Основ безопасного поведения на дороге»
Образовательная программа
«Формирование у детей дошкольного возраста
Основ безопасного поведения на дороге»
Методическое пособие для педагогов ДОУ
Челябинск 2008
УДК 373.24.02
ББК 74.104
У 66
Образовательная программа: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге: Методическое пособие для педагогов ДОУ / Сост.: Киселёва Г.И., Яковлева Г.В. – Изд-во Марины Волковой-
Согласовано с инспектором ГИБДД Калининского района г. Челябинска Лапшиной Ж.В.
В данном методическом пособии предлагаются материалы образовательного учреждения № 440 г. Челябинска по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге: перспективное планирование работы с детьми по ПДД на учебный год с использованными современными педагогическими технологиями, конспекты проведения занятий и воспитательных мероприятий с детьми во всех возрастных группах детского сада.
Настоящее методическое пособие может быть использовано в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих систему работу по здоровьесбережению.
Рецензенты: Молчанов С.Г., зав. кафедрой педагогики и психологии ЧГПУ, докт. пед. наук, профессор
Васильева В.С. зав. кафедрой специальной педагогики и психологии ЧГПУ
Содержание:
1. Введение 4
2. Календарно-тематическое планирование во II младшей группе 6
3. Календарно-тематическое планирование в средней группе 14
4. Календарно-тематическое планирование в старшей группе 25
5. Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе 41
6. Приложение 62
Введение
Актуальность проблемы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге в настоящее время становится особенно ощутимой, определяется самой жизнью.
С каждым годом на дорогах города увеличивается транспортный поток. Каждый час на самых оживленных улицах города проходит около 6 тысяч автомобилей. По этим же дорогам за час проходит примерно 20-25 тысяч пешеходов.
Среди пешеходов много детей, как школьного, так и дошкольного возраста. Ребенка-дошкольника интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для жизни ситуации.
Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении, дать им основы безопасности на дороге. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как зачастую ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно самостоятельно.
Актуальность проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма возможно разрешить, выделив в образовательной работе с детьми дошкольного возраста следующие направления, являющиеся на наш взгляд, наиболее значимыми:
· Знакомство детей с основными правилами дорожного движения;
· Воспитание у детей дошкольного возраста культуры поведения на улице.
Современные образовательные программы, рекомендованные Министерством образования РФ, содержат минимум сведений для детей о правилах безопасного поведения на дороге. В настоящее время многие образовательные учреждения используют в своей работе методические рекомендации и наглядный материал по основам здоровьесбережения Р.Б. Стеркиной. именно эти материалы стали для нас отправной точкой для разработки Программы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.
В содержание нашей Программы заложен материал, знакомящий детей с № до 7 лет с дорожной азбукой, видами транспорта большого промышленного города, с особенностями поведения на дорогах города. Современные требования Концепции модернизации российского образования требуют от педагогов дошкольных образовательных учреждений новых подходов к организации образования растущей личности. Именно этим обусловлен наш выбор в использовании в образовательном процессе современных педагогических технологий при обучении детей правилам дорожного движения: моделирование различных видов транспортных средств, правил поведения водителей и пассажиров, пешеходов; использование кроссвордов, ребусов, логических задач, схем безопасных путей следования в школу и домой; особенно актуальными в настоящее время становятся современные информационные технологии, поэтому в образовательный процесс по обучению детей ПДД введен домашний детский компьютер с набором дискет, содержащих интересные задания для детей.
Программа состоит из введения и двух частей. В первой части определены основные направления развития системы работы по ПДД:
· система работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге;
· система взаимодействия с семьями воспитанников по разрешению проблемы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
· построение предметно-развивающей среды для организации образовательного процесса по обучению ПДД;
Во второй части представлено календарно-тематическое планирование системы работы по обучению детей разных возрастных групп правилам безопасного поведения на дороге.
В третьей части Программы представлен инструментарий для оценивания качества и уровня образованности детей дошкольного возраста по ПДД.
