Ориентация районов на внутренний или выездной туризм.
1) Высокая плотность рекреационных учереждений: (94 г. 8 районов в СНГ): Крымский, Каказско-Черноморский (сильноразв), Северокавказский, Горнокавказский, Закавказский, Одесский (среднеразв), Каспийский, Азовский (слаборазв).
2) Средняя плотность рекреационных учереждений: Центральный (высокоразв), Северозападный, Западный, Волжский (среднеразв), Уральский (слаборазв), Днепровско-Днестровский.
3) Слабая степень освоеноости рекреационных ресурсов, ориентированы на отдых местного населения: Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный и территории Средней Азии и Казахстана. Из них Прибайкальский с максимальным развитием.
4) Север россии и остальная большая часть Сибири. Крайне слабая степень освоенности рекреационных ресурсов и слабая степень развития туризма и рекреационных
учереждений.
Виды туризма (специализация).
СЕВЕРНЫЙ район: познавательный, экологический, круизы, охота, рыбная ловля, горные лыжи, самодеятельный туризм, паломничество (Архангельская, Карелия).
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ район: познавательный, деловой (конгрессный), отдых, оздоровительный туризм, круизы, автомобильный.
КАЛИНИНГРАДСКАЯ область: лечение, деловой, конгрессный туризм.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ район: познавательный, деловой, конгрессный, лечение, автомобильный.
ВОЛГОВЯТСКИЙ район: познавательный, деловой, круизный, промысловый, лечение.
СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ: лечение, познавательный, горные лыжи, экологический туризм.
ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ: познавательный, автомобильный, деловой.
ПОВОЛЖСКИЙ: рыбная ловля, познавательный туризм, круизы.
УРАЛЬСКИЙ район: спортивный, самодеятельный, познавательный туризм, горные лыжи, экологический туризм.
СИБИРСКИЙ: самодеятельный, экологический туризм, спортивный. Байкал как многофункциональная зона. Лечебный, оздоровительный.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ: приморская многофункциональная зона, оздоровительный, познавательный, спортивный и др. На остальной территории: познавательный, оздоровительный, деловой, промысловый, экотуризм. Сейчас туризм - перспективная приоритетная отрасль. Рекреационный потенциал Севера России и Урала используется недостаточно. Развитие Москвы и Санкт-Петербурга как многофункциональных зон, конгрессный туризм и т.д.
По мнению А.Ю. Александровой, наиболее унифицированные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также непосредственным образом влияющие на развитие этой отрасли, в любом международном районе туризма следующие:
1) природно-климатическая привлекательность;
2) культурно-исторические ресурсы;
3) качественный стандарт отелей и средств размещения туристов, организация питания и всей сферы услуг, соответствие мировым стандартам имеющейся в районе туристской инфраструктуры, наличие экскурсионных и культурно-развлекательных программ;
4) оперативная транспортная и информационная доступность;
5) политическая стабильность в регионе и гарантия личной безопасности;
6) международная известность и престиж места (имидж территории). В настоящее время сложилась определенная иерархия туристских районов: туристско-рекреационная зона, туристский макрорайон, туристский мезорайон, туристский микрорайон, туристский объект.
Таким образом, туристский район - это территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма. Туристские районы отличаются следующими основными признаками: временем возникновения, историческими особенностями формирования; природными, историко-культурными, социально-экономическими и населенческими предпосылками формирования; уровнем развития туристской инфраструктуры; туристской специализацей. На основании этих признаков строится и классификация туристских районов.
Лекция 5. Создание и продвижение внутреннего туристского продукта.
Туристический продукт
Под технологией создания туристического продукта организаторами туризма следует понимать работу по комплектации разного вида товаров и услуг в единое цело – тур.
Туристический продукт – это совокупность вещественных ( предметов потребления) и невещественных ( в форме услуги ) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших во время путешествия.
Тур – это туристическая поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристических услуг.
Туристическая услуга - услуги по размещению, питанию, транспортного, информационно – рекламного обслуживания, а так же услуги учреждений культуры, спорта, развлечения направленные на удовлетворения потребностей туриста.
Туристический продукт представляет собой совокупность определенного качества и количества товаров и услуг рекреационного характера, подготовленных в данный конкретный момент для реализации потребителем и зафиксированы в программе тура.
Для лучшего понимания сути туристического продукта следует провести его классификацию по определенным признакам.
1. Состав: товары, услуги, природные условия и антропогенные ресурсы
2. Емкость подачи: комплексный: перевозка, трансферт, размещение( BB, HB, FB) и частичный
3. Виды туризма
4. Производитель туруслуг: производители, посредники и предприятия которые обслуживают местное население, но частично удовлетворяют потребности туристов.
5. Категория потребителя: туристов, экскурсантов, посетителей и других путешественников.
6. Потребительские качества: а) является продуктов человеческого труда
б) не является продуктом человеческого труда в) бесплатный г) платный.
7. Виды туристического рынка; национальный туристический продукт, иностранный турпродукт и международный туристический продукт
Основные: Услуги, предоставляемые предприятиями в области туризма и имеются в основе каждой туристической пропозиции более или менее полно это размещения, общественное питание, транспорт и страхование;
Дополнительные: лечение, спорт, бытовые услуги, торговые услуги, развлечение.
Специализированные: услуги туристических агентств, операторов, бюро и. т. д.
Оплата услуги: а) Услуги, оказываемые потребителям без непосредственной оплаты. Стоимость этих услуг покрывается из фондов, принадлежащих определенному коллективу и создаваемых из средств его участников независимо от того, пользуются ли вообще они данными услугами или нет. б) Услуги, оплачиваемые их потребителями.
