Принципы организации и виды международных перевозок

Сегодня нет ни одной страны в мире, которая могла бы обеспечить всё разнообразие своих внутренних потребностей полностью, в разных сферах экономики только благодаря собственному производству. Международное разделение труда (МРТ) создает условия, способствующие расширению международной торговли и, следовательно, скорейшему развитию международных перевозок. Структура международной торговли является динамично меняющейся величиной, грузопотоки, идущие из одних государств в другие, изменяются как количественно, так и качественно. Значительное влияние на международные грузоперевозки оказывает структура мирового рынка, именно поэтому в последние годы динамика международных перевозок проявляется все сильнее, и их роль постоянно возрастает.

Международные транспортные источники досконально регулируют ключевые вопросы осуществления международных перевозок пассажиров и грузов. Это, прежде всего, вопросы договорного характера перевозок, правоотношений участников перевозочного процесса, их ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, претензионного и искового порядка разрешения споров, документационного обеспечения перевозок и др. Но только отдельные транспортные конвенции содержат определения международной перевозки. При этом закрепленные в тех и других источниках формулировки понятия международной перевозки не отличаются единообразием, хотя каждое из них прямо или косвенно содержит непременный элемент международной перевозки – ее осуществление по территории иностранного государства.

Определения международной перевозки, фактически, отображено и в дефиниции международной автомобильной перевозки, указанной в Федеральном законе «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». В соответствии с этим законом (ст. 1), международной перевозкой является перевозка пассажиров, багажа и грузов за границу РФ или на ее территорию, а также перевозка транзитом через территорию РФ. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ не содержит определения международной перевозки, но закрепляет не менее важное положение: перевозки пассажиров, багажа и грузов в международном сообщении с помощью автомобильного транспорта регулируются международными договорами (п. 3 ст. 1), а именно условиями перевозки, подробно рассмотренными в них.

В интерпретации Международной конвенции об унификации некоторых правил перевозки пассажиров морем 1961 г.: «международная перевозка – это перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены в двух государствах либо в одном государстве, если промежуточный порт захода находится в другом государстве». В сфере железнодорожного транспорта, ситуация несколько отличается. В мировых соглашениях, которые регулируют международные железнодорожные перевозки пассажиров и грузов (СМПС и СМГС), отсутствуют прямые определения таких перевозок. Однако, что же касается внутренних российских источников, то они содержат не только четкое определение международных перевозок, но и закрепляют преимущество применения регулирующих их международных источников перед внутренним законодательством. Так, согласно УЖТ РФ «перевозки в международном сообщении – это перевозки пассажиров, багажа, грузов, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах». А в Федерльном законе от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закреплено положение, соответственно которому, если в международном договоре РФ в зоне железнодорожного транспорта предусмотрены отличные правила от тех, которые установлены законодательством РФ о железнодорожном транспорте, следует применять правила международного договора.

Из приведенных выше положений можно выделить несколько основных признаков международной перевозки. Во-первых, конечно, самый явный признак – это пересечение государственной границы. Во-вторых – осуществление перевозки производится на основании норм, установленных в международных конвенциях и соглашениях. В-третьих - международная перевозка характеризуется наличием иностранного элемента, например, когда субъектами транспортных правоотношений выступают физические или юридические лица разных государств.

Особенное внимание в международных перевозках уделяется смешанным перевозкам, получившим широчайшее распространение во внешнеэкономической торговле. Перевозкам в смешанном сообщении присущ усложненный характер организации, связанный с вовлечением в процесс доставки двух и более видов транспорта. Как показывает практика, чаще всего, в смешанных перевозках используются автомобильный, морской и железнодорожный транспорт. Обычно, автомобильным транспортом, груз доставляется в порт или на железнодорожную станцию, а затем отправляется в путь соответствующим образом. С конечного пункта морского или железнодорожного отрезка доставки, груз следует на склад получателя также, как правило, автомобильным транспортом. Используются и более сложные схемы транспортировки груза - с включением в нее и других видов транспорта, каждый из которых обладает определенными особенностями, которые обязан учитывать организатор перевозки. Специфическим элементом в смешанных перевозках является осуществление перевалки груза с одного вида транспорта на другой.

