Основы управления мотоциклом
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ.
Запустите и прогрейте двигатель согласно п.8 «Запуск двигателя». Снимите мотоцикл с центральной подставки и, держась за рукоятки руля двумя руками, сядьте на седло. Опираясь правой ногой о поверхность дорожного полотна, поставьте левую ногу на подножку водителя.
ВНИМАНИЕ! Прежде чем начать движение, убедитесь, что не создадите помех другим участникам дорожного движения и включите левый указатель поворота.
Нажмите левой рукой на рычаг сцепления и включите первую передачу, плавно, но энергично нажав левой ногой на педаль переключения передач вниз. Поворачивая рукоятку управления дросселем на себя, плавно отпуская рычаг сцепления, начинайте движение и постепенно набирайте скорость.
ВНИМАНИЕ! Резкий поворот рукоятки управления дросселем и слишком быстрое отпускание рычага сцепления может служить причиной рывка, пробуксовки и даже переворота мотоцикла. Будьте особенно осторожны при начале движения и разгоне на мокрой, скользкой дороге.
Набрав достаточную скорость, одновременно повернув рукоятку управления дросселем от себя и энергично нажав на рычаг сцепления, включите вторую передачу, нажав носком ноги на педаль переключения передач вверх. В процессе дальнейшего набора скорости последовательно переключайте передачи аналогичным образом, вплоть до высшей, 5-й передачи. Номер включенной передачи высвечивается соответствующим индикатором на панели приборов. Переключение с высшей передачи на низшую осуществляется в противоположном направлении.
ВНИМАНИЕ! Будьте внимательны при переключении передач, выбирайте передачу, соответствующую скорости движения мотоцикла
РЕГУЛИРОВКА СКОРОСТИ
Скорость мотоцикла регулируется поворотом рукоятки управления дросселем: поворот на себя - ускорение (вращать медленно), поворот от себя (или отпускание)- замедление.
ВНИМАНИЕ! Избегайте резких манипуляций с рукояткой управления дросселем, особенно при прохождении поворотов и при движении по скользкой дороге.
ТОРМОЖЕНИЕ
Во избежание возникновения аварийных ситуаций, связанных с резким торможением, заблаговременно снижайте скорость при приближении к препятствию или месту остановки. Рекомендуется осуществлять торможение посредством совместного использования переднего и заднего тормозов. Для торможения поверните рукоятку управления дросселем от себя до упора и нажмите на рычаг переднего тормоза и педаль заднего тормоза, соизмеряя усилие нажатия с необходимым темпом замедления мотоцикла. Помните, что резкое торможение может привести к блокировке колес, заносу и падению мотоцикла.
ВНИМАНИЕ! Будьте особенно осторожны при движении по мокрой, скользкой дороге, так как в этом случае резко возрастает тормозной путь и вероятность возникновения заноса из-за ухудшения сцепления шин мотоцикла с дорожным полотном. Кроме того, снижается эффективность тормозов из-за увлажнения тормозных колодок.
ОСТАНОВКА И СТОЯНКА
Включите заблаговременно указатель поворота, чтобы предупредить других участников движения о своем намерении остановиться. Торможение осуществляйте в соответствии с рекомендациями, изложенными в пункте «торможение». После полной остановки мотоцикла заглушите двигатель, повернув ключ зажигания в положение.
ВНИМАНИЕ! Не выключайте зажигание во время движения мотоцикла, т.к. в этом случае произойдет размыкание электрических цепей, что может привести к аварии.
Поставьте мотоцикл на центральную подставку. Убедитесь, что не создаете помехи движению транспорта. Заприте замок руля для предотвращения возможной кражи.
ВНИМАНИЕ! Не оставляйте мотоцикл на склоне или рыхлой поверхности; он может упасть.
Обкатка мотоцикла
Надежность, безотказная и долговечная работа мотоцикла зависят от начального периода эксплуатации. Во время обкатки происходит приработка рабочих поверхностей деталей и узлов.
Продолжительность обкатки мотоцикла установлена - 1600 км. При обкатке выполняйте следующие требования: необходимо менять число оборотов двигателя и не давать работать двигателю на постоянной скорости длительное время, не перегружать двигатель, избегать езды по тяжелым дорогам.
Рекомендуемые пределы по открытию дроссельной заслонки двигателя и максимальной скорости движения в период обкатки.
Пробег | Предел открытия дроссельной заслонки | Максимальные обороты двигателя |
Первые 800 км | 60% | не свыше 5000 об/мин. |
800-1600 км | 80% | не свыше 7500 об/мин. |
Свыше 1600 км | 100% | не свыше 8500 км/час |
ВНИМАНИЕ! Вовремя выполненное техническое обслуживание обеспечит оптимальную работоспособность двигателя.
Техническое обслуживание
Периодичность технического обслуживания в гарантийный и послегарантийный период.
