Спас-Клепики - Гришино (23 км) - Ольгино (20 км)- Деулино (22 км).

Пра - одна из красивейших рек средней полосы России, пригодных для водных походов, протекает по живописной территории Мещерской низменности, берет свое начало из Великих озер рядом с городком Спас Клепиики и впадает в Оку в тридцати километрах выше города Касимова.

Спас-Клепики - Гришино (23 км) - Ольгино (20 км)- Деулино (22 км). - student2.ru

Начинать сплав по реке Пре удобно в Спас Клепиках, куда можно добраться автобусом с автовокзала возле метро Щелковская. Конечный пункт назначения автобусов, проходящих через Клепики это Касимов.

Заброска-Выброска:

Либо ехать рейсовым автобусом рано утром 7-го или вечером 6-го, т.е. надо ехать на Щелковскую выяснять что по автобусам и покупать билет с багажом, либо заказывать персональный автобус.

Из Деулино (конечная точка) - только заказной автобус в Москву, другого варианта нет

В Спас Клепиках место стапеля в пятидесяти метрах от автостанции. Очень часто к туристам подходит некий представитель Национального Парка "Мещерский" и требует оплатить сбор за прохождение маршрута, который колеблется в зависимости от его настроения. Помните- плата за посещение национального парка "Мещерский" действительно существует(Пра протекает именно по этой территории), но исключительно в виде фиксированной суммы. В 2005 году она составляла 50 рублей с человека.

"+" и "-" этого маршрута:

плюсы: недалеко от Москвы, говорят симпатишные места, не длинный сам по себе маршрут

минусы: спокойная совсем речка, часть реки населена и посещается туристами, есть вероятность встретить ГИМС или еще что-то из коллекции "контролирующих органов"

Участок от Спас Клепиков до деревни Борисово самый неинтересный на Пре. Правый берег на этом участке представляет собой заросли кустарника или высокой травы, за которыми простираются заливные луга и болота. По левому берегу кусты чередуются с полянами и пляжиками, обильно посещаемыми жителями окрестных населенных пунктов.

Мост между деревнями Борисово и Макарово стал серьезным препятствием для многих неопытных байдарочников. По рассказам местных жителей возле его деревянных свай находится много разного туристского добра. Несколько пролетов моста легко проходимы, но основная сложность здесь в усиливающемся течении, которое тащит прямо на сваи. Пра в этом месте глубокая, конструкции моста небезопасны, поэтому осторожность не помешает. Оверкиль у этого моста возможен, если экипаж долго думает, в какой пролет проходить и пытается резко повернуть уже перед самой сваей. Имеющие опыт походов по категорийным речкам однозначно пройдут этот мост без проблем. После Макарово Пра течет по более симпатичной ровной местности с редкими молодыми соснами и березками. Здесь обрывистые берега невысоки и возможны экстренные стоянки(дрова придется поискать). Небольшой лесной участок после деревни Подгорье(Мельница) быстро сменяется зарослями трав и кустов по берегам и только через некоторое время после промелькнувшего по левому берегу Взвоза к берегам приближаются сосновые леса. Появляются первые удобные и оборудованные стоянки. На участке до Заводской слободы стоянки по правому берегу исключительно байдарочные, а вот по левому берегу все стоянки здесь активно используются для автопикников. После легко проходимого бетонного моста на левом берегу рядом с домами отличный пляж. Самый интересный и красивый участок Пры приблизительной протяженностью в 40-45 километров протянулся от Заводской Слободы до деревни Деулино.

Если вы ограниченны во времени и решили начать сплав не в Клепиках, а на пляже Заводской слободы, то до этого населенного пункта можно добраться только местным бомбилой от автостанции Спас Клепиков(там к приходу автобусов они почти всегда стоят и ждут клиентов). Локальных рейсовых автобусов в этих краях нет. Название "Заводская Слобода" существует исключительно на карте и среди туристов. Водителю надо обясънить, что ехать надо в Гришино к бетонному мосту. Две деревни практически срослись, одна переходит в другую и видимо поэтому в Клепиках никто Заводскую Слободу не знает. За 100-150 метров до моста нужно повернуть налево и песчанная дорога через деревню приведет к пляжу- месту стапеля, можно встать на воду и в 200 метрах правее моста(после мостика через протоку, за 50 метров до бетонного моста съехать с насыпи направо).

Многолетнее знакомство с Прой однако приводит к выводу, что если нет времени сплавляться от Клепиков, то оптимальнее всего вставать на воду в районе вышеупомянутой деревни Макарово. Переехав реку на правый берег по также упоминавшемуся мосту, надо практически сразу повернуть налево в Макарово, проехать через всю деревню и вы попадете на травянистый пляжик, удобный для стапеля. В принципе организовать стапель можно и в самой деревне рядом с мостом.

Хороших оборудованных стоянок здесь хватает на всех, поскольку к половине из них в принципе нет подъезда на автомобиле. Часто встречаются отмели и пляжи различных размеров. Берега Пры в этих местах покрыты красивейшими сосновыми лесами. Исключение- несколько километров лиственого чернолесья после знаменитой стоянки "Идолы". От Слободы до Деулино вам попадутся три завала, из них два старых и непроходимых- перед Горками и перед Лесохимом и один новый-непосредственно в Горках рядом с мостом( сам мост проходим в левом пролете, но за 15-20 метров до него в воде лежат несколько деревьев, положение которых регулируется ежегодным весенним половодьем- в 2005 году обнос был неизбежен, в 2006 можно было пройти). Если вы решили не заканчиваить маршрут в Деулино, а продолжить сплав до последнего населенного пункта на Пре под названием Брыкин Бор, то вам скорее всего придется обносить и мост в Деулино. Летом 2005 года он был проходим, но если к веткам и мусору между его свай в очередное половодье добавится несколько бревен, то обнос станет неизбежен. На пути к Брыкиному Бору возможны еще 2 обноса.

Антистапель в Деулино возможен на правом берегу в 50-100 метрах не доходя до моста.

Еще, кратенько : После некоторых колебаний автор решил ограничить рекомендуемый для путешествия участок Пры ее верховьем. Дело в том, что ниже Деулино сосновые боры постепенно вытесняются дубравами, которые, в свою очередь, уступают место лугам, нередко заболоченным. В нижнем течении на десятки километров левый берег реки занят Окским заповедником, и, в довершение всего, по Оке придется пройти до Касимова (а это более 100 км), чтобы можно было уехать в Москву или Рязань поездом либо автобусом. Итак, путешествие по Пре начинается в Спас-Клепиках, куда из Москвы или Рязани можно приехать автобусом. От автостанции до реки 200 м. Пepвые километры Пра течет в луговых берегах, и лишь после села Взвоз начинаются леса. Река, ширина которой не превышает, как правило, 20 - 25 м, тихо струится среди песчаных откосов и отмелей мимо величественных сосновых боров. Препятствий на реке, кроме коряг, а также низкосидящих и наплавных мостков у некоторых сел, нет. Несколькими километрами ниже села Слобода у правобережной заводи следует сделать остановку, чтобы побродить по окрестным лесам и посетить живописные лесные озера Ленево, Шуя, Орсо; эти места описаны Паустовским в его очерке "Кордон 273" и других мещерских рассказах. Из Деулино через Солотчу, с ее знаменитым монастырем, ходят автобусы на Рязань.

Карта тута

Вариант 3

Реки Полометь и Пола

Маршрут - Москва - Старая Русса - "Лычково" - Полометь-Пола (сплав) - пос. Пола - Старая Русса - Москва (поезд или автобус)

Наши рекомендации