Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ

Обобщенную оценку социально-экономического эффекта можно сформировать на основе прогноза минимизации ущерба по перечисленным направлениям. Ввиду отсутствия в России опыта комплексного внедрения навигационно-информационных технологий, предлагаемая прогнозная оценка построена на зарубежном опыте и экспертных оценках специалистов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Помимо перечисленных социально-экономических эффектов комплексное внедрение навигационно-информационных технологий будет иметь и управленческий эффект, достигаемый за счет централизации функций планирования и управления дорожно-транспортным комплексом региона, осуществления непрерывного контроля УДС и состояния отраслевого транспорта, дифференцированного подхода по привлечению служб экстренного реагирования в случае возникновения нештатных и аварийных ситуаций на транспорте, контроля выполнения контрактов в сфере пассажирских перевозок и жилищно-коммунального обслуживания, обеспечения высокой эффективности использования, как уже имеющегося навигационного оборудования, так и вновь внедряемого.

Таблица 1-Обобщенная оценка эффекта внедрения АСДУ на базе спутниковых навигационных систем в транспортном секторе(на примере автомобильного транспорта).

№ п/п   Наименование показателя Наименование показателя Оценка результатов от реализации (суммарно за 3 года), %
Оптимистическая Средняя Пессимистическая
Снижение временных затрат, связанных с нахождением в пути пассажиров и пешеходов Уменьшение времени поездки 22% 17% 12%
Увеличение средней скорости движения общественного и спецтранспорта 40% 40% 35%
Увеличение пропускной способности дорог 30% 25% 20%
Снижение количества ДТП на дорогах Снижение количества ДТП 62% 57% 52%
Снижение числа погибших 30% 25% 20%
Снижение экологического ущерба от автотранспорта Уменьшение массы выбросов окиси углерода, углеводородов, окислов азота и других вредных веществ 18% 13% 8%
Снижение транспортно-эксплуатационных затрат Снижение потребления ГСМ 22% 17% 12%
Снижение задержек транспорта 30% 25% 20%

Что касается экономической эффективности АСДУ-ГПТ, то создание подобной автоматизированной системы, существенно улучшая регулярность движения на городских маршрутах, позволяет получить прибыль за счет:

- увеличения объема пассажирских перевозок (достигается за счет привлечения дополнительного количества пассажиров, едущих на короткие расстояния);

- улучшения оплаты проезда пассажирами (достигается за счет повышения комфортабельности поездки);

- высвобождения административно-управленческого персонала (достигается за счет сокращения линейных диспетчеров);

- сокращения суммарных затрат времени пассажиров на ожидание транспортных средств.

Первые три фактора обеспечивают годовую прибыль транспортному предприятию, а последний фактор составляет денежный эквивалент экономии затрат времени пассажиров на передвижения, т.е. внешнюю народнохозяйственную экономию.

Годовая экономия рассчитывается по формуле:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (13)

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – годовой объем пассажирских перевозок соответственно до и после внедрения АСДУ-ГПТ, тыс.пасс.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – прибыль от перевозок до внедрения системы, тыс.руб.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – себестоимость перевозки одного пассажира, соответственно до и после внедрения АСДУ, руб.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – цена одного пассажиро-часа, руб.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – средние затраты времени пассажира на ожидание транспортного средства до и после внедрения АСДУ, час.

Таким образом, первое слагаемое формулы – это годовой прирост прибыли получаемый за счет роста объема пассажирских перевозок, второе слагаемое – годовой прирост прибыли за счет снижения транспортных издержек, а третье слагаемое – денежный эквивалент экономии суммарных затрат времени пассажиров на ожидание.

Годовой объем перевозок пассажиров соответственно до и после внедрения АСДУ-ГПТ ( Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ) можно определить по фор-мулам:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (14)

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (15)

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – количество календарных дней в году; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – количество транспортных единиц (ПЕ) на маршрутах города; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – коэффициенты выпуска ПЕ на линию, соответственно до и после внедрения системы; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – средняя продолжительность работы ПЕ на линии (время в наряде), час.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru –номинальная вместимость ПЕ, пасс.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru –коэффициенты использования вместимости, соответственно до и после внедрения системы; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – коэффициент использования пробега; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – средняя эксплуатационная скорость ПЕ, соответственно до и после внедрения системы, км/ч; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – средняя дальность поездки пассажира, соответственно до и после внедрения системы, км.

Рассмотрим основные эксплуатационные показатели.

Эксплуатационная скорость ( Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ). При неизменном коэффициенте выпуска автомобилей увеличение эксплуатационной скорости может произойти за счет сокращения непроизводительных простоев на линии, имеющих место из-за отсутствия информации о работе подвижного состава. Обследование работы автомобилей, подконтрольных автоматизированной системе диспетчерского управления, в ряде городов показало, что данное мероприятие приводит к сокращению непроизводительного простоя, а, следовательно, к повышению эксплуатационной скорости до 13,5%.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru км/ч

Коэффициент выпуска ПЕ на линию ( Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ) равен отношению автомобиледней нахождения подвижного состава в эксплуатации ( Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ) к общему числу автомобиле-дней ( Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ) пребывания его в транспортном предприятии (ТП):

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (16)

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (17)

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – дни простоя подвижного состава в ремонте; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – дни простоя по другим причинам (выходные и праздничные дни, периоды бездорожья, дни нетрудоспособности водителей и пр.).

