Государственный природный заказник «Покровский».
Основные источники негативного антропогенного воздействия на территорию заказника:
1. Существующие:
а) самодеятельная рекреация – нарушение почвенно-растительного покрова, группа факторов беспокойства для диких животных, загрязнение и засорение;
б) самодеятельное возведение некапитальных сооружений (временных построек, компостных ям);
в) загрязнение и замусоривание территорий в краевых частях заказника;
г) заезд автомобилей и иных моторных транспортных средств и их перемещение по территории заказника вне дорог общего пользования, включая легкие моторные средства типа – фактор беспокойства для животных, нарушение почвенно-растительного покрова, в том числе – в местах произрастания венериного башмачка настоящего;
д) прекращение сенокошения на лесных полянах;
е) сбор и изъятие из природы дикорастущих растений.
2. Потенциальные:
а) любое строительство, прокладка дорог и иных коммуникаций.
б) возрастание рекреационного воздействия.
Режим особой охраны:
1. Разрешенные виды деятельности:
а) охрана, защита и воспроизводство лесов в соответствии с их целевым назначением (защитные леса) и категорией защитных лесов;
б) выборочные санитарные рубки в период с 1 декабря по 28 февраля;
в) разрубка, расчистка квартальных, граничных просек и просек линий электропередачи;
г) сбор грибов и ягод;
д) ручное сенокошение на лесных полянах;
е) эксплуатация, ремонт и реконструкция существующих линий электропередачи, линий связи, трубопроводов и других существующих коммуникаций и инженерных объектов (за исключением стихийных грунтовых дорог);
ж) пешие прогулки отдыхающих;
з) лыжные прогулки отдыхающих.
2. Запрещенные виды деятельности:
а) любое строительство, прокладка дорог (кроме лесохозяйственных и противопожарных дорог вне мест произрастания охраняемых в заказнике видов растений) и других коммуникаций, возведение некапитальных построек (беседок, пунктов хранения инвентаря), установка временных сооружений (кроме временных сооружений лесохозяйственного назначения вне мест произрастания охраняемых в заказнике растений);
б) любые рубки, кроме разрешенных согласно подпунктам «б» и «в» пункта 1 раздела 11 «Режим особой охраны заказника»;
в) любые рубки и вывоз древесины в период с 1 марта по 30 ноября;
г) организация туристических станций, туристических троп и трасс;
д) проведение культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований, физкультурно-спортивных фестивалей и тренировочных сборов;
е) осуществление благоустройства (размещение дорожно-тропиночной сети, скамей, навесов от дождя);
ж) возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений;
з) разведение костров;
и) прослушивание аудиоустройств без наушников;
к) проведение осушительной мелиорации;
л) разведка и добыча полезных ископаемых;
м) взрывные работы;
н) виды деятельности, которые могут привести к загрязнению территории, в том числе:
проведение авиационно-химических работ;
применение химических средств борьбы с вредителями (за исключением феромонных ловушек), болезнями растений, сорняками и малоценными породами деревьев и кустарников;
складирование ядохимикатов, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, навоза и мусора;
захламление и замусоривание территории;
о) заезд на территорию заказника и перемещение по ней с использованием моторных транспортных средств (за исключением проезда по существующим лесным дорогам к дачным участкам, расположенным на юго-западном углу квартала 59 в полосе отвода Октябрьской железной дороги, а также кроме транспорта и спецтранспорта при необходимости его использования для природоохранного патрулирования, ведения лесного хозяйства, для поддержания правопорядка, пожаротушения, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения жизни людей);
п) устройство палов растительности;
р) сбор дикорастущих растений, являющихся объектами охраны в заказнике, их выкапывание и пересаживание.
Мероприятия, необходимые для обеспечения функционирования заказника:
Для обеспечения функционирования заказника необходимо осуществление следующих мероприятий:
а) оповещение всех заинтересованных лиц о режиме особой охраны и границах заказника;
б) вынесение на местность границ заказника путем установки информационных аншлагов;
в) сбор мусора с территорий заказника и его вывоз;
г) ликвидация временных построек, компостных ям, и других стихийно организованных некапитальных сооружений в западной части Участка № 2;
д) огораживание грунтовых дорог, проложенных непосредственно по местам произрастания охраняемых в заказнике растений на Участке № 2, прочными заграждениями по обеим сторонам от проезжей части дорог: с сохранением растущих по обочинам охраняемых растений. Огораживанию подлежат участки дорог № 5, 6 и 13 (указаны на схеме в приложении № 2 к Положению);
е) научная разработка и практическая реализация мероприятий по повышению численности венериного башмачка настоящего в заказнике;
ж) проведение сенокошения на лесных полянах;
з) контроль за соблюдением режима особой охраны заказника.