Динамичное развитие перевозок в смешанном сообщении способствовало возникновению среди участников логистической цепи оператора смешанных перевозок, который, по сути, стал решающей фигурой, обладая весьма объемным кругом полномочий. Используя приемы транспортной логистики, оператор применяет системный подход к организации и осуществлению доставки груза в пункт назначения. Оператор берет на себя полную проработку оптимального маршрута следования груза, выбирает виды транспорта, конкретных перевозчиков, способы транспортировки, в зависимости от пожеланий заказчика, оформляет все необходимые документы, осуществляет погрузки-выгрузки груза, перевалочные работы и хранение груза. Более того, оператор имеет выбор: выполнить самостоятельно часть перевозки или всю целиком. При организации смешанной перевозки, оператор должен выдать единый транспортный документ на весь путь следования груза и взять на себя ответственность, прежде всего, перед грузовладельцем, в связи с перевозкой. Данный документ удостоверяет договор смешанной перевозки, принятие оператором груза в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями договора. В случае, например, когда основным перевозчиком является морской транспорт, единым транспортным документом считается прямой смешанный коносамент, в который дополнительно включены положения, отражающие особенности смешанных перевозок, а именно о порядке перевозки груза и об условиях ответственности участников перевозочного процесса.

В научной литературе рассматриваются несколько различных классификаций операторов смешанных перевозок. В зависимости от видов, используемых в смешанных перевозках, транспортных средств их можно разбить на автомобильно-железнодорожные, железнодорожно-морские, авиационно-автомобильные операторы и др. В рамках данной классификации на первый план выходят вопросы специализации операторов, что, в конечном итоге, благоприятно влияет на уровень их профессионализма. Также операторов можно классифицировать по региональному признаку: работающие, например, в Западноевропейском, Восточноевропейском регионах, в Скандинавских странах, Среднеазиатском, Дальневосточном регионах и т.д. При разделении операторов в рамках регионов, групп стран, транспортных коридоров на их деятельность значительно влияют такие факторы как природно-климатические, уровень технической оснащенности перевозчиков, технологических и производственных сфер и т.п. В зависимости от того, кто непосредственно производит доставку груза, операторов можно классифицировать на не исполняющих перевозку вовсе, лишь частично исполняющих и полностью исполняющих перевозку груза, от начала до самого конца, операторов. Непосредственное участие оператора в осуществлении доставки зависит от его технических и юридических возможностей и специализации. Правовой статус оператора международных смешанных перевозок подробно рассмотрен в проекте Соглашения о международных смешанных перевозках грузов (ТСМ), подготовленный в 1970 г. И, несмотря на то, что этот документ так и не был принят, ряд его положений, в том числе, касающихся ответственности оператора, отражаются в проформах прямых смешанных коносаментов, других транспортных документах. Многие идеи вышеуказанного Проекта получили реализацию в Конвенции 1980 г. о международных смешанных перевозках грузов.

В продолжение перечисления классификаций, в зависимости от того, осуществляется ли доставка на основании одного договора или нескольких перевозки, ее можно подразделить на международные перевозки прямого и непрямого сообщения. На наличие подобных перевозок указывают международные правовые источники, в частности Варшавская конвенция 1929 г. В п.3 ст.1 Конвенции указывается: «перевозка, подлежащая осуществлению посредством нескольких последовательных перевозчиков, считается образующей единую перевозку, если она рассматривается сторонами как одна операция, вне зависимости от того, была она заключена в виде одного договора или ряда договоров». Это положение воспроизведено также в п. 3 ст. 1 Монреальской конвенции. На самом деле, данная формулировка заключает в себе деление международных перевозок грузов на перевозки прямого и непрямого сообщения. Соответственно перевозки прямого международного сообщения осуществляются по одному договору, а их преимущество выражается в том, что они оформляются одним транспортным документом и кроме того, этим всем подобным перевозкам присущи единые условия. Что же касается перевозок непрямого международного сообщения, то они производятся по двум и более договорам, условия которых определенно могут иметь различия. Это, конечно, осложняет организацию перевозочного процесса, т.к. он, в таком случае, сопряжен с заключением нескольких транспортных договоров, согласованием, корректировкой и детальным уточнением условий по каждому из них, оформлением сопутствующих этому документов. В зависимости от того, насколько регулярно осуществляются оператором международные перевозки их можно разделить на регулярные и нерегулярные. В некоторых правовых источниках, придается особая важность этой классификации – они содержат в себе определения регулярных и нерегулярных перевозок и указывают на некоторые их особенности. Так, Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» среди основных признаков регулярных пассажирских перевозок выделяет, во-первых, закрепление заранее согласованных маршрутов, во-вторых, указание начального и конечного пункта перевозки, а также остановочных пунктов и, в-третьих, наличие расписания движения. Фактически, смысл деления международных перевозок на регулярные и нерегулярные заключается, прежде всего, в том, что на перевозчика регулярных перевозок возлагается обязанность строго соблюдать закрепленное расписание движения, а также иные заранее установленные договором условия сообщения. Это имеет чрезвычайную важность и для второй стороны договора, например для пассажира, потому как регулярные перевозки являются для него гарантией реального планирования своего важнейшего ресурса - времени.