Данная Программа может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих весь спектр современных образовательных программ. Оценивание качества образованности детей осуществляется каждый квартал, итоги подводятся в середине и конце учебного года. Результаты данного мониторинга используются в организации индивидуальной коррекционной работы с теми детьми, освоение которыми Программы идет слабо.
Цель работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге:
Повышение эффективности работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге.
Задачи:
1.Формировать и закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах.
2. Формировать у детей навыки и привычки здорового образа жизни.
3. Воспитывать у детей познавательный интерес к проблемам дорожной азбуки, заинтересованное отношение к окружающему.
4. Развивать у детей умение логически мыслить, оформлять свои ответы в форме доказательства, развивать грамотную монологическую речь.
5. Воспитывать в детях юных пешеходов, владеющих дорожной азбукой и правилами безопасного поведения на дороге.
Что это такое?
(Светофор)
- Ребята, а как вы догадались, что это светофор? О каких глазах говориться в загадке?
- А поедем мы в гости к Светофору на машине.
- Дружно мы в машину сели, нашу песенку запели.
- А кто же у нас будет мотором?
- Дружно нужно нам собраться,
Мотор нужно заводить.
Кто мотором хочет быть?
Раз, два, три – мотором будешь ты!
Дети с воспитателем поют песню «В машине, в машине шофёр сидит…». Один из детей – «мотор».
- А вот и наш светофор. У него три окошечка:
«У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри.
Если в окошечке красный горит –
Стой! Не спеши! – он говорит.
Если вдруг жёлтое вспыхнет окошко -
Подожди, постой немножко.
Если в окошке зелёный горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт»
- Давайте поиграем со светофором в игру «Красный, жёлтый, зелёный»
Воспитатель включает магнитофон и предлагает послушать, что им хочет сказать Светофор.
«Ребята, внимание, внимание!
Я самый главный Светофор, приготовил вам сюрприз, - но его надо найти. Он лежит в грузовой машине.»
- Пойдёмте, быстрее, посмотрим, что же лежит в грузовике?!
В грузовой машите дети находят коробку с дорожными знаками: «Пешеходный переход» и «Подземный переход» на каждого ребёнка.
Проводится игра «Отгадай знак».
Воспитатель загадывает загадки о знаках, дети показывают соответствующий знак:
«Лишь там переходить положено,
Где на дороге зебра расположена»
«Безопасный путь ведёт
Нас в подземный переход»
- Теперь, ребята, мы знаем эти знаки и будем внимательными пешеходами. Правда? Вот я сейчас и проверю, какие вы внимательные.
Проводится игра: «Будь внимателен».
По сигналу светофора дети переходят дорогу по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора.
- Вот мы и побывали в гостях у Светофора. Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в машину, запевайте нашу песенку.
ИНСТРУКЦИЯ для эксперта
Уважаемый эксперт! Пользуясь предложенной экспертной картой оценивания образованности детей дошкольного возраста по ПДД, оцените степень выраженности каждой компетенции, перечень которых дан в столбце № 1 (бланк 2) и отметьте уровень соответствующим цветным кружком на бланке №3 напротив фамилии каждого ребенка по горизонтали.
Предложенные вопросы для обследования уровня образованности детей по ПДД (бланк №1) помогут Вам объективно оценить уровень образованности ребенка.
Бланк № 1
Образовательная программа
«Формирование у детей дошкольного возраста
основ безопасного поведения на дороге»
Методическое пособие для педагогов ДОУ
Челябинск 2008
УДК 373.24.02
ББК 74.104
У 66
Образовательная программа: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге: Методическое пособие для педагогов ДОУ / Сост.: Киселёва Г.И., Яковлева Г.В. – Изд-во Марины Волковой-
Согласовано с инспектором ГИБДД Калининского района г. Челябинска Лапшиной Ж.В.
В данном методическом пособии предлагаются материалы образовательного учреждения № 440 г. Челябинска по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге: перспективное планирование работы с детьми по ПДД на учебный год с использованными современными педагогическими технологиями, конспекты проведения занятий и воспитательных мероприятий с детьми во всех возрастных группах детского сада.
