Производственная структура грузовой станции
ЛЕКЦИЯ № 4
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ
Железнодорожная станция – пункт, который:
– разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки,
– обеспечивает функционирование инфраструктуры ж/д транспорта,
– имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по:
– приему, отправлению и обгону поездов;
– обслуживанию пассажиров;
– приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа,
– выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
(статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616));
Станции являются важнейшими линейными производственно-хозяйственными организациями, на которых осуществляется непосредственная связь железной дороги с населенными пунктами, промышленными пред- приятиями и агропромышленными комплексами.
На станциях начинается и заканчивается перевозочный процесс.
Станциям принадлежит важная роль и в организации информационно-управляющего обеспечения всего перевозочного процесса.
Для выполнения вышеперечисленной работы железнодорожная станция должна иметь
– соответствующее путевое развитие;
– технические устройства;
– обустройства для выполнения технологических операций;
– средства водоснабжения;
– освещения и энергоснабжения;
– противопожарной безопасности;
– сигнализации, централизации, блокировки и связи;
– информатизации и автоматизированного управления;
– восстановительные и пожарные поезда (на выделенных станциях).
Все операции, выполняемые на станциях можно разделить на:
– технические, – грузовые, – пассажирские, – коммерческие
К техническим операциям относятся:
– прием, отправление, обгон, скрещение и пропуск поездов всех категорий,
– маневровая работа (приц./отцепка, подачи/уборка вагонов и др.),
– сортировочная работа, формирование и расформирование поездов в соответствии с планом формирования для данной железнодорожной станции,
– техническое обслуживание составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов,
– смена локомотивов и локомотивных бригад,
– промывка/пропарка, экипировка вагонов, подготовка вагонов к погрузке.
К грузовым операциям относятся: сортировка, погрузка, выгрузка, подготовка вагонов к перевозке конкретного груза (дозирование, разравнивание, уплотнение, крепление и т.д.).
К коммерческим операциям относятся:
– прием груза к перевозке, взвешивание, хранение, выдача и переадресовка грузов,
– оформление перевозочных документов (плата),
– коммерческий осмотр составов поездов и устранение коммерческих неисправностей,
– пломбирование вагонов,
– транспортно-экспедиционное обслуживание.
К пассажирским операциям относятся: обслуживание пассажиров, прием, выдача, погрузка и выгрузка багажа и почты.
К пассажирским техническим операциям относятся: техническое обслуживание и экипировка пассажирских составов, отстой пассажирских составов, ремонт пассажирских вагонов, маневровая работа с пассажирскими составам и (вагонами).
Доминирующий по объему и (или) важности характер работы железнодорожной станции обозначает тип станции.
Железнодорожные станции по основному характеру работы могут быть отнесены к категориям:
– пассажирская, – грузовая, – техническая, – промежуточная.
Технические станции
К техническим станциямотносятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. Основное назначение технической железнодорожной станции состоит в выполнении технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения.
В зависимости от выполняемых технических операций технические станции подразделяются на: сортировочные, участковые, предпортовые.
Основное назначение сортировочной железнодорожной станции состоит в:
– сортировке вагонов и формировании из них поездов различных категорий в соответствии с планом формирования поездов,
– выполнении операций по пропуску транзитных поездов без переработки,
– техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов,
– смена локомотивов и локомотивных бригад.
На сортировочных станциях выполняются также грузовые и пассажирские операции, по объему и значимости не превосходящие основную работу.
Основное назначение участковой[1] железнодорожной станциисостоит в:
– смене локомотивов и локомотивных бригад,
– расформировании и формировании грузовых поездов (в основном участковых и сборных),
– техн. обслуживании и коммерческом осмотре составов поездов,
– выполнении грузовых и пассажирских операций в малом объёме.
Промежуточная[2] станцияпредназначена в основном для выполнения:
– технических операций по приему, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов,
– маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам, подаче и уборке вагонов на грузовые фронты,
– грузовых, коммерческих и пассажирских операций.
Железнодорожная станция, обеспечивающая работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с выполнением видов государственного контроля, оформлением передаточной ведомости и формированием необходимых сообщений ИВЦ дороги для ведения учета передачи и номерного наличия вагонного парка, является межгосударственной передаточной станцией.
_______________________________________________________________
Все работы по техническому обслуживанию грузовых вагонов в поездах выполняются на сортировочных и участковых станциях. Поезда, прибывающие на сортировочную станцию, можно разделить на две категории — подлежащие переформированию и транзитные.
