого управления и трансмиссии;

• следы-вещества, образуемые эксплуатационными жидкостями и горюче-смазочными материалами (охлаждающая или тормозная жидкости, масло, бензин и др.).

• следы-предметы, которые могут представлять собой различные части и фрагменты транспортного средства (осколки стекла, отделившиеся части кузова и др.).

По следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;

По свойствам воспринимающего объекта:

• а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);

• б) объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.

По механизму образования:

1.статические

2.динамические

По механизму ДТП

1.следы столкновения

2.следы переезда

3.следы наезда

4.следы качения

По объекту происхождения:

1.следы ходовых частей (колеса)

2.неходовых частей (бампер, кузов, капот)

59.Обнаружение, фиксация и изъятие следов транспортных средств.

Для их обнаружения требуется хорошее освещение и тщательный осмотр местности.

В большинстве случаев следы автотранспорта не удается изъять в натуральном виде. Поэтому специалисту необходимо их тщательно изучить и фиксировать на месте их обнаружения. Для этого следы осматриваются на возможно большем протяжении в целях обнаружения участка с наиболее четким отображением признаков шин. Чтобы установить особенности шин всех колес, надо изучить следы на повороте или на месте разворота транспорта. Для выявления частных признаков шин и определения их устойчивости осмотру подлежит каждый след колеса на протяжении не менее двух его оборотов.

Фиксация следов транспортных средств осуществляется путем описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования, видеосъемки, а также путем изготовления слепков и копий следов шин.

Прежде всего еще до начала осмотра места происшествия и в ходе его должна быть произведена его фотосъемка.

В протоколе осмотра места ДТП и приложениях к нему подлежат фиксации следующие элементы: дорога, участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их места нахождения и особенностей; транспортное средство; следы транспортного средства; признаки, свидетельствующие о направлении движения автомобиля; труп.

При описании участка дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, в протоколе осмотра места происшествия указывается рельеф дороги, поперечный и продольный уклоны, состояние обочин, кюветов, дорожного полотна, повороты и закругления, а также фиксируются следы смазки и жидкостей, применяемых для транспортных средств, детали транспортного средства, обнаруженные на участке места происшествия, отпечатки номеров и агрегатов транспортного средства на различных объектах.

Основным приемом изъятия следов-отображений транспортных средств является моделирование путем изготовления слепков из гипса, силиконовой пасты «К» и пасты «У-1».

Если на места ДТП имеются объемные следы, в которых отобразились особенности следообразующего объекта, то с них снимаются гипсовые слепки заливным способом. Для изготовления гипсовых слепков со следов в снегу, со следов, залитых водой, со следов с хрупкой поверхностью используется насыпной или комбинированный способы.

Закрепление следов на сыпучем грунте, в песке производится с помощью скрепляющих веществ. В практике в этих целях широко используются синтетические смолы, которые смешиваются с быстро улетучивающимися растворителями и путем пульверизации наносятся на след, за счет чего последний, получая достаточную прочность, может быть изъят из грунта без повреждений. К таким составам можно отнести 6% раствор перхлорвиниловой смолы, растворенной в ацетоне. Эффективным средством закрепления следов в сыпучих веществах является лак для волос в аэрозольных баллончиках.

Поверхностные следы транспорта фиксируются посредством их перенесения на липкую подложку, например, большого формата листы глянцевой фотобумаги, которая увлажняется и эмульсионной поверхностью накладывается на след и плотно к нему прижимается.

Следы-наложения, возникающие на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на других объектах в результате происшествия, изымаются, по возможности, вместе со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микрочастиц.

60.Возможности предварительного исследования следов транспортных средств на месте происшествия.

После осмотра места происшествия специалист проводит исследование обнаруженных следов, в результате которого могут быть предварительно установлены:

1. Групповая принадлежность транспортного средства:

а) тип (автомобиль, трактор, мотоцикл, повозка и т. д.);

б) вид (автомобиль грузовой, мотоцикл с коляской и т. д.);

в) модель (автомобиль грузовой ЗИЛ-130, трактор ДТ-75 и т. д.).

2. Взаиморасположение транспортных средств перед столкновением.

3. Повреждение, причиненное транспортному средству в результате происшествия (разбита фара, деформирован бампер и т. д.).

4. Вещества, попавшие на транспортное средство (пятна крови, краска, частицы грунта).

