Занятие 14. «Домашние птицы»
1.Объясните ребенку, что человек держит у себя птиц. Такие птицы называются домашними. Расскажите, какую пользу приносят домашние птицы, как человек за ними ухаживает, чем кормит. Объясните, что домашние птицы дают мясо, яйца, а человек за это кормит их зерном, поит водой.
2. Рассмотрите с ребенком картинки, на которых изображены петух, курица, цыплята, и научите его четко произносить их названия. Сначала четко произнесите слова сами, потом хором с ребенком, затем пусть он сделает это самостоятельно. Пусть он показывает и называет домашних птиц. Обратите внимание малыша на названия птиц под картинками и на заголовок над картинками. Предложите ребенку показать и назвать каждую птицу .
3. Выучите с малышом стихотворение, которое позволит закрепить в его активной речи новые слова. Помните, что ребенок подражает вам, поэтому рассказывайте стихотворение четко и выразительно.
Мама-курица цыплят На прогулку водит в сад. Учит землю клювом рыть, Учит бабочек ловить.
4. Предложите ребенку поиграть в игру «Индюшата». Предварительно выучите с ним текст, покажите и расскажите, как нужно выполнять движения. Объясните, что индюшата — птенцы индюка, ушат — посуда. Делайте упражнение вместе с ребенком, проговаривая текст хором.
Индюшата, индюшата Хлопать опущенными руками по бо-
кам.
Пили воду из ушата. Делать ритмичные наклоны головой.
Ой! Не видно индюшат! Присесть.
Опрокинули ушат. Лечь на спину.
Занятие 15. «Домашние животные»
1. Выясните, названия каких домашних животных знает ребенок. Помогите ему правильно произнести и запомнить: кошка, собака, корова, лошадь. Объясните, что эти животные — домашние, потому что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Расскажите ребенку, чем человек кормит домашних животных, как ухаживает за ними. Собака охраняет своего хозяина и его дом, человек кормит собаку мясом, кашей, косточками. Кошка ловит в доме мышей. Человек кормит ее рыбой и мясом, поит молоком. Корова дает человеку молоко и мясо. Человек кормит ее травой и сеном. Лошадь перевозит грузы. Человек кормит ее сеном и овсом.
2. Помогите ребенку произнести предложения. Сначала произнесите их сами, потом хором с малышом, затем предложите ребенку сделать это самостоятельно.
Кошка ловит мышей. Корова дает молоко.
Собака охраняет дом. Лошадь возит грузы.
3. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями этих животных
и предложите ему показать и назвать животных.
Рассматривая с ребенком картинки, расскажите ему стишки:
«Мяу! Мяу!» — Рыжий кот. Он у бабушки живет.
«Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес. Хвост кольцом и черный нос.
«И-го-го!» — Вот это конь! Хвост и грива, как огонь!
Выучите их с малышом. Это поможет ребенку запомнить названия домашних животных, разовьет его память. Покажите малышу, насколько выразительно можно рассказывать стихи. Проверьте, запомнил ли малыш, как подают голос кот, пес, конь.
4. Выясните, знает ли ваш ребенок, как называются детеныши этих жи
вотных. Помогите ему произнести предложения. Как всегда, сначала про-
изнесите их сами, потом хором с малышом, затем пусть он сделает это само-
стоятельно.
У кошки — котенок (котята).
У собаки — щенок (щенята).
У коровы — теленок (телята).
У лошади — жеребенок (жеребята).
5. Поиграйте с ребенком в игру «Теленок». Предварительно выучите с
ним текст и объясните, как надо выполнять движения. Делайте упражне-
ние вместе с ребенком, но теперь старайтесь предоставить ему больше само-
стоятельности. Сделайте вид, что забыли текст или движения. Пусть ма-
лыш поможет вам.
Бу-бу! | Сделать два прыжка на месте. |
Я рогатый. | Показать рожки из пальчиков. |
Бу-бу! | Сделать два прыжка на месте. |
Я хвостатый. | Показать рукой хвостик. |
Бу-бу! | Сделать два прыжка на месте. |
Я ушастый. | Показать ушки из пальчиков. |
Бу-бу! | Сделать два прыжка на месте. |
Испугаю! | «Пободатъся» друг с другом. |
Бу-бу! | Сделать два прыжка на месте. |
Забодаю! | «Пободатъся» друг с другом. |
(Болгарская народная песенка) |
Занятие 16. «Дикие животные»
1. Выясните, знает ли ребенок животных, живущих в наших лесах. Объясните ему, что такие животные называются дикими и живут на воле. Произнесите четко и правильно слова: медведь, волк, лиса, заяц. Пусть малыш произнесет их самостоятельно.