Последующая классификация связана с местом их начала и окончания пути доставки. Исходя из этого критерия, перевозки бывают начатыми в Российской Федерации, начатыми в другой стране и транзитными. Практическое применение данной классификации, для российской стороны, заключается, прежде всего, в решении вопросов о получении иностранного разрешения на перевозку и оформлением других соответствующих документов или наоборот, т.е. о выдаче компетентными органами российского разрешения иностранным перевозчикам, а также с осуществлением контроля за выполнением таких перевозок на территории РФ. Вопросы выдачи подобных разрешений и контроля над исполнением регулируются Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Однако, что касается транзитных перевозок, то особенность их организации и осуществления заключаются в закреплении и реализации принципов свободы транзита и освобождении транзитных товаров от каких-либо особых пошлин и сборов, установлении таможенного контроля над их перемещениями, перевозке транзитных товаров именно по транзитным и транспортным коридорам. К основным международным источникам рассматривающий более подробно транзитные перевозки относятся Конвенция о транзитной торговле внутри-континентальных государств от 08.07.1965, Конвенция МДП. Среди внутренних законодательных источников можно выделить ТК РФ и Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

В связи со спецификой смешанных международных перевозок имеет место быть еще одна классификация, связанная со сменой подвижного состава, соответственно перевозки могут быть бесперегрузочными (беспересадочными) и перегрузочными (пересадочными). Предпосылкой закрепления данной классификации, относящейся, по большей части, к железнодорожному транспорту, в литературе является разность ширины железнодорожного полотна бывшего СССР и европейских стран. Выражается эта классификация и в международных правовых источниках, регулирующих железнодорожные перевозки между бывшими социалистическими странами. Так, к примеру, в СМГС логично указывается, что доставка грузов производится между станциями: без перегрузки на пограничных станциях железных дорог, имеющих одинаковую ширину колеи и с перегрузкой или с перестановкой вагонов на тележки другой ширины колеи. Порядок доставки грузов, в которой необходима перегрузка или перестановка вагонов на тележки другой ширины колеи определяется на основании договорных соглашений между железными дорогами граничащих стран, имеющими разную ширину колеи. В целом, международные перевозки с перегрузкой требуют основательной проработки и дополнительной регламентации вопросов технико-юридического характера, особенно это касается распределения обязанностей между перевозчиками при перегрузке груза, а также документационного оформления этой операции, момента наступления и окончания ответственности перевозчиков, претензионных сроков и сроков исковой давности и др.

Последняя классификация, которую необходимо указать, базируется на использовании в качестве отличительного признака объекта перевозки. В рамках этого критерия выделяются перевозки грузов, перевозки пассажиров и багажа, перевозки почты. Вполне естественно, что перевозки объектов каждой из вышеперечисленных групп обладают определенными отличиями, в силу чего, исторически сложилось так, что их осуществление регулируется соответственными международными конвенциями и соглашениями.

В современном мире, где информационный поток имеют очень высокую скорость, клиенты и операторы перевозок все чаще делают свой выбор в пользу системы доставки грузов, в которой различные виды транспорта действуют не обособленно, а интегрировано друг с другом, — мультимодальных перевозкок. Мультимодальная перевозка — это перевозка организованная лицом, которое несет ответственность за груз на протяжении всего пути следования, независимо от количества и состава, принимающих участие видов транспорта, и оформляет единый перевозочный документ. Мультимодальные перевозки обладают следующими особенностями:

· согласованное использование в перевозке более одного вида транспорта;

· оператор мультимодальной перевозки – единственное лицо, организующее доставку;

· правоотношения между заказчиком (грузовладельцем) и исполнителем комплексной транспортной услуги (экспедитор) регулируются на основе одного договора;

· мультимодальная перевозка может иметь статус международной.

