Виды несохранности грузов при перевозке. Естественная убыль грузов и ее нормирование. Способы обеспечения сохранности грузов.
Под несохранностью груза понимаются ухудшение или полная потеря качества, уменьшение массы или количества, а также пересортица, в результате которой груз уценивают до уровня более низкого сорта.
Различают следующие виды несохранности грузов: загрязнение, повреждение, потеря и пропажа груза.
Перевозка грузов без загрязнения означает сохранение чистоты перевозимого груза в соответствии с установленными требованиями. Данный вид несохранности используется при перевозке различных видов грузов, изменение чистоты которых после транспортировки влияет на эффективность их использования по назначению или на возможность дальнейшего применения.
Перевозка грузов без повреждений означает их пригодность к использованию по назначению после перевозки. Данный вид несохранности используется при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения, которая после транспортировки должна находиться в исправном или работоспособном состоянии.
Перевозка грузов без потерь означает сдачу грузов в конечных пунктах их владельцам без претензий к массе груза и возмещения ущерба. Данный вид несохранности используется при перевозке наливных, насыпных и навалочных грузов, которые могут изменять свою массу в процессе транспортировки.
Перевозка грузов без пропажи означает сохранение количества грузовых мест одинаковым в начале перевозки и после её завершения. Данный вид несохранности используется при перевозке генеральных грузов.
В качестве нормативных показателей для оценки сохранности перевозимых грузов используются: допустимый процент посторонних примесей в грузе – для перевозок без загрязнения; норма естественной убыли– для выполнения перевозок без потерь.
Уменьшение массы груза под воздействием естественных причин в условиях соблюдения технологического процесса перевозки называется естественной убылью груза. Нормы естественной убыли грузов устанавливают тогда, когда предотвратить естественную убыль не удаётся либо экономически нерационально. Норма естественной убыли, то есть предельно допустимая разница (в процентах) массы груза в пункте погрузки и выгрузки устанавливает на основании анализа средних значений потерь данного вида груза при нормальных условиях перевозки. Перечень грузов, подверженных убыли и нормы, утверждается в централизованном порядке на каждом виде транспорта.
Величина естественной убыли грузов зависит от многих факторов: транспортной характеристики груза, защитных свойств тары, числа перегрузок за время перевозки, дальности перевозки, времени года, вида транспорта и др. Каждый вид груза подвержен влиянию одного или нескольких факторов.
Потери груза списывают в пределах норм, если фактические потери превышают норму, и по размеру фактических потерь, если они меньше нормы. Процент фактических потерь , рассчитывается как отношение суммарных потерь при перевозке к массе груза при его приёме к перевозке , где – масса груза, определённая в пункте отправления; – масса груза, определённая в пункте назначения. Для гигроскопических грузов и грузов с нормируемой влажностью изменение массы рассчитывают с учётом влажности груза.
Нормы естественной убыли грузов не применяются при перевозке грузов в герметичной упаковке (запаянной, залитой сургучом, смолой), жидких в стеклянной упаковке, гигроскопических. Помимо этого нормы убыли не применяются в случаях, когда причиной недостачи массы являются грубые нарушения перевозчика при обеспечении сохранности грузов (хищение, повреждение тары и т.п).
Способы обеспечения максимальной сохранности грузов:
Чтобы гарантировать максимальную сохранность груза при приемлемой скорости доставки и стоимости услуги, организация процесса должна выполняется поэтапно с серьезной подготовкой каждой стадии:
· предварительный расчет допустимых способов упаковки, вариантов погрузки и транспортировки;
· разработка оптимальной схемы доставки и погрузки;
· оптимизация размещения предметов внутри выбранного транспортного средства;
· разгрузка доставленных товаров в месте назначения.
Также необходимо предварительно рассчитать:
· виды и способы упаковки единицы продукции;
· схемы размещения товаров на паллетах;
· схемы погрузки в выбранные транспортные средства;
· способы крепления упакованных товаров внутри транспортного средства.
· разработка графика транспортировки грузов грамотными специалистами;
• подбор индивидуального маршрута в зависимости от номенклатуры грузов, их особенностей;
• грамотный подбор транспорта для перевозки товаров;
• наличие у транспортной компании услуги страхования грузов.
Основы логистики