Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития таможенной инфраструктуры в российской Арктике.
Введение
Для устойчивого развития экономики российской Арктики необходимо опережающее развитие арктической транспортной системы. Эта система должна обеспечить надежные транспортные связи, нормальные условия жизнедеятельности на северных территориях России, ускоренное освоение месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа, развитие арктического транзита.
Приоритетным направлением в Арктике определено развитие транспортной инфраструктуры, которая позволит интегрировать субъекты РФ Арктической зоны в единую транспортную систему и в экономическое пространство страны. Развитие таможенного контроля транспортного потока через Арктическую зону зависит от развитости инфраструктуры пунктов пропуска и близлежащих территорий.
Основными проблемами российской Арктики являются ее суровые климатические условия, слабо развитая транспортная инфраструктура, нехватка квалифицированного рабочего персонала.
Актуальным является развитие таможенной инфраструктуры в российской Арктике так как, За полярным кругом располагается более 20% территории России. В настоящее время в районах Крайнего Севера добывается 95% газа, 75% нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов. Одну треть Северного Ледовитого океана занимает шельф арктических морей России.
В береговой зоне и на шельфе этих морей сосредоточены огромные запасы природных ресурсов (газ, нефть, цветные металлы). Нефтегазовый потенциал оценивается в объеме более 100 млрд тонн – 30% мировых запасов нефти и газа. В целом российский Север – это мощный резерв развития России в XXI веке. Сегодня Арктика является объектом пристального внимания государства, и на нее возлагаются большие надежды.
Данные обстоятельства обусловили актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом работы является таможня в российской Арктике
Предметом работы является формирование и развитие инфраструктуры таможни в российской Арктике
Целью исследования дипломной работы является изучение таможенной инфраструктуры в российской Арктике.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи дипломного исследования:
- изучить специфику стратегического развития регионов российской Арктики;
- рассмотреть нормативно-правовую базу развития Арктической зоны России;
- выяснить особенности таможенной инфраструктуры в России;
- провести анализ таможенной инфраструктуры в российской Арктике;
- определить мероприятия для формирования и развития таможни в российской Арктике.
Теоретическая база исследования дипломной работы включает в себя труды ведущих специалистов в области развития Арктической зоны России.
Методологическая основа исследования включает различные методы научного познания: анализ, синтез, системно-структурный и сравнительно-правовой метод.
Нормативную основу исследования составили международные соглашения и договоры, в том числе и заключенные государствами-членами Таможенного союза; Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой научное исследование, состоящее из:
˗ введения, содержащего обоснования актуальности, цели и задачи исследования;
˗ первой главы, в рамках которой представлены теоретические основы понятия таможенной инфраструктуры российской Арктики;
˗ второй главы, в которой отражен анализ таможенной инфраструктуры в российской Арктике;
˗ третьей главы, в которой содержится комплекс мероприятий по формированию и развитию инфраструктуры российской Арктики;
˗ заключения, содержащего основные выводы исследования;
˗ библиографического списка;
˗ приложений.
Глава 2. Анализ развития таможенной инфраструктуры в российской Арктике
Глава 3. Основные предложения по формированию и развитию инфраструктуры в российской Арктике.
Заключение
Товарообмен между странами реализуется через особые учреждения - таможни и таможенные посты, материальной основой которых является таможенная инфраструктура, представляющая совокупность служебных помещений, складов, средств связи и обработки информации, другие технические средства и т.п. Низкий уровень технической и технологической оснащенности таможенной системы, ее необеспеченность функциональными средствами таможенного хранения резко снижают уровень и качество обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, ее эффективность. Поэтому неслучайно, что таможенные органы заинтересованы в создании таможенной инфраструктуры (склады временного хранения, формирование института таможенных представителей и т.д.), за счет частного капитала путем передачи части своих полномочий участникам внешнеторговой деятельности. В российских условиях это потребовало разработки новой концепции, раскрывающей роль инфраструктурной компоненты в системе внешнеторговой деятельности страны.