Организацию мультимодальной перевозки можно представить как последовательное выполнение элементарных этапов, учитывающих специфику условий конкретной перевозки. Мультимодальные перевозки подразумевают высокую степень согласованности в действиях владельцев различных видов транспорта. В общем виде, транспортная цепочка при мультимодальных перевозках состоит из последовательной доставки груза различными видами транспорта, складирования и промежуточной перегрузки (рис. 1). При фактической реализации мультимодальной перевозки, разрабатывается индивидуальная транспортно-технологическая схема перевозок, к которой детально прорабатывается последовательность выполнения технологических операций. Каждый вид транспорта обладает собственной спецификой: совокупность транспортных средств, путей сообщения, различных технических устройств и сооружений, поэтому отдельный технологический этап характеризуется выбором вида транспорта, типа транспортного средства и конкретного перевозчика.

К основным критериям при выборе способа перевозки относятся:

· минимальные затраты на перевозку;

· заданное время доставки груза;

· максимальная надежность и безопасность;

· минимальные затраты на содержание запасов в пути;

· максимальная производительность и доступность видов транспорта.

Принципы организации и виды международных перевозок - student2.ru

Рисунок 1. Технологическая схема организации мультимодальной перевозки

Для корректировки действий в последующих перевозках, необходимо постоянно проверять качество управления мультимодальной перевозкой, которое можно оценить по нижеуказанным критериями:

· общие затраты;

· общая продолжительность доставки;

· прибыль;

· соблюдение сроков доставки;

· рентабельность;

· изменение фактической стоимости доставки по сравнению с договорной.

· величина потерь груза, коэффициент сохранности груза, как возможный вариант - соблюдение полной сохранности груза;

Факторами, которые непосредственно влияют на качественные показатели перевозки, являются, прежде всего, подобранный маршрут и типы транспорта на каждом этапе доставки. Общие затраты на доставку груза до конечного пункта зависят от стоимости выполнения каждого этапа отдельно, она же, в свою очередь, характеризуются определенной транспортной единицей, тарифом конкретного субподрядчика, техническим средством, направлением, расстоянием, скоростью доставки и т.п. Это относится и к показателю продолжительности доставки т.е. складывается из продолжительности выполнения каждой отдельной операции (также зависит от использования выбранных технических средств и, следовательно, скорости выполнения, различного рода непредусмотренных задержек, которые могут произойти из-за дефицита отдельных технических средств, изменениями расписания их работы, отказами в силу вопросов связанных с кадровым обеспечением, погодными условиями и другими форс-мажорными обстоятельствами). Зависимость величины потери груза можно провести со следующими показателями: специфические особенности груза, выбранный способ доставки, упаковка, расстояние, продолжительность доставки, скорость движения, погодные условия, особенности техники, отказы, форс-мажорные обстоятельства. В целом, все факторы условно можно разбить на группы: технологические, природные, политические, экономические, правовые и социальные.

Составляя задачу организации мультимодальной перевозки, менеджер должен подробно рассмотреть параметры, прямо или косвенно влияющие на процесс доставки груза и составить максимально адаптивную систему управления ими. В общем виде, построение задачи управления мультимодальной перевозкой можно представить необходимостью выбрать такое сочетание управляющих параметров на систему (промежуточные пункты, виды транспорта, конкретные транспортные компании, конкретные транспортные средства, способы упаковки, складирование), чтобы доставка груза была осуществлена с наилучшими значениями качественных показателей при заданных ограничениях и начальных условиях. Ограничениями являются технологические особенности перевозки, предназначенные для конкретного груза (условия хранения и перевозки на территории конкретной страны, региона, города — скоростной режим, осевая нагрузка, климатические особенности, экологические ограничения и т. п.), а также наличие тех или иных технических средств у того или иного исполнителя этапа на момент оказания услуги. Помимо этого, в качестве ограничений могут выступить и определенные условия, задаваемые самим организатором, например при необходимости использовать конкретный вид транспорта или внесения определенного этапа в цепочку и т.п.

Наши рекомендации