2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями диких животных: медведя, волка, лисы, зайца . Предложите ему показать и назвать
■
животных. Обратите его внимание на особенности внешнего вида медведя, волка, лисы и зайца- Медведь очень большой, лохматый, коричневый. Волк серый, зубастый. Лиса рыжая, у нее пушистый хвост. Заяц маленький, серенький. У него длинные уши и короткий хвост.
3. Вспомните с ребенком тему «Домашние животные и их детеныши».
Сможет ли ребенок сам образовать названия детенышей диких животных?
Если он затрудняется, помогите ему. Дайте образец:
У медведя — медвежонок (медвежата). У лисы — лисенок (лисята). У волка — волчонок (волчата). У зайца — зайчонок (зайчата).
4. Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие животные. Объясни-
те, что на зиму у них вырастает теплый густой мех, что зимой им трудно до-
бывать пищу, трудно спасаться от холода. Проговорите предложения сами,
потом вместе с ребенком, затем пусть он сделает это самостоятельно.
Зимой медведь спит в берлоге.
Зимой заяц в белой шубе, а летом — в серой.
Зимой волк ходит злой, голодный.
5. Поиграйте с ребенком в подвижную игру «Заяц Егорка», предвари-
тельно выучив текст и объяснив малышу, как нужно выполнять движения.
Заяц Егорка Бежать на месте.
Свалился в озерко. Упасть на пол.
Бегите под горку! Встать и бежать на месте.
Спасайте Егорку! Изобразить, как поднимаем зайца.
(Русская народная потешка)
Занятие 17. «Профессии. Продавец»
1. Проведите с ребенком экскурсию в овощной магазин. Побеседуйте о том, какие овощи и фрукты там продаются. Обратите его внимание на то, чем занимается продавец, и научите произносить слова: продавец, продает, взвешивает, весы, пакеты. Произнесите эти слова сами, потом вместе с ребенком, потом пусть он сделает это сам.
2. Проговорите с ребенком предложения. При этом следите за тем, чтобы он говорил четко и ясно.
Продавец продает овощи. Продавец взвесил фрукты. Продавец положил яблоки в пакеты. Продавец положил свеклу на весы.
3. Рассмотрите с ребенком картинку, на которой изображен продавец
. Пусть малыш расскажет, кого он видит на картинке, чем занимает-
ся продавец: «Это магазин. В магазине работает продавец. Он взвешивает капусту». Привлеките внимание ребенка к слову продавец, написанному под картинкой. Пусть малыш покажет в этом слове все знакомые ему буквы.
4. Поиграйте с ребенком в овощной магазин. Вы будете покупателем, а он —
продавцом. Активизируйте речевую деятельность ребенка, пусть он как
можно больше говорит, настаивайте на том, чтобы он говорил предложени-
ями, а не отдельными словами. Похвалите малыша, если он будет использо-
вать в игре новые слова.
Покупатель. Уважаемый продавец, какие овощи у вас есть?
Продавец. У нас есть картофель, лук, капуста, морковка.
Покупатель. Взвесьте мне, пожалуйста, капусту. Какого она цвета? Она большая у вас?
Продавец. У нас капуста зеленая, большая (небольшая).
Покупатель.А что это у вас лежит, я плохо вижу, длинное и оранжевое?
Продавец. Это морковка. Она вкусная и полезная.
И т.д.
5. Прочитайте ребенку и предложите выучить четверостишие.
У метро — стеклянный дом. Покупаем в доме том Помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный.
Следите за тем, чтобы ребенок говорил четко и ясно.
Занятие 18. «Профессии. Почтальон»
1. Проведите с ребенком экскурсию на почту. Научите его четко произно-
сить это слово. Покажите, чем занимаются работники почты: принимают и
отправляют посылки, бандероли, телеграммы. Проговорите с ребенком
предложения: На почте принимают посылки и бандероли. С почты отправ-
ляют телеграммы. Следите за тем, чтобы малыш говорил четко и ясно.
2. Покажите ребенку почтальона, обратите его внимание на толстую
сумку почтальона, объясните, что он разносит по домам письма, газеты,
журналы. Научите четко произносить слово почтальон. Рассмотрите с
ребенком картинку с изображением почтальона .
Помогите малышу составить рассказ: «Это почтальон. Он работает на почте. У него в сумке много писем, газет, журналов». Если малыш затрудняется, помогите ему сначала ответить на вопросы.
• Кто это? (Это почтальон.)
• Где он работает? (Он работает на почте.)
• Что у него в сумке? (У него в сумке много писем, газет, журналов.)