Таким образом, Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru .Идеальный вариант, когда Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru = 1. В этом случае весь подвижной состав ТП в работе, и дней простоя нет. Другим крайним случаем является плохой вариант, когда Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru =0 и весь подвижной состав ТП находится в парке и на линии не работает. При внедрении АСДУ-ГПТ ожидается, снижение величины простоя автомобилей в ремонте и обслуживании, в результате чего коэффициент выпуска автобусов на линию увеличится на 1%, следовательно Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru

Коэффициенты использования пробега ( Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ) и вместимости автобуса (γ). Коэффициент использования пробега равен отношению производительного пробега, пробега с пассажирами ( Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ), к общему пробегу ( Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ).

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (18)

Таким образом, Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru .. Идеально, когда Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru =1. В этом случае Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru = Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru и непроизводительного пробега подвижного состава на линии нет. Другим крайним случаем является плохой вари-ант, когда Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru =0 и подвижной состав ТП на линии пассажиров не перевозит.

Величина повышения коэффициента использования пробега определяется с помощью следующей эмпирической формулы, построенной на основании изучения существующего опыта использования радиосвязи для диспетчерского руководства:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (19)

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru

Изменение коэффициента использования пробега как основного эксплуатационного показателя характерно для грузовых и таксомоторных перевозок. Для автобусных перевозок этот показатель какого-либо существенного влияния на экономический эффект не оказывает. Для них необходимо определить приращение коэффициента использования вместимости γ. Возможное приращение коэффициента γ выражается следующей эмпирической зависимостью, также построенной на основании изучения существующего опыта:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (20)

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru

Указанная зависимость обладает нелинейным характером, и значение ожидаемого прироста коэффициента Δγ резко убывает с приближением γ к единице.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (21)

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru

Следует отметить, что максимальное значение коэффициента использования вместимости автобуса γ=1 определяется в значительной мере условно и зависит от многих факторов (наличия достаточного парка автобусов, их конструктивные особенности и т.д.).

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru пасс/год.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru пасс/год.

Создание АСДУ-ГПТ, улучшая качество транспортного обслуживания пассажиров за счет организации регулярности движения, сокращает затраты времени пассажиров на ожидание автобусов и способствует дополнительному притоку пассажиров, едущих на короткие расстояния. При выполнении курсового проекта предполагается, что при регулярном движении подвижного состава на маршрутах средние затраты времени одного пассажира на ожидание транспортной единицы ( Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ) составляют:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (22)

где, J–интервал движения транспортной единицы (ПЕ), ч.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ч.

При нарушении регулярности движения подвижного состава на маршрутах средние затраты времени одного пассажира на ожидание транспортной единицы ( Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ) составляют:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (23)

где, Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru –средне квадратичное отклонение ПЕ от интервала движения, ч.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ч.

Экономия сокращения времени ожидания автобусов пассажирами в результате внедрения АСДУ определяется с помощью следующей методики.

Экономия от сокращения затрат времени ожидания:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , (24)

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – денежное выражение затрат времени пассажира на ожидание маршрутизированного транспортного средства, руб./пасс-ч.

Величина Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru определяется следующим образом:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru ,руб./пасс-ч. (25)

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб./пасс-ч.

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – среднемесячная величина дохода, приходящаяся на одного человека (среднемесячная зарплата), руб.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – часовой фонд календарного месяца, 720 ч; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – месячный фонд рабочего времени, 174,6 ч; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – месячный фонд времени отдыха, 300 ч.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб.

В основу этой методики положен следующий принцип: человек не может тратить на транспортные передвижения 24 часа в сутки. Часть этого времени тратится на работу (8 ч). Часть оставшегося времени не может быть использована для совершения транспортных поездок – это время, связанное с отдыхом, приготовлением и принятием пищи (8 ч сон +2 ч проч.). Всё остальное время человек может тратить по собственному усмотрению. Например, посещение театров, кино, парков и т.д., т.е. это время потраченное людьми по своему выбору. А время, теряемое на ожидание в результате нерегулярной работы транспорта, является потраченным, безусловно, напрасно.

Себестоимость перевозки одного пассажира до и после внедрения АСДУ-ГПТ можно рассчитать по следующей формуле:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , руб. (26)

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – затраты на одну поездку пассажира на среднюю дальность поездки, руб.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – средняя вместимость ПЕ, пасс.; γ – коэффициент использования вместимости.

Эксплуатационные затраты определяются по формуле:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , руб. (27)

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – постоянные затраты, руб.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – переменные затраты, руб.

Для упрощения расчетов величины затрат на электроэнергию (горючее), смазочные и прочие эксплуатационные материалы, на восстановление и ремонт шин, текущее обслуживание и эксплуатационный ремонт, амортизацию на капремонт и восстановление можно определить по формуле:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , руб. (28)

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – сумма затрат на один километр пробега, руб./км.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб.

Постоянные затраты на одну поездку пассажира могут быть определены по следующей формуле:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , руб. (29)

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – сумма постоянных расходов на один автомобиле-час работы подвижного состава, руб./ч.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru 495* Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб.

Экономия от сокращения административно-управленческого персонала:

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , руб. (30)

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – количество высвободившихся линейных диспетчеров, чел.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – заработная плата одного диспетчера за месяц, руб.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб.

Прибыль от перевозок пассажиров до внедрения АСДУ-ГТП (после не вычисляем):

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru , руб. (31)

где: Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – тариф на поездку пассажира в общественном транспорте, руб.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – себестоимость перевозки одного пассажира на среднюю дальность до внедрения, руб./пасс.км.; Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru – годовой объем перевозок пассажиров до внедрения АСДУ-ГТП.

Определение экономической эффективности АСДУ-ГПТ - student2.ru руб.


Наши рекомендации