Назначение, устройство, основные характеристики приборов рабочей тормозной системы автомобиля ВАЗ – 2115.
Автомобиль Skoda Octavia оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной (рис. 1122). Первая, оснащая гидравлическим приводом, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке. Рабочая система тормозов Шкода Октавия двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой - левого переднего и правого заднего.
Рис. 1122. Расположение элементов тормозов Шкода Октавия:
1 - тормозной механизм переднего колеса; 2 - шланги тормозных механизмов передних колес; 3 - трубопровод тормозного механизма правого переднего колеса; 4 - гидроэлектронный блок ABS; 5 главный тормозной цилиндр; 6 - бачок главного тормозного цилиндра; 7 - вакуумный усилитель; 8 - рычаг привода стояночного тормоза; 9 - тросы (передний и задние) привода стояночного тормоза; 10 - шланги тормозных механизмов задних колес; 11 - трубопровод тормозного механизма правого заднего колеса; 12 - тормозной механизм заднего колеса; 13 - трубопровод тормозного механизма левого заднего колеса; 14 - педаль тормоза; 15 - трубопровод тормозного механизма левого переднего колеса.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется другой контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
В гидравлический привод включены главный тормозной цилиндр 6 (рис. 1123), вакуумный усилитель 5, гидроэлектронный блок антиблокировочной системы тормозов, тормозные механизмы передних и задних колес вместе с рабочими цилиндрами, трубопроводы.
Стояночная тормозная система оснащена тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, с автоматической регулировкой зазора между тормозными колодками 2 (рис. 1124) и тормозным диском 7. Внутренняя колодка прикреплена фиксаторами к рабочему тормозному цилиндру Наружная колодка крепится фиксаторами к скобе 1.
Рис. 1123. Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем:
1 - бачок главного тормозного цилиндра; 2 - пробка бачка с датчиком уровня тормозной жидкости; 3 - колодка жгута проводов датчика уровня тормозной жидкости; 4 - штуцер подключения питающего шланга гидропривода сцепления (в вариантном исполнении); 5 - вакуумный усилитель; 6 - главный тормозной цилиндр; 7 - датчик включения стоп-сигнала (с октября 2005 года); 8 - трубопровод высокого давления; 9 - вакуумный шланг.
В полости колесного цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском, поверхность которого защищена щитом тормоза. При торможении поршень под действием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, силой реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом сила прижатия колодок оказывается одинаковой. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки - между колодками и диском образуется небольшой зазор.
Главный тормозной цилиндр с рис. 1122 типа «тандем» гидравлического привода тормозов Шкода Октавия состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Первая камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, вторая - с левым передним и правым задним.
Рис. 1124. Тормозной механизм переднего колеса:
1 - скоба; 2 - тормозные колодки; 3 - клапан выпуска воздуха; 4 - крышка болта направляющей суппорта; 5 - тормозной шланг; б - наконечник тормозного шланга; 7 - тормозной диск.
Рис. 1125. Тормоза Шкода Октавия заднего колеса:
1 - щиток; 2 - тормозной диск; 3 - направляющая тормозных колодок; 4 - суппорт тормозного механизма; 5,9 - защитные чехлы направляющих пальцев; 6 - трубопровод; 7 - трос привода стояночного тормоза; 8 - тормозной шланг; 10 - тормозная колодка
При нарушении функции одного тормозного контура в рабочем состоянии остается второй контур и автомобиль сохраняет тормозную способность примерно на 50%. В этом случае удлиняется ход педали тоже примерно на 50%. Оставшийся контур обеспечивает безопасное торможение автомобиля.
Бачок 6 (см. рис. 1122) установлен на главный цилиндр через резиновые соединительные втулки. Внутренняя полость бачка разделена перегородкой на три отсека. Два отсека питают две камеры главного цилиндра, а третий - гидропривод выключения сцепления (в вариантном исполнении).
При нажатии на педаль тормоза порции главного цилиндра начинают перемещаться рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются и начинается вытеснение тормозной жидкости.
Датчик уровня тормозной жидкости установлен в пробке бачка. При падении уровня жидкости ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигнальная лампа неисправного состояния тормозной системы.
Вакуумный усилитель расположен между механизмом педали и главным тормозным цилиндром. При торможении за счет разрежения во впускном коллекторе двигателя усилитель через шток и поршень первой камеру главного цилиндра создает дополнительное усилие, пропорциональное усилию, приложенному к педали.
Тормозные механизмы задних колес (рис. 1125) дисковые, с автоматической регулировкой зазора. Тормозные колодки приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром. Оптимальный зазор между диском и колодками поддерживается по том же принципу, что и у тормозов Шкода Октавия передних колес.
Рабочие тормозные механизмы задних колес совмещены с механизмами стояночного тормоза.
Вакуумный электронасос устанавливают на автомобили с бензиновыми двигателями, соответствующими нормам выброса вредных веществ Евро-4, и автоматическими коробками передач. Вакуумный насос обеспечивает зффективное действие вакуумного усилителя тормозного привода. На автомобилях с этим силовым агрегатом после холодного пуска двигателя и при включенной передаче с выжатой педалью тормоза дроссельная заслонка открыта настолько, что во впускном трубопроводе создается относительно небольшое разрежение. Причинами открытия дроссельной заслонки являются необходимое для выполнения норм выброса вредных веществ Евро-4 ускорение разогрева каталитического нейтрализатора после холодного пуска двигателя и преодоление сопротивления гидротрансформатора при указанных выше условиях. Вакуумный электронасос включается приблизительно на одну-две секунды после каждого пуска двигателя.
При включении насоса электродвигатель вращает вал с ротором, в результате чего центробежные силы прижимают подвижные лопасти к рабочей поверхности корпуса насоса и уплотняют заключенные между ними «меры. При этом заключенный между лопастями и поверхностью статора воздух перемещается от впускного канала, к которому подключен вакуумный усилитель тормозного привода, к выпускному каналу. В результате эксцентрического положения вала ротора уменьшается объем камер и соответственно сжатие засасываемого воздуха.
Стояночный тормоз, приводимый в действие механически, состоит из рычага, установленного на основании кузова между передними сиденьями, переднего троса с регулировочным устройством и уравнителем, к которому присоединены два задних троса, и разжимных рычагов, установленных в тормозных механизмах задних колес.
Стояночный тормоз Шкода Октавия не требует особого ухода. При текущем ремонте проверьте степень износа зубьев сектора и собачки. Чрезмерно изношенные детали замените.
При обнаружении обрыва тросов их нужно заменить новыми.
Тормозная система, в которую входит в том числе, передний тормозной механизм,постоянно испытывает серьёзные нагрузки. Это повышает вероятность аварии, ведь детали и внутренние механизмы, такие, как задний тормозной механизм,выходят из строя быстрее. Потому возникает необходимость в проведении такой процедуры, как диагностика.