Основные технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава автомобильного транспорта.
Погрузо-разгрузочные пункты, их классификация и определение пропускной способности.
Погрузочно-разгрузочные пункты (ПРП) — это объекты, на которых производятся погрузочно-разгрузочные работы и оформление документов на перевозку грузов.
В состав ПРПвходят:
- подъездные пути и площадки для маневрирования;
- складские помещения;
- весовые устройства;
- служебные и бытовые помещения;
- средства механизации ПРР — погрузочно-разгрузочные машины и механизмы (ПРМ);
- средства оперативной связи.
В зависимости от обслуживаемого объекта ПРП делятся на постоянные и временные.
Временные ПРПорганизуются для обслуживания объектов строительства, при уборке урожая и т.д.
Постоянные ПРПразличают по назначению:
- грузовые автостанции (терминалы) непосредственно задействованы в технологической цепочке доставки груза автотранспортом и, как правило, принадлежат АТО или транспортно-экспедиторским фирмам;
- грузовые дворы железнодорожных станций обеспечивают передачу грузов между железнодорожным и автомобильным транспортом;
- порты морского и речного транспорта являются сложными перегрузочными комплексами, обеспечивающими передачу грузов между несколькими видами транспорта;
- ГОП и ГПП промышленных организаций представляют собой склады готовой продукции или сырья и, как правило, оснащены стационарными ПРМ;
- ГПП торговли и организаций бытового обслуживания рассчитаны на принятие небольших объемов груза и не оборудованы ПРМ.
Для рациональной организации погрузо-разгрузочных работ необходимо:
- правильно рассчитать производительность погрузо-разгрузочных машин или механизмов;
- определить необходимое число рабочих и механизмов, занятых на погрузо-разгрузочных или складских работах;
- согласовать работу погрузо-разгрузочных механизмов с задействованными автотранспортными средствами.
Пропускная способность – это максимальное число подвижного состава (Ма) или груза (Мт), которое может быть погружено и разгружено в единицу времени (час, смену, год и т.д.). Этот показатель зависит от пропускной способности поста и их количества.
Пропускная способность поста может быть определена из следующих зависимостей:
Ма = 1/(tтqγηн); Мт = 1/(tтηн),
tт – время погрузки или разгрузки 1 т груза;
qγ – количество груза за каждую ездку;
ηн – коэффициент неравномерности прибытия подвижного состава.
Коэффициент неравномерности ηн учитывает отклонения от расчётного графика прибытия подвижного состава под погрузку и разгрузку и может быть рассчитан по формуле:
ηн = 1 + ∑(tотк)/(netп(р)).
Производительность поста составит:
Qп = МаТн, единиц подвижного состава;
Qп = МтТн, т.
Число постов, необходимых для переработки заданного количества груза:
Nп = Qctтqнγηн/Tн.
Условием равномерной работы погрузо-разгрузочного пункта является равенство его ритма работы и интервала прибытия автотранспортных средств. Ритм работы погрузо-разгрузочного пункта рассчитывается по формуле
Rп = tп(р)ηн/Nп,
а интервал движения автотранспортных средств
Iа = tо/Аэ.
Число постов, необходимых для бесперебойного обслуживания прибывающих под погрузку или разгрузку автотранспортных средств:
Nп = Аэtп(р)ηн/to.
учитывая, что tп(р) = tтqнγ, получаем Аэ = Nпtо/(qнγtтηн).
Основные технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава автомобильного транспорта.
Технико-эксплуатационные показатели |
парк транспортных средств и его использование |
грузоподъемность ТС и ее использование |
время работы ТС и его использование |
пробег ТС и степень его использования |
скорость ТС |
- количество ТС; - коэффициент технической готовности; - коэффициент выпуска; |
- время на линии; - время в наряде; - время на маршруте; - время движения; - время в простое; - время на погрузку-разгрузку; - время оборота. |
- техническая; - эксплуатационная. |
- номинальная; - фактическая; - коэффициент статистического использования грузоподъемности; - коэффициент динамического использования грузоподъемности. |
- длина ездки; - пробег с грузом; - пробег без груза; - нулевой; - длина маршрута; - коэффициент использования пробега. |
Технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта – это техническая готовность подвижного состава, выпуск его на линию и использование на перевозках, продолжительность его работы. Данные показатели необходимы для планирования и анализа работы автотранспортного предприятия, учета работы подвижного состава, отчетности и оценки деятельности предприятия.
Условно эти показатели можно разделить на две группы:
1. Показатели, характеризующие степень использования подвижного состава: коэффициенты технической готовности, использования автотранспорта, грузоподъемности, пробега; средние расстояния ездки; средние расстояния перевозки; время простоя под погрузкой и разгрузкой; технические и эксплуатационные скорости.