Поезда, подлежащие переформированию, прибывают в парк приема, где производится технический осмотр вагонов с целью выявления неисправностей. В парке приема осмотрщики вагонов встречают поезд и осматривают его сначала на ходу. При этом выявляются те неисправности, которые заметны при движении (ползуны на колесах, неотпущенные тормоза, волочащиеся детали).
Головная группа осмотрщиков узнает у машиниста о работе тормозов и замеченных в пути неисправностях. После разъединения соединительных рукавов между локомотивом и первым вагоном и отхода локомотива оператор включает сигналы ограждения «запрещающий въезд» на данный путь и объявляет об этом по громкой связи. Начинается осмотр состава группами по два осмотрщика с каждой стороны. Одновременно слесари по отпуску тормозов проходят вдоль состава и выпускают воздух из тормозных цилиндров и запасных резервуаров. Выявленные неисправности размечают мелом. В том числе отмечаются вагоны, подлежащие отцепочному ремонту.
В парке приема устраняются только те неисправности, которые препятствуют расформированию состава и угрожают безопасности движения при роспуске.
Получив сообщение об окончании осмотра от всех групп, оператор выключает централизованное ограждение, сообщает об этом по громкой связи и докладывает дежурному по парку или маневровому диспетчеру о готовности состава к роспуску с горки.
В сортировочном парке осмотрщики контролируют скорости соударения вагонов (не более 5 км/ч), скорости наезда отцепов на башмак (не более 16 км/ч), а также разницу высоты сцепления автосцепок (не более 100 мм). Здесь же выявляются вагоны, поврежденные при сортировке, и оформляются актом формы ВУ-25.
После формирования состава перед его подачей из сортировочного парка в парк отправления дежурный по станции сообщает оператору ПТО номер пути, количество вагонов в составе, номера головного и хвостового вагонов и время отправления поезда.
В парке отправления осмотрщики встречают и осматривают поезд сходу. После его остановки и отцепки маневрового локомотива оператор ПТО включает ограждение и объявляет о начале работ.
В парке отправления производится контрольно-технический осмотр и устраняются все неисправности, обнаруженные в парках прибытия, сортировочном и отправления. Производится полное опробование тормозов от станционных устройств или от поездного локомотива. Если полное опробование тормозов производится от станционных устройств, то после прицепа локомотива производится сокращенное опробование тормозов.
Транзитные поезда прибывают в транзитный парк, где по прибытии выполняется технический осмотр и текущий ремонт. После этого транзитный поезд отправляется.
В транзитных парках прибывающие поезда осматривают сходу и затем обрабатывают по той же технологии, как и в парке отправления.
Транзитными без переработки называют вагоны, проходящие станцию в организованных поездах, имеющих стоянки для смены локомотивов или локомотивных бригад, технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов.
Транзитными с переработкой считаются вагоны, прибывающие в поездах, поступающих в расформирование, а также вагоны, отцепляемые от поездов по различным причинам.
К местным относятся вагоны, с которыми на данной станции производятся грузовые операции (погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка груза).
Грузовые станции
Железнодорожные пути необщего пользования – ж/д подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие ж/д подъездные пути к ж/д путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд
(статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");
Основное назначение грузовой железнодорожной станции состоит в выполнении грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами, связанных с:
– приемом к перевозке, взвешиванием, хранением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и выдачей грузов,
– переработкой контейнеров,
– оформлением перевозочных документов,
– формированием передаточных грузовых поездов и отправительских маршрутов,
– производством маневровой работы по подаче вагонов на погрузочно-выгрузочные фронты и их уборке,
– а также с другими техническими операциями.
При осуществлении перевозок, в зависимости от характера и требований к технологии выполнения грузовых операций, грузовые железнодорожные станции специализируются на:
– погрузочные – при массовой погрузке,
– выгрузочные – при массовой выгрузке,
– перегрузочные – при перегрузке с одного вида транспорта на другой.
Грузовые железнодорожные станции особой специализации:
– наливные железнодорожные станции, осуществляющие налив груза в цистерны.
– припортовые станции,осуществляющие непосредственное обслуживание морского или речного порта.
– перевалочные станции, осуществляющие перегрузку из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи.
- - - - оперативное взаимодействие
подчинение
Обязанности приемосдатчика
1 Производит списывание состава, сверяет данные, указанные в документах с данными на вагонах прибывших на станцию.
2 Проведение коммерческого осмотра прибывающих поездов и составов со специализированной вышки, при невозможности осмотра с вышки - проходом вдоль состава с двух сторон, а также с подъемом на платформу или кузов вагона. Передает информацию оператору ПТО о вагонах с коммерческими неисправностями, требующими устранения.