Концепция предполагает создание на пограничных переходах специальных объектов таможенной инфраструктуры, характеризующихся рядом особенностей, требующих новых подходов к их регулированию. Среди них важнейшими являются: разнообразие отношений собственности на эти объекты, что усложняет обработку таможенных грузов; сложности, связанные с тем, что за пределами России остались наиболее оснащенные объекты таможенной инфраструктуры, необходимость унификации таможенных складов по обеим сторонам границы; важность осуществления эффективного таможенного контроля при бесперебойном транспортном сообщении, что требует создания дополнительного путевого хозяйства и специальной таможенной инфраструктуры к нему и т.п. и т.д. Несовершенство таможенной инфраструктуры входит в противоречие с возрастающей сложностью и разнообразием задач внешнеэкономической деятельности. Оно отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания ее участников, вызывает проблемы в выполнении заданий по наполнению доходной части госбюджета, ведет к потере бюджетных средств; создает предпосылки для нарушения таможенных правил и увеличения числа преступлений. В то же время проведенный анализ свидетельствует о недооценке в современных российских условиях роли таможенной инфраструктуры в повышении экономической эффективности внешнеэкономической деятельности (недостаток капитальных вложений, моральное и физическое постарение основных фондов, низкие оплаты труда работников).
Развитие таможенной инфраструктуры ограничивается недофинансированием. В результате, возникает необходимость поиска альтернативных способов решения проблем, связанных с выгодами, затратами, потерями, рисками. Между тем, до настоящего времени таможенная инфраструктура не получила самостоятельного значения как комплексная подсистема таможенной службы ни в планировании, ни в проектировании, ни в финансировании, ни в отчетности. Не наблюдается единого подхода к определению понятия «объекты таможенной инфраструктуры», их составу и номенклатуре.
Сбалансированное, пропорциональное развитие элементов таможенной инфраструктуры оказывает существенное влияние на эффективность деятельности таможенных органов. Таможенная инфраструктура создает и обеспечивает не только жизненно важные условия для основной таможенной деятельности, она создает «свою долю дохода» в экономической деятельности таможенной системы в целом. Это проявляется в том, что она, во-первых, участвует в качестве инструмента в системе таможенных сборов и таможенных платежей (технические средства фискально-экономической деятельности). Во-вторых, - в качестве определенного элемента технологическою процесса (компьютеризация, связь, транспорт). В-третьих, таможенная инфраструктура является необходимым материальным условием хранения и обслуживания таможенной деятельности (ангары, навесы, досмотровые ямы и т.д.).
Необходимо более интенсивное развитие таможенной инфраструктуры в российской Арктике, оно будет способствовать скорейшему развитию этого региона. Привлечение квалифицированных кадров, совершенствование таможенных постов будет благоприятно сказываться на скорости грузопотоков, росту экономики страны и укреплению международных связей.
Введение
Для устойчивого развития экономики российской Арктики необходимо опережающее развитие арктической транспортной системы. Эта система должна обеспечить надежные транспортные связи, нормальные условия жизнедеятельности на северных территориях России, ускоренное освоение месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа, развитие арктического транзита.
Приоритетным направлением в Арктике определено развитие транспортной инфраструктуры, которая позволит интегрировать субъекты РФ Арктической зоны в единую транспортную систему и в экономическое пространство страны. Развитие таможенного контроля транспортного потока через Арктическую зону зависит от развитости инфраструктуры пунктов пропуска и близлежащих территорий.
Основными проблемами российской Арктики являются ее суровые климатические условия, слабо развитая транспортная инфраструктура, нехватка квалифицированного рабочего персонала.
Актуальным является развитие таможенной инфраструктуры в российской Арктике так как, За полярным кругом располагается более 20% территории России. В настоящее время в районах Крайнего Севера добывается 95% газа, 75% нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов. Одну треть Северного Ледовитого океана занимает шельф арктических морей России.
В береговой зоне и на шельфе этих морей сосредоточены огромные запасы природных ресурсов (газ, нефть, цветные металлы). Нефтегазовый потенциал оценивается в объеме более 100 млрд тонн – 30% мировых запасов нефти и газа. В целом российский Север – это мощный резерв развития России в XXI веке. Сегодня Арктика является объектом пристального внимания государства, и на нее возлагаются большие надежды.
