С детьми среднего дошкольного возраста

(4-5 лет)

Санкт-ПетербургВВЕДЕНИЕ

Книга адресована воспитателям и логопедам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми среднего возраста (4-5 лет). Большинство предлагаемых игр может быть проведено и в домашних условиях родителями, стремящимися к все­стороннему развитию своих малышей.

Данное методическое пособие содержит подробные конспекты 32 комплексных занятий по 32 лексическим темам, предусмотренных Программой воспитания и обу­чения в детском саду

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 4-5ЛЕТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Комплексные занятия включают в себя не только задания по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Предложенные игры и упражнения соот­ветствуют всем основным разделам дошкольного обучения: развитие элементарных математических представлений, художественно-творческой деятельности, развитие двигательной сферы ребенка, высших психических функций.

Необходимо отметить, что комплексные занятия предусматривают частую смену видов учебной деятельности, так как это позволяет удержать внимание ребенка дан­ного возраста достаточно длительное время. Для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвиж­ные игры, упражнения на релаксацию.

Предлагаемая система занятий в конечной цели направлена на развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей. Упражнения по развитию вни­мания, памяти и мышления помогут дошкольникам среднего возраста начать учиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, делать свои первые умозаключения.

Перед каждым занятием проводится подготовительная работа, благодаря которой дети получают начальные знания по изучаемой лексической теме. Углубление и закре­пление этих знаний осуществляется на самом занятии, проводимом в увлекательной для детей игровой форме. Все игры и задания, входящие в занятие, взаимосвязаны, вытекают одно из другого и обязательно объединены общей сюжетной линией. После занятия детям предлагаются 1-2 игровых упражнения, выполняя которые малыши опираются на недавно полученные знания и умения. В заключительную часть, по усмотрению педагога, могут быть также включены и отдельные игры и задания из самого занятия, которые детьми были усвоены недостаточно.

Таким образом, предлагаемый материал может отрабатываться педагогом в течение всей учебной недели. Продолжитель­ность каждого занятия примерно 20-25 минут. Проводить их лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятия рассчитаны на подгруппу детей из 5-7 человек (оптимальный вариант — 6 детей). Занятия должны проходить по возможности эмоционально и динамично.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ................................................................................................................................................ 3

Обучающие задачи комплексных занятий............................................................................................. 4

Планирование комплексных занятий..................................................................................................... 6

Занятие1. В нашем детском саду..................................................................................................... 7

Занятие 2. Семейная фотография.................................................................................................... 12

Занятие 3. Осенняя картина............................................................................................................ 16

Занятие 4. В гостях у Чиполлино................................................................................................... 20

Занятие 5. В саду у Вишенки.......................................................................................................... 24

Занятие 6. В гостях у Лесовичка..................................................................................................... 29

Занятие 7. Поможем Маше-растеряше........................................................................................... 35

Занятие 8. Новоселье у матрешек.................................................................................................. 40

Занятие 9. Веселое чаепитие........................................................................................................... 46

Занятие 10. Зимняя картина.............................................................................................................. 52

Занятие 11. Весело зимой................................................................................................................. 58

Занятие 12. Скоро праздник — Новый год...................................................................................... 64

Занятие 13. У кормушки................................................................................................................... 70

Занятие 14. В деревне....................................................................................................................... 77

Занятие 15. Волшебное перышко..................................................................................................... 85

Занятие 16. В мире животных........................................................................................................... 92

Занятие 17. Мой любимый город.................................................................................................... 100

Занятие 18. Город. Транспорт. Пешеход....................................................................................... 106

Занятие 19. На земле, в небесах и на море..................................................................................... 114

Занятие 20. Письмо в сказочную страну........................................................................................ 119

Занятие 21. Мамин день.................................................................................................................. 125

Занятие 22. В магазине «Детский мир».......................................................................................... 129

Занятие 23. Весна идет — весне дорогу!....................................................................................... 134

Занятие 24. Мы — следопыты........................................................................................................ 141

Занятие 25. В зоопарке.................................................................................................................... 148

Занятие 26. Пруд на окошке........................................................................................................... 154

Занятие 27. Сад на подоконнике..................................................................................................... 160

Занятие 28. Птицы прилетели!........................................................................................................ 166

Занятие 29. Весна вступает в свои права....................................................................................... 174

Занятие 30. В гостях у феи цветов.................................................................................................. 181

Занятие 31. Чей дом под листом?................................................................................................... 189

Занятие 32. Летнее путешествие.................................................................................................... 197

ВВЕДЕНИЕ

Книга адресована воспитателям и логопедам детских работающих с детьми среднего возраста (4-5 лет). Большинство предлагаемых игр может быть проведено и в домашних условиях родителями, стремящимися к всестороннему развитию своих малышей.

Данное методическое пособие содержит подробные конспекты 32 комплексных занятий по 32 лексическим темам, предусмотренным Программой воспитания и обучения в детском саду*.

Комплексные занятия включают в себя не только задания по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Предложенные игры и упражнения соответствуют всем основным разделам дошкольного обучения: развитие элементарных математических представлений, художественно-творческой деятельности, развитие

отельной сферы ребенка, высших психических функций.

Необходимо отметить, что комплексные занятия предусматривают частую смену учебной деятельности, так как это позволяет удержать внимание ребенка данного возраста достаточно длительное время. Для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения на релаксацию.

Предлагаемая система занятий в конечной цели направлена на развитие связной и активной познавательной деятельности детей. Упражнения по развитию внимания-памяти и мышления помогут дошкольникам среднего возраста начать учиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, делать свои первые умозаключения. Перед каждым занятием проводится подготовительная работа, благодаря которой дети получают начальные знания по изучаемой лексической теме. Углубление, закрепление этих знаний осуществляется на самом занятии, проводимом в увлекательной для детей игровой форме. Все игры и задания, входящие в занятие, взаимосвязаны, вытекают одно из другого и обязательно объединены общей сюжетной линией. После занятия детям предлагаются 1-2 игровых упражнения, выполняя которые малыши опираются на недавно полученные знания и умения. В заключительную часть, по усмотрению педагога, могут быть также включены и отдельные задания из самого занятия, которые детьми были усвоены недостаточно.

Таким образом, предлагаемый материал может отрабатываться педагогом в течение учебной недели. В пособии представлен годичный цикл занятий. Продолжительность каждого занятия примерно 20-25 минут. Проводить их лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятия рассчитаны на подгруппу из 5-7 человек (оптимальный вариант — 6 детей). Занятия должны проходить по возможности эмоционально и динамично. Успехов вам, дорогие коллеги!

Наши рекомендации