3 Уведомляет грузополучателей и грузоотправителей о подаче вагонов под погрузку-выгрузку, не менее чем за 2 часа до подачи, с записью в книге ГУ-2ВЦ.
4 Проверка правильности размещения и крепления груза, погруженного навалом или насыпью в соответствии с правилами размещения, крепления и перевозок грузов, а также прием к перевозке загруженных крытых вагонов.
5 Ведет книгу «Уведомления о завершения грузовой операции или возврате вагонов на выставочный путь» ф. ГУ-2а ВЦ.
6 Осматривает порожние вагоны после выгрузки, отвечает за полноту выгрузки и очистку вагонов грузополучателями.
7 Оформляет акты общей формы на задержку подачи порожних или груженых вагонов, на несохранные перевозки, грязные вагоны.
8 Участвует в проверке вагонов и грузов при наличии следов хищения.
9 Сверяет номера вагонов, тару, грузоподъемность; проверяет правильность оформления документов: проставление штемпелей опасности, написания массы груза, грузоподъемности, тары вагона, типа указанных весов, принадлежности страны собственника вагона, применения мер профилактики против смерзаемости и всех необходимых отметок. Заполняет вагонные листы.
10 Контроль и руководство работой подчиненных рабочих по приему, учету, хранению, маркировке и выдаче грузов, багажа и ручной клади.
11Накладывает запорно-пломбировочные устройства.
12 Контролирует своевременность проведения мероприятий по надзору и контролю за станционными весами и весовыми приборами грузоотправителей. Проводит контрольные взвешивания груженых вагонов на весах станции, согласно утвержденного плана.
13 Осуществление контроля за соблюдением рабочими техники безопасности и эффективного использования погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.
Приемосдатчик груза и багажа должен знать:
– Правила перевозок и порядок оформления документов на перевозку грузов и багажа;
– Правила погрузки и крепления, выгрузки грузов и багажа;
– Правила пломбирования вагонов и контейнеров, крепления закруток и маркировки грузов;
– Правила приема грузов и багажа к перевозке и выдаче их получателям;
– Правила техники безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ; инструкцию по перевозке негабаритных грузов;
– Устройство грузовой части вагонов различных типов и их технические данные;
– Требования к вагонам при перевозке различных грузов;
– Государственные стандарты на упаковку;
– Основные маршруты следования грузов и багажа, схему железных дорог;
– Правила хранения грузов и багажа;
– Порядок составления коммерческих актов и актов общей формы, заявок на составление коммерческих актов;
– Устав железных дорог;
– Инструкцию по технике безопасности и т.д.
Трудоустройство
1 На период практической подготовки кандидата на должность машиниста тепловоза, приказом начальника локомотивного депо кандидат в машинисты закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы в должности машиниста тепловоза не менее 3 лет на срок не менее 3 месяцев.
Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.
2 Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в машинисты проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию.
При наличии заключения психолога и положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку, положительной рекомендации машиниста-инструктора, кандидат допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо.
Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом.
3 При положительном результате испытаний машинист-инструктор, проводит с кандидатом в машинисты контрольно-инструкторские поездки (не менее одной поездки на каждое плечо обслуживания в обоих направлениях, 1 смены на маневровой работе).
После успешного выполнения контрольно-инструкторских поездок машинист-инструктор дает заключение о допуске к самостоятельному управлению тепловозом на конкретных участках и станциях.
4 Далее начальником эксплуатационного локомотивного депо проводится индивидуальное собеседование, по результатам которого издается приказ о назначении кандидата на должность машиниста тепловоза.
Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным. Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников, рекомендаций психолога и утверждается по представлению начальника локомотивного депо приказом заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству.
Обязанности машиниста
Машинист после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования локомотива.
Машинист тепловоза обязан:
– знать и точно выполнять ПТЭ, инструкции, нормативные акты Министерства транспорта РФ, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад;
– при приемке и сдаче локомотивов, а также во время стоянок в пути следования производить их техническое обслуживание.
– при ведении поезда и выполнении маневровой работы работники локомотивных бригад обязаны:
– не допускать юза и принимать меры к исключению боксования колесных пар,
– не допускать вождения поездов, скорость, масса и длина которых превышают нормы, установленные для данного участка и данной серии локомотива;
– выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемых участках и станциях;
– при выявлении неисправности на локомотиве или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время – к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов;
– не покидать кабину управления локомотивом.