Данные обстоятельства обусловили актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом работы является таможня в российской Арктике
Предметом работы является формирование и развитие инфраструктуры таможни в российской Арктике
Целью исследования дипломной работы является изучение таможенной инфраструктуры в российской Арктике.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи дипломного исследования:
- изучить специфику стратегического развития регионов российской Арктики;
- рассмотреть нормативно-правовую базу развития Арктической зоны России;
- выяснить особенности таможенной инфраструктуры в России;
- провести анализ таможенной инфраструктуры в российской Арктике;
- определить мероприятия для формирования и развития таможни в российской Арктике.
Теоретическая база исследования дипломной работы включает в себя труды ведущих специалистов в области развития Арктической зоны России.
Методологическая основа исследования включает различные методы научного познания: анализ, синтез, системно-структурный и сравнительно-правовой метод.
Нормативную основу исследования составили международные соглашения и договоры, в том числе и заключенные государствами-членами Таможенного союза; Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой научное исследование, состоящее из:
˗ введения, содержащего обоснования актуальности, цели и задачи исследования;
˗ первой главы, в рамках которой представлены теоретические основы понятия таможенной инфраструктуры российской Арктики;
˗ второй главы, в которой отражен анализ таможенной инфраструктуры в российской Арктике;
˗ третьей главы, в которой содержится комплекс мероприятий по формированию и развитию инфраструктуры российской Арктики;
˗ заключения, содержащего основные выводы исследования;
˗ библиографического списка;
˗ приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития таможенной инфраструктуры в российской Арктике.
1.1 Специфика стратегического развития регионов российской Арктики.
Российская Арктика – часть территории России, расположенная главным образом к северу от Северного Полярного круга, высокоширотная часть территории России, особо удаленная от ее обжитых экономически развитых регионов и промышленных центров. Особенностями территорий российской Арктики являются экстремальные природно-климатические условия, очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения, низкая плотность населения, слабо развитая транспортная сеть, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России, а также низкая устойчивость экологических систем[21].
Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане", и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом [25].
Роль регионов российской Арктики и приравненных к ним территорий для российской экономики и всей планеты в целом диктуется наличием естественных конкурентных преимуществ.
Во-первых, это огромные запасы уникальных природных ископаемых. Здесь сосредоточены основные запасы углеводородного, фосфорного и алюминийсодержащего сырья, алмазов, редких, цветных и благородных металлов.
Во-вторых, это богатейший экологический потенциал, определяющий экологический баланс на Земле. Арктика является районом формирования глобального климата и своеобразным фильтром для загрязненных потоков воздуха [50, с. 38].
В-третьих, северные территории играют ключевую роль в обеспечении безопасности и геополитических интересов России, так как самые крупные северные территории планеты и значительная часть побережья Северного Ледовитого океана являются российскими. Почти вся морская граница России проходит по территории северных регионов [33].
Ключевым элементом арктической транспортной системы является Северный морской путь.
Вопросы значения присутствия России в Арктике и ее участия в принятии и реализации ключевых стратегических решений по использованию ресурсов этих территорий являются сегодня значимыми и находят отражение в экономико-географическом, политическом и социальном подходах. Основные характеристики этих подходов представлены в приложении А [48, с. 78].
Социальное направление в отечественной науке проработано меньше, чем экономико-географическое и политическое, что связано со слабой разработанностью вопросов социального обустройства территорий, это, в конечном счете, приводит к их «вымиранию» и потере стратегических преимуществ перед конкурентами России [1].
В настоящее время остро стоит вопрос о путях формирования эффективного менеджмента на территориях Севера России.
Развитие Севера России определяется общегосударственным курсом развития, формирующим социальные и экономические механизмы функционирования Арктической зоны [24].