5. Направление движения транспортного средства, которое определяют по ряду признаков

а) при переезде транспортным средством лужи, жидкой грязи брызги от передних колес отлетают вперед в сторону по направлению движения. В этом случае влажный след от колес, идущий в сторону движения, постепенно будет исчезать. Аналогичные следы образуются при переезде колесом какого-либо красящего вещества;

б) в объемном следе (вязкая глина, влажный снег) на его стенках отображаются признаки направления вращения колеса. При вращении колеса на стенке следа образуются дугообразные бороздки и валики, расположенные в виде веера, вершина которого обращена в сторону направления движения;

в) если ширина колеса правильно смонтирована, то некоторые типы рисунков протектора также позволяют судить о направлении движения. Угол, образованный деталями рисунка, раскрыт обычно в сторону направления движения;

г) при вращении колеса со значительной скоростью пыль, песок, снег отбрасываются назад в сторону, образуя веерообразные отложения, обращенные вершиной в сторону направления движения. Вблизи такого следа иногда появляются валики в виде уступов, крутая сторона которых указывает направление движения;

д) при переезде колесом через тонкую ветку, отдельные небольшие палочки, соломинки последние переламываются и образуют угол, раскрытый в сторону движения. Транспортное средство, двигающееся по траве, оставляет след примятой травы, наклоненной в сторону направления движения, а при буксировании, наоборот, — в противоположную сторону. При переезде через твердый предмет, например камень, находящийся на грунте, с противоположной направлению движения стороны обычно возникает небольшой зазор вследствие сдвига предмета вперед;

е) в месте поворота между следами передних и задних колес образуются углы. Более острый угол показывает направление движения.

Для решения вопроса о групповой принадлежности транспортного средства по следам колес необходимо установить модель шины, количество колес, их колею и базу.

61.Методика идентификационной экспертизы следов шин транспортных средств.

В зависимости от вида следов или других объектов, изъятых при осмотре дорожно-транспортного происшествия или при осмотре транспортного средства, на разрешение экспертизы ставят следующие вопросы:

1. К какому типу (виду, модели) относится транспортное средство, которым оставлены следы колес?

2. В каком направлении двигалось транспортное средство?

3. Оставлены ли следы колес или других частей колесами или частями конкретного транспортного средства?

4. Составляли ли ранее одно целое осколки стекла или другие объекты с частями стекла фар, подфарников, кузова или других частей конкретного транспортного средства?

5. Оставлены ли вмятины, царапины или другие следы на конкретном транспортном средстве в результате столкновения этого средства с определенным предметом (столб, дерево, перила и т. д.) на месте происшествия или другим определенным транспортным средством?

6. Являются ли кусочки ткани или других предметов, обнаруженные на транспортном средстве, частями одежды потерпевшего или каких-либо предметов, находившихся на месте происшествия.

Трасологическая экспертиза следов шин автомототранспортных средств проводится с целью установления конкретного транспортного средства, оставившего след. Как и в других идентификационных экспертизах, на исследование представляют разные виды объектов. Если представить на экспертизу транспортное средство или шину невозможно или нецелесообразно, то эксперт должен выполнить необходимую часть исследования на месте происшествия или изготовить экспериментальные образцы следов шин для дальнейшего исследования.

Предварительное исследование. Изучая условия образования следов, эксперту необходимо установить свойства следовоспринимающей поверхности, определить, груженым или нет было транспортное средство, изменялось ли давление в шинах. Важно знать время, прошедшее с момента образования следов до изъятия колеса или экспериментальных образцов, а также учитывать, насколько интенсивно использовалась шина за истекший период, не подвергалась ли она ремонту.

Предварительное исследование шины направлено на изучение ее основных конструктивных элементов, а также на установление ее типа и модели.

Аналитическая стадия. На этой стадии наиболее трудоемким является этап раздельного исследования. Основные задачи данного этапа — установление и изучение идентификационных признаков и их последующий анализ.

Как и при любом идентификационном исследовании, вначале определяют групповую принадлежность шины, оставившей след. Для этого исследуют общие признаки, отобразившиеся в следе (ширину беговой дорожки, рисунок протектора и размеры его отдельных элементов и т. д.), позволяющие установить модель шины.

Экспертный эксперимент. Основные задачи данного этапа заключаются в проверке механизма следообразования, устойчивости отображения признаков и в получении образцов для сравнительного исследования. Необходимо при проведении эксперимента создать условия, с одной стороны, максимально приближенные к тем, которые были в момент следообразования, а с другой — позволяющие наиболее четко и полно изучить отображение индивидуальных особенностей шины.

Сравнительное исследование является наиболее важным этапом рассматриваемой стадии. В основном здесь применяется метод сопоставления, реже — наложения одномасштабных фотоснимков или совмещения выделенных признаков.

Метод сопоставления признаков объектов заключается в непосредственном сравнении (его копий) с протектором покрышки или экспериментальным следом. Вначале сопоставляют одноименные общие, а затем частные признаки. При сравнении можно использовать и принцип построения геометрических фигур, который заключается в следующем: однозначные признаки соединяют прямыми линиями, после чего сопоставляют полученные геометрические фигуры.

Оценка результатов исследования и формулирование выводов – по общим правилам


Наши рекомендации