Проектные предложения
В соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 № 106/5, на территории городского поселения Клин к 2020 г. планируется создание государственного природного заказника «Саньковский».
Заказник представляет из себя лесные массивы и восстанавливающиеся водно-болотные угодья, типичные для Клинско-Дмитровской гряды. Место обитания серого журавля.
С целью сохранения природного наследия, ограничения негативного воздействия на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов на региональном уровне в составе Схемы территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 № 517/23, предложено расширение сети действующих особо охраняемых природных территорий за счет объединения их в непрерывную сеть природных экологических территорий.
Эта система является экологическим каркасом Московской области, обеспечивающим непрерывность ее природного пространства с целью поддержания экологического баланса на региональном уровне.
В соответствии с Законом Московской области № 36/2007–ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области», образование системы особо охраняемых природных территорий областного значения, в том числе природных экологических территорий, для создания необходимых условий сохранения, восстановления, реабилитации и использования природных территорий Московской области предусматривается на основе выполнения следующих условий:
- сохранения форм и масштабов природопользования, при которых сформировалась предлагаемая к охране территория;
- сохранения природных ландшафтов (лесных, луговых, долинных), традиционного сельскохозяйственного использования, естественной структуры лесных массивов, входящих в состав особо охраняемых природных территорий (ярусность, мозаичность, видовой состав);
- исключения промышленной эксплуатации природных ресурсов (заготовка древесины, разработка полезных ископаемых, использование подземных и поверхностных вод, сбор растительного сырья);
- сведения к минимуму случаев дробления лесных массивов линейными транспортными и инженерными коммуникациями (за исключением обоснованных случаев, когда другие варианты их размещения невозможны), всех видов рубок, за исключением санитарных;
- ограничения хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях областного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области;
- создания, сохранения и восстановления непрерывности природного пространства с транзитными функциями, обеспечивающими миграционные процессы животных.
Разработка конкретных режимов хозяйственного использования территорий, отнесенных к планируемым природным экологическим территориям Московской области, должна выполняться организациями, специализирующимися в области лесного, охотничьего хозяйства и проектирования особо охраняемых территорий. При этом следует учитывать сложившиеся условия, к которым адаптированы существующие ценные природные комплексы. На основании статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», общественные некоммерческие объединения имеют право оказывать содействие уполномоченным органам в разработке, установлении и поддержании требуемых режимов охраны планируемых природных экологических территорий.
Ограничение хозяйственной деятельности на территории, отнесенной к планируемым экологическим территориям регионального значения, должно привести к постепенному возрождению луговых, болотных и лесных экосистем, будет способствовать снижению пожароопасности хвойных лесов и позволит более эффективно использовать природно-рекреационный потенциал Московской области.
Границы планируемых ООПТ были уточнены при «Подготовке изменений в Схему территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития, в том числе с учётом обеспечения согласованного развития Москвы и Московской области» в составе мероприятий государственной программы Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2014–2018 годы». Всем планируемым ООПТ был присвоен предполагаемый охранный статус (категория) в соответствии с Законом Московской области от 23 июля 2003 г. N 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
В итоге, по результатам данной корректировки, в пределах городского поселения Клин предполагается создание четырёх планируемых ООПТ:
1. Государственный природный заказник «Москворецко-Волжский».
2. Пространственный экологический комплекс, соединяющий государственный природный заказник «Леса Истринского участкового лесничества» и природно-исторический комплекс «Окрестности д. Тараканово Солнечногорского района, д. Кульпино Дмитровского района».
3. Пространственный экологический комплекс, соединяющий государственный природный заказник «Москворецко-Волжский» и государственный природный заказник «Еловые леса Воронинского участкового лесничества».
4. Природно-исторический комплекс «Окрестности г. Клина». Природно-историческими комплексами являются территории, имеющие природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное и эстетическое значение и содержащие комплексы и объекты природного и антропогенного происхождения.
Суммарно все существующие и планируемые особо охраняемые природные территории областного значения будут занимать площадь около 12,44 тыс. га или порядка 24 % площади городского поселения Клин.