Современное региональное управление напрямую связано с созданием и реализацией стратегического плана развития территории, предполагающего прогнозирование основных параметров ее перспективного функционирования. По мнению авторов, это касается, прежде всего, сферы общественного управления и производства. В России идея стратегирования развивается с 2004 года. Развитие данной идеи привело к появлению множества технологий, направленных на создание и реализацию стратегий регионов. Выделяют три подхода к формированию стратегий территориального развития: западную стратегическую позицию, восточную стратегическую позицию и специфическую российскую стратегическую позицию представленные в приложении Б [27, с. 56].
Отечественные стратегии территориального развития имеют свои отличительные черты от аналогичных европейских или азиатских вариантов, что определяется спецификой системы политического управления и тенденциями её развития[42].
Экономическая политика страны направленна, главным образом, на экспорт сырья, что является основной причиной слабой управленческой и экономической развитости регионов. Это приводит к отсутствию у них долгосрочных перспектив эффективного социально-экономического и политического развития [30, с. 23]..
Специфичность российских региональных стратегий развития характеризуется такими основными факторами, как: наличие (или отсутствие) в регионе качественной информационно-аналитической базы; направленностью основных тенденций регионального развития, степенью коррумпированности; наличия полноценных институтов гражданского общества, способных формировать управленческую базу в регионе; степенью осознанности политических процессов в среде элит регионов и др. В зависимости от этих факторов при реализации стратегий применяются специфические управленческие технологии и алгоритмы, которые определяют систему регионального управления в целом [36].
Развитие северных территория России определяется также такими административными факторами, как: коррупция; слабая эффективность централизованной системы государственного управления в вопросах поддержания и развития демократических институтов; доминирование ресурсного подхода к рассмотрению данной территории; отсутствие полноценных институтов гражданского общества; жесткое давление в вопросах выбора приоритетов развития со стороны иностранных государств. Все эти факторы говорят о слабой готовности страны к эффективному использованию ресурсов региона на данный момент [31].
Нельзя не сказать и том, что экстремальные природные условия Севера также накладывают отпечаток на общественные отношения и деятельность хозяйствующих субъектов. В качестве основных рисков можно назвать следующие:
- Угроза нестабильности, которая определяется вероятностной природой северной экономики, создаваемой циклами ресурсного освоения. Нестабильность на севере проявляется во всем – сезонность, истощаемость ресурсов, значительные колебания климата, хрупкость экологических систем, экстремальное воздействие среды на природные организмы.
- Переселенческие угрозы, возникающие как результат всегда присутствующего в северной экономике мощного влияния миграции на сезонную и годовую ритмику и количественные показатели экономических и социальных процессов.
- Угрозы некруглодичной, сезонной связи с «материком», сезонной занятости и производственной активности. Сезонная природа северной экономики усиливается при сочетании с малым размером и монопрофильным характером хозяйственной деятельности.
Одним из элементов политики государства в отношении районов Крайнего Севера является система льгот лицам, проживающим и работающим в данных районах России.
Система льгот включает:
- Льготы, которыми пользуются все работники, отнесенные законом к числу лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (процентная надбавка к заработной плате, дополнительные дни отпуска, доплата к пособию по нетрудоспособности и др.);
- Льготы, которыми пользуются только некоторые категории работников (повышенные компенсации при переезде на работу, возмещение расходов по переезду к месту прежнего жительства при прекращении работы на Крайнем Севере и др.) [4].
Однако сегодня отсутствует четкое социально-экономическое и правовое понимание необходимости и возможности сохранения системы действующих районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера, системы, сложившейся много десятилетий назад. С одной стороны, система районных коэффициентов создает дополнительную нагрузку для работодателей, с другой – отмена северных надбавок снизит социальную защищенность жителей районов Крайнего Севера [29].
Таким образом, стратегическое развитие территорий Арктической зоны России имеет большое значение для развития всей страны в целом, вследствие этого возникает необходимость более высокой, чем в других регионах, роли государственного сектора экономики и государственных инициатив в деле формирования «механизмов запуска» крупных народнохозяйственных программ и инновационных проектов [23].
Политика страны в отношении районов Крайнего Севера и Арктики должна учитывать интересы регионального сообщества, а также содержать пути постресурсного развития территорий.
Пока остается неоднозначным вопрос о сохранении системы районных коэффициентов для работников районов Арктической зоны и приравненных к ним территорий.