Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.
Мне кажется: его задень — он тихо зазвенит. И этот звон услышат луг, и птицы, и цветы... Давай послушаем, а вдруг услышим — я и ты?
Ромашка.
Нарядные платьица, желтые брошки, ни пятнышка нет на красивой одежке. Такие веселые эти ромашки — вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки.
Колокольчик.
Колокольчик голубой поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы очень вежливы... А ты?
Одуванчик.
Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастет — нарядится в беленькое платьице: легкое, воздушное, ветерку послушное.
Мак
Как огонь на ножке мак стоит в одежке. Станет без одежки шариком на ножке. Шарик — погремушка — ветерку игрушка.
Скажите, что все эти цветы растут на лугу и поэтому называются «луговыми». Всю весну и лето луговые цветы будут радовать нас своей красотой и ароматом. Но цветы не только красивы. Есть среди них лечебные растения, например, ландыш и ромашка. Эти цветы собирают и делают из них лекарства.
Луговые цветы — это дом и столовая для насекомых — пчел и бабочек. Они летают от цветка к цветку и пьют сладкий цветочный нектар. Пчелы делают из нектара вкусный и полезный мед. Спросите детей, пробовали ли они когда-нибудь мед, понравился ли он им. Скажите: «А мак кормит не только бабочек и пчел. Его крохотные семена используют, когда пекут пироги с маком». Спросите у детей, нравятся ли им бублики и булочки с маком.
Ход занятия
На лугу.
Организационный момент. Для этого попросить детей: «Вышли на лужок, сделали кружок». Встаньте в круг вместе с детьми, возьмитесь за руки и, шагая на месте, загадайте малышам загадку.
Мы по ковру идем с тобой — его никто не ткал. Он расстелился сам собой, лежит у речки он лесной и желт, и синь, и ал! (Лужок)
Спросите у детей: «Что растет на лугу среди травы?»
Кто пчеле подарит мед. Кто на солнышке растет. И душистой, и цветной нам кивает головой? (Цветок)
Каким словом можно назвать цветы, которые растут на лугу? (Луговые.) Попросите детей вспомнить названия луговых цветов. (Одуванчик, колокольчик, ромашка, ландыш, незабудка и мак.) Когда дети ответят на все вопросы, предложите им сесть за стол.
Фея цветов.
Показать детям куклу, на которой надет венок из искусственных цветов и накидка, украшенная цветами. У куклы должна быть волшебная палочка, на конце которой закреплен цветок. Скажите детям от имени куклы (голос измените): «Здравствуйте, ребята! Я — фея луговых цветов. Я слышала, как вы сейчас рассказывали о моих любимых цветах. Мне очень понравилось. Вы тоже любите цветы? А чем они вам нравятся?»
Дети самостоятельно рассказывают о цветах или в форме диалога беседуют с феей цветов. Фея может задавать малышам наводящие вопросы.
Цветы красивые, они приятно пахнут. Цветы украшают луг, делают его веселым, нарядным. Дети любят собирать букеты из луговых цветов, плести из них венки.
Цветы кормят бабочек и пчел. Пчелы делают из цветочного нектара мед.
Есть лечебные цветы — из них делают лекарства.
От имени феи луговых цветов похвалите детей за рассказ о цветах и спросите, знают ли они стихи о цветах. Выслушайте детей, желающих прочитать стихи.
Волшебные загадки.
Сказать детям от имени феи цветов: «Ребята, я хочу пригласить вас к себе в гости на волшебный луг. Но вам надо самим превратиться в луговые цветы. Для этого отгадайте загадки о цветах. Тот, кто отгадает мою волшебную загадку, тот сам станет цветком».
Прочитайте детям загадки.
Солнце жжет мою макушку. Хочет сделать погремушку. (Мак)
Эх, звоночки, синий цвет. С язычком, а звону нет. (Колокольчик)
Стоят в лугах сестрички — золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Постою немножко у лесной дорожки: хороши цветочки — белые звоночки. (Ландыши)
Тот цветочек голубой очень дорог нам с тобой. Нежный, тонкий, ах, какой! Мы срывать его не будем, но названье не забудем. (Незабудка)
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)
Когда дети отгадают загадки, предложите им надеть эмблемы цветов (изображение цветка на ленточке) и спросите у каждого: «Каким цветком ты будешь?» На что ребенок отвечает: «Я буду ромашкой» или «Я буду колокольчиком» и т. д. Когда все дети получат эмблемы, фея взмахивает волшебной палочкой и говорит:
Раз, два, три! Мы цветы — и я, и ты.
На волшебном лугу.
Фея цветов приглашает детей выйти на дорожку и подровнять ножки. Фея говорит, что все дети сейчас — маленькие-маленькие цветочные семечки, из которых должны вырасти на волшебном лугу красивые луговые цветы. Посадите фею (куклу) на стульчик, а сами встаньте перед детьми.
Прочтите рифмовку, одновременно выполняя соответствующие движения:
Раз, два, три! Выросли цветы!
К солнцу потянулись, небу улыбнулись.