ииратите внимание реоенка на слово почтальон. Пусть малыш покажет в этом слове все знакомые ему буквы.
3. Предложите ребенку отгадать загадку.
Он принес нам телеграмму: «Приезжаю. Ждите. Мама». Деду пенсию принес, Хоть совсем не Дед Мороз. На ногах с рассвета он. Кто же это? (Почтальон.)
4. Помогите малышу «превратиться» в почтальона: положите в сумку газе-
ты, журналы, открытки; пусть ребенок «разносит» почту всем домашним. Иг-
ра позволяет активизировать речь ребенка, учить его строить диалоги. Похва-
лите малыша, если он будет использовать в речи новые слова.
Почтальон. На ваше имя пришло письмо. Получите и распишитесь. Респондент. Спасибо. Я так долго ждал это письмо. Почтальон. До свидания. И т.д.
Занятие 19. «Транспорт»
1. Гуляя с ребенком на улице, обратите его внимание на транспорт, который движется по ней. Попытайтесь добиться от малыша четкого произношения слова транспорт. Покажите сами, как правильно произносится это слово, и произнесите его несколько раз хором с ребенком. Объясните, что транспорт — это машины, которые перевозят грузы и пассажиров, что транспорт бывает пассажирский и грузовой.
2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями легковой машины, автобуса, троллейбуса, трамвая, самолета, поезда, теплохода . Пусть малыш сначала показывает картинки по вашей просьбе. Добейтесь, чтобы ребенок четко называл их. Побеседуйте с ним о том, кого или что перевозит каждая из машин. Это автобус. Он перевозит пассажиров. Это грузовая машина. Она перевозит разные грузы: кирпичи, ящики, бочки и т. п. Обратите внимание ребенка на подписи под картинками и слово транспорт. Пусть малыш покажет в этих словах все знакомые ему буквы.
3. Помогите ребенку запомнить, где у грузовика расположены кабина, капот, кузов, колеса. Пусть малыш показывает и называет эти части машины. Следите, чтобы он говорил четко и ясно.
4. Вырежьте из цветной бумаги три квадрата, два кружка, один прямоугольник и предложите ребенку собрать из этих деталей грузовую машину. Пусть он покажет, где у нее капот, кабина, кузов, колеса, фары.
5. Предложите ребенку поиграть в игру с мячом «Один — много». Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч. Ребенок бросает мяч обратно и называет много предметов. Например: автобус — автобусы, трамвай — трамваи, самолет — самолеты и т.д.
Занятие 20. «Профессии на транспорте»
1. Задайте ребенку вопросы. Настаивайте на том, чтобы ребенок отвечал
полными ответами. Если он сам не может построить предложение, пусть
повторит ответ за вами.
• Кто водит автобус? (Автобус водит шофер.)
• Кто водит трамвай? (Трамвай водит водитель.)
• Кто водит поезд? (Поезд водит машинист.)
2. Рассмотрите с ребенком картинки, на которых изображены шофер, водитель, машинист . Помогите ему научиться четко произносить эти слова. Сначала четко произнесите эти слова сами, потом хором с ребенком, затем пусть он сделает это самостоятельно. Обратите его внимание на подписи под рисунками и предложите показать в этих словах все знакомые буквы.
3. Предложите ребенку послушать стихотворение и ответить на вопрос: название какой профессии в нем прозвучало.
По городу трамваи, троллейбусы идут, Их по своим маршрутам водители ведут. Спешишь ли в гости к другу иль в школу на урок, Они без опоздания тебя доставят в срок.
(В.Нищев)
4. Помогите малышу «превратиться» в шофера автобуса. Вместе с ним
оборудуйте «рабочее место», позаботьтесь о «пассажирах». Эта игра помо-
жет вам активизировать речь ребенка. Покажите ему, как нужно объявлять
остановки, напоминать «пассажирам» об оплате проезда: «Следующая ос-
тановка — улица Маяковского. Не забывайте оплачивать проезд».
Занятие 21. «Весна»
1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Произне-
сите вместе с ребенком слово весна, научите отвечать на вопрос: какое сей-
час время года? (Сейчас весна.)
Обратите внимание ребенка на то, что весной тает снег, появляются проталинки, начинается ледоход, прилетают птицы, пригревает солнышко, бегут ручейки. Отработайте с ребенком произношение этих словосочетаний. Помните, что ваша речь должна быть образцом для него. Настаивайте на том, чтобы он старался говорить как можно более четко.
2. Рассмотрите вместе с ребенком картинку по теме «Ранняя весна» .
Помогите ему составить рассказ по картинке из нескольких предложений.
Наступила весна. Ярко светит солнышко. Тает снег. Бегут ручейки. Де
ти пускают кораблики.