2. Показатели результатов работы подвижного состава: количество поездок, общее расстояние перевозки, объем перевозок, транспортная работа.
Готовность автомобилей к выполнению перевозок и выпуск их на линию характеризуются коэффициентами:
- коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют по формуле:
- коэффициент технической готовности;
- количество автомобиле-дней нахождения автомобилей в технически исправном состоянии;
- количество автомобиле-дней пребывания автомобилей в автотранспортном предприятии.
- коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяется по формуле:
- коэффициент выпуска подвижного состава;
- количество автомобиле-дней нахождения автомобилей в эксплуатации (в работе);
- количество автомобиле-дней пребывания автомобилей в автотранспортном предприятии.
- коэффициент выпуска на линию грузовых автомобилей при пятидневной рабочей неделе:
- количество автомобиле-дней нахождения автомобилей в эксплуатации в рабочие дни;
- количество автомобиле-дней пребывания автомобилей в автотранспортном предприятии в те же рабочие дни.
Для повышения коэффициентов технической готовности и выпуска подвижного состава на линию необходимы регулярное и качественное выполнение технического обслуживания, внедрение агрегатного метода ремонта автомобилей, хорошо налаженное материально-техническое снабжение и эксплуатационные материалы высокого качества.
Время пребывания автомобиля в наряде - продолжительность работы на линии, исчисляется с момента выхода автомобиля из автотранспортного предприятия до момента его возвращения, исключая время отдыха водителя. Время пребывания в наряде слагается из времени движения и времени планируемых простоев для погрузки и выгрузки грузов (посадки и высадки пассажиров) и по техническим надобностям.
Техническая скорость движения автомобиля определяется делением пробега автомобиля в километрах за данный период на время движения в часах.
Эксплуатационная скорость движения автомобиля определяется делением пробега автомобиля в километрах на время пребывания автомобиля в наряде. Эта скорость тем выше, чем выше техническая скорость и чем меньше простои на линии.
Общим пробег - расстояние в километрах, проходимое автомобилем. Общий пробег грузового автомобиля складывается из пробега с грузом, пробега без груза и нулевого пробега.
Нулевой пробег - пробег автомобиля из автотранспортного предприятия в пункт первой погрузки и из пункта последней разгрузки на автотранспортное предприятие, а также заезды на заправку топливом, техническое обслуживание и текущий ремонт.
Коэффициент использования пробега определяют делением пробега с грузом или пассажирами на общий пробег. Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочно-разгрузочных пунктов и организации работы на линии.
Коэффициент использования пробега повышают путем улучшения организации диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.
Коэффициент статического использования грузоподъемности равен отношению количества перевезенного груза к количеству груза, которое может быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобиля (автопоезда).
В практике применяют коэффициент динамического использования грузоподъемности, определяя его делением фактического количества тонно-километров на количество тонно-километров, возможное при полном использовании грузоподъемности автомобиля.
Коэффициент использования грузоподъемности может быть повышен путем правильного подбора автомобилей для перевозки соответствующих грузов, приспособления кузова к роду груза (например, наращивание бортов при перевозке легковесных грузов), приспособления тары и упаковки к условиям перевозки, группировки сборных и мелких грузов в партии.
За каждую ездку один автомобиль перевозит количество груза, равное qγ, где q— грузоподъемность автомобиля (автопоезда),т; γ— коэффициент использования грузоподъемности.
Количество грузов, перевозимых одним автомобилем (автопоездом) за рабочий день, в тоннах
Q=qγzе
zе - количество ездок с грузом.
Транспортная работа Р, выраженная в тонно-километрах, равна
Р = Lβqγ
L - общий пробег автомобиля (автопоезда) за рабочий день, км;
β - коэффициент использования пробега;
q - грузоподъемность автомобиля, г;
γ - коэффициент использования грузоподъемности.
Производительность автомобиля - количество перевезенного груза в тоннах или количество выполненных тонно-километров в единицу времени.
Как следует из приведенных выше формул для Q и Р, производительность грузового автомобиля может быть повышена:
- увеличением коэффициентов использования пробега и грузоподъемности; широким применением прицепов;
- увеличением среднесуточного пробега автомобиля, зависящего от технической скорости движения и времени простоя под погрузкой и разгрузкой.
Наиболее эффективным путем повышения производительности автомобиля является применение прицепов и автомобилей большой грузоподъемности, повышение коэффициентов использования пробега и грузоподъемности, а также сокращение времени простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой, особенно при малых расстояниях перевозок.