(присесть, обхватить руками колени, голову пригнуть), (медленно распрямляться, подниматься и встать в полный рост), (поднять руки вверх, встать на цыпочки),
(посмотреть вверх и улыбнуться)
Скажите: «Ах, какие все цветы красивые — душистые, разноцветные!» Подойдите к каждому малышу и, показывая на его эмблему, попросите рассказать про свой цветок. Рассказы могут быть примерно такими: «Я — белый душистый ландыш. Я вырос на волшебном лугу».
«Я — нарядная ромашка. У меня желтая серединка и белые лепестки. Я выросла на волшебном лугу».
«Я — синий колокольчик. Я вырос на волшебном лугу».
«Я — голубая незабудка. Я выросла на волшебном лугу».
«Я — красный мак. Я вырос на волшебном лугу».
«Я — желтый одуванчик. Я вырос на волшебном лугу».
Затем произнесите рифмовку и одновременно покажите детям движения:
Ветер пролетал — «ш-ш-ш... (разведите руки в стороны)и цветы качал. Влево качнулись — низко пригнулись. Вправо качнулись -низко пригнулись.
(попросите детей длительно произнести звук [ш]),( поднимите руки вверх и сделайте наклон вправо —так как дети стоят напротив вас, они повторят движение и для
них этот наклон будет в левую сторону),(сделайте наклон влево)
Ветер, ветер, улетай! (разведите руки в стороны)
Ты цветочки не ломай! (попросите детей длительно произнести звук [ш])
«Ш-ш-ш...» —улетел ветер.
Покажите детям красивую игрушечную бабочку на нитке и скажите:
Смотрите, бабочка летает от цветка к цветку порхает.
Попросите детей протянуть вперед правую руку и, идя вдоль стоящих в ряд детей, по очереди сажайте бабочку на ладошку каждому малышу. Затем попросите детей протянуть вперед левую руку, и точно так же посадите бабочку на левую ладошку каждого ребенка.
Танец цветов.
Вновь возьмите в руки куклу — фею луговых цветов и от ее имени предложите детям-цветам потанцевать на волшебном лугу. Включите запись музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Держа перед собой куклу, вместе с детьми произвольно двигайтесь под музыку.
Когда музыка закончится, попросите детей сесть на свои места. Спросите малышей, понравилось ли им на волшебном лугу.
Посмотрим и вспомним.
От имени феи цветов предложите детям вспомнить о секретах каждого лугового цветка, которыми они только что были.
Покажите малышам предметную картинку «Одуванчик» и скажите:
«Семена у одуванчика летают на парашютиках, куда их ветер отнесет, там цветы и
вырастут». Переверните картинку обратной стороной и покажите детям изображение парашюта.. Поставьте картинку «Парашют» на мольберт или наборное
полотно.
Покажите малышам предметную картинку «Колокольчик» и скажите: «Цветок колокольчик, хоть и похож на колокол, но, к сожалению, не звенит». Переверните картинку обратной стороной и покажите детям изображенный там музыкальный инструмент колокольчик. Поставьте картинку «Колокол» на мольберт или наборное полотно рядом с картинкой «Парашют».
Покажите малышам предметную картинку «Незабудка» и скажите: «Незабудку так назвали потому, что тот, кто увидел ее однажды, уже никогда не забудет. Настоящие друзья тоже никогда друг друга не забывают». Переверните картинку обратной стороной и покажите детям девочку и мальчика, которые стоят, держась за руки. Поставьте ее на мольберт или наборное полотно рядом с другими картинками.
Покажите малышам предметную картинку «Ландыш» и скажите: «Ландыш — лекарственное растение. Из него делают лекарство». Переверните картинку обратной стороной и покажите детям изображенный пузырек с лекарством. Поставьте последнюю картинку на мольберт или наборное полотно рядом с предыдущими.
Покажите малышам предметную картинку «Мак» и скажите: «Этот цветок — мак. Если собрать его зернышки, то можно испечь вот такие вкусные бублики с маком». Переверните картинку обратной стороной и покажите детям бублик с маком. Поставьте картинку «Бублик» на мольберт или наборное полотно.
Покажите малышам предметную картинку «Ромашка» и скажите: «Смотрите, дождь идет, а под цветком ромашки спряталась бабочка. Сидит она под ромашкой, как под зонтиком». Переверните картинку обратной стороной и покажите детям изображенный там зонтик . Поставьте картинку «Зонтик» на мольберт или наборное полотно рядом с остальными картинками для запоминания.
Попросите детей посмотреть на картинки, выставленные на мольберте или наборном полотне, и вспомнить, какие цветы спрятались за ними. Так, картинке «зонтик» соответствует цветок ромашка, картинке «колокол» —цветок колокольчик и т.д.
Прощание с феей цветов.
Скажите детям, что занятие подошло к концу. Похвалите малышей от имени феи луговых цветов. Сообщите детям, что у феи много дел—ей надо спешить в поля и луга, чтобы завтра там расцвело много-много новых цветов. Организуйте прощание детей с феей цветов.