Транспортная классификация внутренних водных путей
В соответствии с Европейским соглашением об основных внутренних водных путях международного значения, водные пути Единой глубоководной системы европейской части России по своим параметрам отнесены к наивысшему классу внутренних водных путей. Они непосредственно связаны с важнейшими морскими бассейнами и транснациональными железными дорогами и автомагистралями. Это создает благоприятные условия для привлечения международных транзитных грузов и формирования сбалансированной по техническим и экономическим параметрам межконтинентальной Евро-Азиатской транспортной системы с использованием водного транспорта.
Роль речного флота в транспортной системе страны определяется протяженностью внутренних водных путей и возможностями их использования для судоходства. Выбор транспортного флота осуществляется на основе технико-экономических расчетов, и зависит, с одной стороны, от экономических показателей работы флота, с другой – от характеристик водных путей. В качестве транспортно-гидрологических показателей, отражающих влияние характеристик пути на использование провозной способности эксплуатируемого флота, приняты:
- грузоподъемность и габариты наибольших судов; минимальные гарантированные и средненавигационные глубины на судовом ходу;
- ширина и радиус закруглений судового хода;
- допустимые эксплуатационные скорости течения и длительность навигации;
- для шлюзов – габариты камер и время шлюзования.
Действующие классификации внутренних водных путей решают три основные задачи:
- создание условий для унификации типов транспортного флота;
- создание условий для обеспечения безопасности судоходства;
- нормирование габаритов подмостовых судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях.
Классификация внутренних водных путей с целью унификации типов транспортного флота исходит из того, что оптимальные габариты судового хода для разных рек могут привести к множеству размеров судов и повлечь за собой неоправданную их многотипность. Это приводит к увеличению строительной стоимости, расходов на ремонт, эксплуатационных расходов и невозможности использовать типовые конструкции и оборудование судоходных сооружений.
Во избежание неоправданного разнообразия габаритов судовых ходов, судоходных сооружений и габаритов транспортных судов все внутренние водные пути разделены на классы. Считается, что при такой классификации технико-экономическое обоснование габаритов для данного водного пути сводится к выбору габаритов одного из этих классов.
Классификация внутренних водных путей в зависимости от глубины судового хода приведена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Основные характеристики водных путей
и транспортного грузового флота, в метрах
Класс водного пути (участка) | Глубина судового хода на перспективу | Расчетные ширина/ длина состава | Расчетная надводная высота судна | |||
гарантированная | средненавигационная | судового | плотового | |||
I – сверхмагистральные | Св. 3,2 | Св. 3,4 | 36/220 | 110/830 | 15,2 | |
или | или | |||||
29/280 | 75/950 | |||||
II – то же | Св. 2,5 до 3,2 | Св. 2,9 до 3,4 | 36/220 | 75/950 | 13,7 | |
III – магистральные | Св. 1,9 до 2,5 | Св. 2,3 до 2,9 | 21/180 | 75/680 | 12, | |
IV – то же | Св. 1,5 до 1,9 | Св. 1,7 до 2,3 | 16/160 | 50/590 | 10,4 | |
V – местного значения | Св. 1,1 до 1,5 | Св. 1,3 до 1,7 | 16/160 | 50/590 | 9,6 | |
VI – то же | Св. 0,7 до 1,1 | Св. 0,9 до 1,3 | 14/140 | 30/470 | 9,0 | |
VII – то же | 0,7 и менее | От 0,6 до 0,9 | 10/100 | 20/300 | 6,6 |
Для каждого класса водного пути наряду с судоходными глубинами нормируются величины радиуса закругления и ширины судового хода, от которых также в значительной степени зависят условия безопасного судоходства.
Минимальная густота движения на 1 км пути для приведенной классификации твердо не установлена. Ориентировочно, она равна для сверхмагистралей – 500-16000 тыс. т-км, для магистралей – 150÷2500 т. т-км, для путей местного значения V класса – 50÷500 тыс. т-км, и для путей местного значения VII класса, т.е. малых рек, менее 100 тыс. т-км.
В зависимости от роли внутренних водных путей в обеспечении хозяйственных связей между экономическими регионами, водные пути подразделяются на следующие виды сообщения:
- федеральные – главнейшие сверхмагистрали;
- межрайонные – обеспечивающие транспортные связи между крупными экономическими регионами;
- внутрирайонные – пути местного значения, обеспечивающие перевозки на коротких расстояниях внутри экономических районов;
- подъездные пути – малые реки, позволяющие выходить судам на пути высшего класса.
В соответствии с классификацией, которая объединяет задачи обеспечения безопасности судоходства и унификации транспортного флота, внутренние водные пути в зависимости от ветроволнового режима подразделяются на 4 разряда – «М», «О», «Р», «Л». В основу этого деления положены максимальные значения высоты и длины волн, повторяющихся в течение навигационного периода.
Кроме деления внутренних водных путей на классы, принято классифицировать пути в зависимости от интенсивности судоходства и требований, предъявляемых к составу и качеству навигационного оборудования судовых ходов. Данная классификация связана с обеспечением безопасности судоходства. При этом все водные пути разделены на четыре группы.
Совокупность всех видов работ, проводимых на внутренних водных путях с целью создания, поддержания и улучшения условий, необходимых для судоходства, называется путевыми работами. К ним относятся такие мероприятия, как дноуглубление (землечерпание) и выправление русел рек, берегоукрепление, руслоочищение, траление, а также навигационное оборудование водных путей.