– проходить в установленном порядке периодический и предрейсовый медицинский осмотр, инструктаж по безопасности движения поездов и технике безопасности;
Обо всех неисправностях локомотива, выявленных при их эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152.
Особая роль в оперативном управлении движением поездов и маневровой работе на станции отводится дежурному по станции (ДСП)
На начальника станционного технологического центра возлагаются руководство и контроль за исполнением операций в станционном технологическом центре (СТЦ): обработка поездной информации и перевозочных документов, контроль за правильной и своевременной обработкой документов, учетом вагонного парка и временем нахождения вагонов на станции.
Вообще, в любых организациях, выделяют несколько типов связей. Наиболее часто анализу подвергаются следующие пары связей: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные.
Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству этих связей можно судить о размере организации.
Горизонтальные связи – это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи и делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях. Горизонтальные связи создают ряд важных преимуществ. Они экономят время и повышают качество взаимодействия.
Еще одной парой связей, устанавливаемых в организации, являются линейные и функциональные связи.
Линейные связи – это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, т.е. связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания.
Природа функциональных связей – совещательная, и посредством этих связей реализуется информационное обеспечение координации.
Таким образом, связи обеспечивают целостную работу предприятия, объединяют все его звенья.
Для нормального функционирования П необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике, должны быть гибкими (авария, сбой), а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.
Таким образом, оптимальная организационная структура П является одним из условий эффективной его деятельности.
При этом, важно учитывать, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает. Отсюда руководители предприятия должны обладать высокими профессиональными навыками.
Для работников аппарата управления процесс труда представляет собой выполнение совокупности функций, к основным из которых следует отнести планирование, организацию, координацию, контроль, учет, анализ, регулирование. Они наделены и определенными правами, прежде всего, в части поощрения и наказания работников, находящихся в подчинении. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения сотрудников.
1.1.
ЛЕКЦИЯ № 4
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ
Железнодорожная станция – пункт, который:
– разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки,
– обеспечивает функционирование инфраструктуры ж/д транспорта,
– имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по:
– приему, отправлению и обгону поездов;
– обслуживанию пассажиров;
– приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа,
– выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
(статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616));
Станции являются важнейшими линейными производственно-хозяйственными организациями, на которых осуществляется непосредственная связь железной дороги с населенными пунктами, промышленными пред- приятиями и агропромышленными комплексами.
На станциях начинается и заканчивается перевозочный процесс.
Станциям принадлежит важная роль и в организации информационно-управляющего обеспечения всего перевозочного процесса.
Для выполнения вышеперечисленной работы железнодорожная станция должна иметь
– соответствующее путевое развитие;
– технические устройства;
– обустройства для выполнения технологических операций;
– средства водоснабжения;
– освещения и энергоснабжения;
– противопожарной безопасности;
– сигнализации, централизации, блокировки и связи;
– информатизации и автоматизированного управления;
– восстановительные и пожарные поезда (на выделенных станциях).
Все операции, выполняемые на станциях можно разделить на:
– технические, – грузовые, – пассажирские, – коммерческие
К техническим операциям относятся:
– прием, отправление, обгон, скрещение и пропуск поездов всех категорий,
– маневровая работа (приц./отцепка, подачи/уборка вагонов и др.),
– сортировочная работа, формирование и расформирование поездов в соответствии с планом формирования для данной железнодорожной станции,
– техническое обслуживание составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов,
– смена локомотивов и локомотивных бригад,
– промывка/пропарка, экипировка вагонов, подготовка вагонов к погрузке.
К грузовым операциям относятся: сортировка, погрузка, выгрузка, подготовка вагонов к перевозке конкретного груза (дозирование, разравнивание, уплотнение, крепление и т.д.).
К коммерческим операциям относятся:
– прием груза к перевозке, взвешивание, хранение, выдача и переадресовка грузов,
– оформление перевозочных документов (плата),
– коммерческий осмотр составов поездов и устранение коммерческих неисправностей,
– пломбирование вагонов,
– транспортно-экспедиционное обслуживание.
К пассажирским операциям относятся: обслуживание пассажиров, прием, выдача, погрузка и выгрузка багажа и почты.
К пассажирским техническим операциям относятся: техническое обслуживание и экипировка пассажирских составов, отстой пассажирских составов, ремонт пассажирских вагонов, маневровая работа с пассажирскими составам и (вагонами).
Доминирующий по объему и (или) важности характер работы железнодорожной станции обозначает тип станции.
Железнодорожные станции по основному характеру работы могут быть отнесены к категориям:
– пассажирская, – грузовая, – техническая, – промежуточная.