Настоящее методическое пособие может быть использовано в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих систему работу по здоровьесбережению.
Рецензенты: Молчанов С.Г., зав. кафедрой педагогики и психологии ЧГПУ, докт. пед. наук, профессор
Васильева В.С. зав. кафедрой специальной педагогики и психологии ЧГПУ
Содержание:
1. Введение 4
2. Календарно-тематическое планирование во II младшей группе 6
3. Календарно-тематическое планирование в средней группе 14
4. Календарно-тематическое планирование в старшей группе 25
5. Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе 41
6. Приложение 62
Введение
Актуальность проблемы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге в настоящее время становится особенно ощутимой, определяется самой жизнью.
С каждым годом на дорогах города увеличивается транспортный поток. Каждый час на самых оживленных улицах города проходит около 6 тысяч автомобилей. По этим же дорогам за час проходит примерно 20-25 тысяч пешеходов.
Среди пешеходов много детей, как школьного, так и дошкольного возраста. Ребенка-дошкольника интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для жизни ситуации.
Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении, дать им основы безопасности на дороге. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как зачастую ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно самостоятельно.
Актуальность проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма возможно разрешить, выделив в образовательной работе с детьми дошкольного возраста следующие направления, являющиеся на наш взгляд, наиболее значимыми:
· Знакомство детей с основными правилами дорожного движения;
· Воспитание у детей дошкольного возраста культуры поведения на улице.
Современные образовательные программы, рекомендованные Министерством образования РФ, содержат минимум сведений для детей о правилах безопасного поведения на дороге. В настоящее время многие образовательные учреждения используют в своей работе методические рекомендации и наглядный материал по основам здоровьесбережения Р.Б. Стеркиной. именно эти материалы стали для нас отправной точкой для разработки Программы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.
В содержание нашей Программы заложен материал, знакомящий детей с № до 7 лет с дорожной азбукой, видами транспорта большого промышленного города, с особенностями поведения на дорогах города. Современные требования Концепции модернизации российского образования требуют от педагогов дошкольных образовательных учреждений новых подходов к организации образования растущей личности. Именно этим обусловлен наш выбор в использовании в образовательном процессе современных педагогических технологий при обучении детей правилам дорожного движения: моделирование различных видов транспортных средств, правил поведения водителей и пассажиров, пешеходов; использование кроссвордов, ребусов, логических задач, схем безопасных путей следования в школу и домой; особенно актуальными в настоящее время становятся современные информационные технологии, поэтому в образовательный процесс по обучению детей ПДД введен домашний детский компьютер с набором дискет, содержащих интересные задания для детей.
Программа состоит из введения и двух частей. В первой части определены основные направления развития системы работы по ПДД:
· система работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге;
· система взаимодействия с семьями воспитанников по разрешению проблемы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
· построение предметно-развивающей среды для организации образовательного процесса по обучению ПДД;
Во второй части представлено календарно-тематическое планирование системы работы по обучению детей разных возрастных групп правилам безопасного поведения на дороге.
В третьей части Программы представлен инструментарий для оценивания качества и уровня образованности детей дошкольного возраста по ПДД.
Данная Программа может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих весь спектр современных образовательных программ. Оценивание качества образованности детей осуществляется каждый квартал, итоги подводятся в середине и конце учебного года. Результаты данного мониторинга используются в организации индивидуальной коррекционной работы с теми детьми, освоение которыми Программы идет слабо.
Цель работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге:
Повышение эффективности работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге.
Задачи:
1.Формировать и закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах.
2. Формировать у детей навыки и привычки здорового образа жизни.
3. Воспитывать у детей познавательный интерес к проблемам дорожной азбуки, заинтересованное отношение к окружающему.
4. Развивать у детей умение логически мыслить, оформлять свои ответы в форме доказательства, развивать грамотную монологическую речь.
5. Воспитывать в детях юных пешеходов, владеющих дорожной азбукой и правилами безопасного поведения на дороге.