Операции | 1000км(ТО-1) | 4000км(ТО-2) | 8000км(ТО-3) | 12000км(ТО-4) |
Аккумулятор | Проверка | Проверка | Проверка | Проверка |
Предохранитель | Проверка | Проверка | Проверка | Проверка |
Свеча зажигания | Очистка | Очистка, регулировка | Замена | Очистка, регулировка |
Моторное масло | Замена | Замена | Замена через 3000 км | |
Масляный фильтр | Очистка | Очистка | Очистка | Очистка |
Зазоры клапанов | Регулировка | Проверка, регулировка | Проверка, регулировка | Проверка, регулировка |
Сцепление | Проверка | Проверка, регулировка | Проверка, регулировка | Проверка, регулировка |
Тормоза | Регулировка | Регулировка | Контроль износа накладок тормозных колодок, регулировка | Контроль износа накладок тормозных колодок, регулировка |
Топливный шланг | Проверка | Проверка | Проверка | Проверка |
Воздушный фильтр | Промывка | Промывка | Промывка | Промывка |
Карбюратор | Проверка | Проверка | Проверка | Проверка |
Цепь | Регулировка натяжения через 1000 км | |||
Шины | Проверка | Проверка | Проверка | Проверка |
Подшипники рулевой колонки | Проверка | Проверка, регулировка | Проверка, регулировка, смазка | Проверка, регулировка |
Крепеж | Подтяжка | Подтяжка | Подтяжка | Подтяжка |
Техническое обслуживание мотоцикла выполняйте в соответствии с таблицей.
ВНИМАНИЕ! После завершения периода обкатки и прохождения ТО-1,ТО-2, ТО-3 и ТО-4 в дальнейшем рекомендуем выполнять работы в объеме ТО-3 с интервалом пробега 4000 км.
Если ваш мотоцикл эксплуатируется в тяжелых условиях (длительная работа на полной мощности или эксплуатация на пыльных дорогах), некоторые виды обслуживания, для повышения надежности работы, следует выполнять чаще.
АККУМУЛЯТОР
Двигатель мотоцикла оснащен электронной бесконтактной системой зажигания, для функционирования которой не требуется внешний источник питания, т.е. двигатель можно запустить при разряженном аккумуляторе и даже без него. Однако для нормальной работы приборов светотехники и сигнализации необходимо наличие заряженного аккумулятора, который расположен под правой декоративной крышкой. Для обеспечения доступа к аккумулятору вытяните крепежные выступы крышки из обрезиненных гнезд (в верхних углах крышки) и, не допуская чрезмерных изгибающих усилий, аккуратно снимите крышку, приподняв ее вверх с установочного выступа. Уход за аккумулятором заключается в поддержании в норме уровня электролита (между верхней и нижней метками на боковой стенке корпуса) и плотности электролита, которая должна составлять 1,25. ..1,27 г/см3 при полном заряде аккумулятора. Номинальное напряжение аккумулятора 12 В., емкость - 7 А.ч. При напряжении менее 11,5 В запуск двигателя рекомендуется осуществлять кик-стартером.
ВНИМАНИЕ! Не допускайте длительного хранения аккумулятора в разряженном состоянии, т.к. это резко снижает срок его службы и может привести к преждевременному выходу его из строя.
В случае длительного перерыва в эксплуатации мотоцикла отключайте клемму «-» от бортовой сети и периодически подзаряжайте аккумулятор постоянным током не более 0,7А.
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ
Плавкий предохранитель защищает электрическую схему от короткого замыкания. Он установлен в капсулу, расположенную рядом с аккумулятором, крышка которой служит пеналом для хранения запасного предохранителя. При отсутствии напряжения в электрической сети проверьте исправность предохранителя. Если предохранитель вышел из строя, замените его на аналогичный (ток 10А). Следите за чистотой контактных поверхностей предохранителя.
СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ
ВНИМАНИЕ! Во время работы двигателя свеча и другие его части нагреваются до высоких температур, поэтому, во избежание получения ожогов, дайте двигателю охладиться, прежде чем приступить к демонтажу свечи.
На двигателе мотоцикла установлена свеча зажигания SX D 8 RTC. Заменяйте свечу только на аналогичную.
ВНИМАНИЕ! При демонтаже свечи не допускайте попадания грязи и посторонних предметов через свечное отверстие внутрь цилиндра.
Очистку свечи от нагара производите после пробега первых 1000, 4000км, и далее с интервалом 4000км. Для этого выверните ее из свечного отверстия головки цилиндра, очистите от твердых частиц нагара и промойте растворите лем или чистым бензином. Прежде, чем установить свечу на место проконтролируйте зазор между ее электродами, который должен составлять 0,6..0,8 мм. Регулировку зазора осуществляйте подгибанием бокового электрода.
МОТОРНОЕ МАСЛО