Специфические особенности туристической услуги как товара:
- мультипликационный эффект от получения тур услуги
- особенности формирования спроса на тур услуги
- замена качества услуги
- разрыв во времени между покупкой и потреблением услуги
- невозможность сохранения, складирования, транспортировки
- особенности жизненного цикла как товара
- неразрывность процесса производства и потребления
- разрыв территории между производителем, реализатором и потребителем
- неосязаемость услуги до момента получения
- информационное обеспечение
- высокий уровень индивидуализации
- связь цены и качества
- взаимозамена, взаимодополнение и сугестивность
Товары: специфические: товары которые можно получить во время путешествия ( карты и планы городов, буклеты, брошюры, сувениры)
неспецифические: большинство товаров, которые являются дефицитом или дороже в месте жительства.
Турпродукт ( 100%) = Тур (30%) + ДТУ ( 40%) + товары ( 30%)
Валовой турпродукт – совокупность объемов товаров и услуг, произведенных( приобретенных) в свере туризма за 1 год
При комплектации туристических услуг турфирма должна учитывать основные потребительские свойства турпродукта.
1. Целостность – завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить потребности туристов
2. Эффективность – наибольший эффект при меньших затратах
3. Надежность – качество, связанное с достоверностью информации, соответствием содержания продукта и рекламы
4. Ясность – потребление продукта должны быть понятны как туристу так и обслуживающему персоналу
5. Гибкость – способность продукта и системы обслуживания приспособится к другому типу потребителя, и быть невосприимчивым к замене персонала.
6. Гостеприимство – дать почувствовать людям, что им рады
Виды туров
Основной задачей организаторов туризма является комплектация различных туристических услуг в тур. В зависимости от вида тура туроператор подбирает различные услуги и тип обслуживания.
Форма построения тура:
Инклюзив – это тур строгим набором услуг не меньше двух и действует на определенном маршруте.
Заказной - это тур, состоящий из различных видов услуг, каждая из них может быть реализовано отдельно и имеет собственную цену. Комплектования состава услуг производится по желании клиента.
Содержание программы обслуживания:
Тематические, Лечебно-оздоровительные, Спортивные, Комбинированные
Форма организации: VIP – туры, А ля карт, Stop-overs ( транзит ), СЕТ (стандарт), Каскад ( в месте прибытия), Велнес ( лечение), Сафари, Круизы, Рекламный, Фортуна ( скидка но без указания отеля)
Жизненный цикл:
Основные – туры находящиеся на стадии роста и приносят прибыль
Поддерживающие – туры которые стабилизируют доходы и находятся на стадии роста
Стратегические – туры, призванные обеспечить прибыль в будущем и находятся на стадии разработки и внедрения
Тактические – это туры, призванные стимулировать продажу основных туров и находятся на стадии роста или зрелости.
Сезонность: Круглогодичные и сезонные
Построение трассы: Линейные, радиальные, кольцевые и комбинированные
Продолжительность: Многодневные, кратковременные и туры выходного дня
Возраст участников: детские, молодежные, взрослые и людей преклонного возраста
Состав участников: индивидуальные, семейные и групповые
Принадлежность транспорта: а) личный или арендованный б) общего пользования в) личный транспорт туристов
Вид и транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный итд.
Турпакет – это комплекс услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому варианту, который предлагается на широкую продажу потребителям и в которой кроме транспорта входят размещение, питание и другое обслуживание.
Турпакет состоит из 4 элементов: туристический центр, транспорт, размещение и питание и трансфер.
Турцентр – место отдыха туриста, включающее все рекреационные возможности.
Транспорт – средство передвижения с помощью которого можно добраться до туристического центра.
Размещение – категория отеля которое предлагается туристу во время тура на все время проживания.
Трансфер - доставляет туриста от места прибытия (аэропорт или порт) к месту размещения и обратно.
3 Технология формирования туров
Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, представление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, то есть это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Основные определения:
Маршрут- это заранее спланированная траса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.
Тур – это туристическая поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристических услуг.
Туристская путёвка- это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг. В настоящие время используется форма ТУР - 1
Ваучер – документ, который является гарантией для получения туристом оплаченной услуги или комплекса услуг от субъекта туристической деятельности.
Классификацию туристских маршрутов можно построить по различным признакам.
По типам маршруты бывают:
тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
походные – маршруты с активными способами передвижения;
физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
По сезонности действия маршруты подразделяются:
круглогодичные (внесезонные);
сезонные - функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.).
По построению трассы маршруты подразделяются на:
линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;
радиальные – (стационарные) с посещением пунктов из одного стационарного пункта на маршруте;
кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.
По продолжительности маршруты бывают:
- многодневными (14-30 дней);
- несколько дней (1-3 дня)—маршруты выходного дня;
- несколько часов (экскурсии).
По виду транспорта на маршруте:
- собственный транспорт туристской фирмы;
- арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
- личный транспорт туристов.
По способам передвижения на маршруте:
- автобусные;
- теплоходные ( морские, речные);
- авиационные;
- железнодорожные;
- комбинированные.
По содержанию маршрута:
- отдых на природе;
- отдых на морском побережье;
- отдых в горах и др.[
Все эти виды маршрутов предусматривают менеджеры турфирмы при составлении туров.
Составляется график движения по маршруту в табличной форме с указанием даты и времени прибытия и отправления по каждому пункту маршрута.