Если малыш затрудняется, сначала помогите ему ответить на вопросы:
• Какое время года на картинке? (На картинке весна.)
• Что делает солнышко? (Солнышко ярко светит.)
• Что делает снег? (Снег тает.)
• Что делают ручейки? (Ручейки бегут.)
• Что делают дети? (Дети пускают кораблики.)
Привлеките внимание ребенка к слову весна, предложите показать в этом слове знакомые буквы.
3. Прочитайте ребенку четверостишие о весне. Предложите поиграть в
игру «Подскажи словечко».
За окном веселых птичек стая, Расшумелись так, что не до сна. На поляне снег уже растаял — Значит, к нам опять пришла... (весна).
(В.Нищев)
4. Предложите малышу сделать пальчиковую гимнастику. Предвари-
тельно выучите с малышом текст, объясните, как нужно выполнять движе-
ния. Делайте упражнение вместе с малышом, но старайтесь предоставить
ему больше самостоятельности. Это упражнение способствует развитию
мелкой моторики, а значит, и развитию речи.
Как, кап, кап — звенит капель. Ритмично ударять подушечками
Приближается апрель. пальцев обеих рук по столу, как бы
играя на рояле.
Занятие 22. «Мамин праздник. Профессии мам»
1. Побеседуйте с ребенком о празднике, который приближается.
• Какой праздник приближается? (Восьмое марта.)
• Чей это праздник? (Это праздник мам, бабушек, сестричек.)
2. Рассмотрите с ребенком картинку «Мамин праздник» . Помогите
малышу составить рассказ из нескольких предложений. Папа и сын поздрав-
ляют маму. Папа дарит маме цветы. Сын приготовил для мамы рисунок.
Если малыш испытывает затруднения, сначала помогите ему ответить на вопросы:
• Что делают папа и сын? (Папа и сын поздравляют маму.)
• Что папа дарит маме? (Папа дарит маме цветы.)
• Что приготовил для мамы сын? (Сын приготовил для мамы рисунок.) В словах мамин праздник предложите ребенку показать все знакомые
буквы.
3. Выучите с ребенком стихотворение «Март». Для этого сначала прочи-
тайте стихотворение сами, а потом хором с ребенком. Проговаривайте каж-
дую строчку вместе с малышом по нескольку раз. Настаивайте на том, что-
бы он рассказывал стихотворение четко и выразительно.
Март. Еще стоят морозы, Но весна не за горами. Я пушистую мимозу Подарил сегодня маме.
(В.Нищев)
Пусть мама расскажет ребенку о своей работе и поможет составить маленький рассказ. Моя мама — детский врач. Она работает в поликлинике. Она лечит детей.
4. Объясните ребенку смысл пословицы и помогите запомнить ее. Расска-
жите, что никто так не любит ребенка, как его мама; что никто не даст луч-
шего совета, чем мама; что нет друга лучше, чем мама; Сначала сами прого-
ворите пословицу, потом хором с ребенком, потом пусть малыш сделает это
самостоятельно.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Занятие 23. «Первые весенние цветы»
1. Рассмотрите картинки с изображениями подснежника, мать-и-мачехи, мимозы. Помогите ребенку научиться произносить названия этих цветов. Объясните, что это — первые весенние цветы. Пусть ребенок показывает и называет их, а в словах под картинками покажет все знакомые буквы .
2. Выучите с ребенком стихотворение. Покажите, как выразительно нужно его рассказывать. Настаивайте на том, чтобы малыш говорил ясно и четко.
Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным, Как привет капели звонкой. Называется подснежник.
(В.Нищев)
3. Покажите ребенку стебли, листья, лепестки у цветов. Помогите ему за-
помнить эти слова. Пусть он показывает эти части растений и называет их при-
работе по картинке. Предложите малышу следующее задание: «Я не знаю, где стебель у подснежника. Покажи мне. Я забыла, где у подснежника листья. Покажи их, пожалуйста. Не мог бы ты показать мне, где лепестки у мать-и-мачехи?» 4. Предложите ребенку нарисовать тот цветок, который нравится ему больше всего. Если малышу трудно, нарисуйте сначала сами один из цветков и покажите, как вы это делаете. Комментируйте свои действия: «Видишь, я беру зеленую краску и провожу линию. Это стебель. Теперь я вымою кисточку и возьму желтую краску. Ставлю точку. Это середина цветка. Теперь вокруг серединки провожу много-много коротких желтых линий. Это лепестки. Какой цветок получился? Правильно. Это мать-и-мачеха. Теперь ты попробуй нарисовать цветок, а я тебе помогу».