Кейс 5. Материальные потоки в логистике - Компания «Р.Инвестмент Групп»
Источник: Саркисов С.В. Управление логистикой: Учеб.пособие. - М.: Дело, 2004. – С. 39-40 (368 с.)
Компания «Р. Инвестмент Групп» работает в России с 1990 г. Это большая (по российским меркам) группа компаний, в которую входит 23 фирмы. Основной вид деятельности - ведение ресторанного бизнеса. Одним из крупных участников группы является ООО «Стикс», владеющее 14 ресторанами быстрого питания в Москве и одним рестораном в Минске. Для обеспечения функционирования сети своих ресторанов компания «Стикс» пользуется услугами двух предприятий - провайдеров логистики: ЗАО «Борг» и ООО «Панта».
Компания «Борг» осуществляет доставку в рестораны «Стикс» импортных продуктов питания, закупаемых ее представительствами за рубежом, в частности в Германии, Франции, Австрии, Испании и некоторых других странах.
Действует компания следующим образом. Заказы от всех ресторанов, магазинов, кулинарий и т. д. собираются в московском офисе, обрабатываются и передаются в соответствующие зарубежные представительства, которые осуществляют необходимые закупки продуктов и материалов. Затем автотранспорт компании «Борг» доставляет их в Москву. Базис поставки, применяемый при автоперевозках продуктов питания и материалов в Москву, - «DDU склад компании «Борг».В дальнейшем поставки осуществляются со складов всем потребителям. В частности, в рестораны «Стикс» продукты доставляются собственным автотранспортом компании «Борг» по согласованному сторонами графику и по маршрутам, разработанным компанией. По Москве доставка в рестораны «Стикс» ежедневно осуществляется пятью автомобилями. (Одна машина всегда остается в запасе для срочного использования в случае поломки основного транспорта.)
Продукты питания российского происхождения в сеть ресторанов «Стикс» поставляет ООО «Панта»,которое помимо логистической деятельности обрабатывает некоторые продукты (соление, маринование, очистка). «Панта» доставляет продукты питания от поставщиков на свои склады, осуществляет их обработку (если в этом есть необходимость), хранение и последующую доставку в рестораны «Стикс».
Продукты питания в рестораны «Стикс» доставляются пятью автомобилями компании «Панта» по согласованному графику и по маршрутам, установленным компанией.
Система поставки продуктов питания в сеть ресторанов «Стикс» в целом работает слаженно, однако можно констатировать, что:
1. ежедневно по одним и тем же маршрутам (по крайней мере имея в виду конечную точку маршрутов) курсирует 10 автомобилей, работа которых не координируется;
2. при сбое в доставке продуктов в ресторанную сеть все рестораны «Стикс» могут остаться без необходимых продуктов и вынуждены будут в пожарном порядке производить закупку продуктов «на стороне»;
3. все продукты питания сначала поступают на центральный склад фирмы «Борг» в Москве, а затем развозятся по Москве и в Минск, хотя, доставляя продукты питания из стран Западной Европы, автомобили проходят через Белоруссию.
Задание.Дайте свои предложения по совершенствованию логистического обслуживания ресторанной сети «Стикс».
КЕЙС- № 6 - «АНАЛИЗ ТОВАРНОГО ПОТОКА НА СКЛАДЕ»
Цель: научиться анализировать материальные складские потоки и выявлять факторы и источники, способствующие повышению эффективности функционирования склада. Итогом деловой игры является выработка рекомендаций, направленных на совершенствование управления складским хозяйством, в частности управление технологическим процессом на складе, управление персоналом, управление эксплуатацией складских площадей и оборудования.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Характеристика торгово-посреднической компании «Эл»
Компания «Эл» является крупной торгово-посреднической организацией, торгующей сетевым оборудованием на внутреннем российском рынке. Основными потребителями являются крупные корпоративные клиенты. Компания обеспечивает снабжение регионов через централизованную разветвленную складскую систему, состоящую из 7 складов, расположенных в разных регионах, а именно: в Казани, Самаре, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Челябинске и Перми. В качестве распределительного центра в данной системе выступает центральный московский склад, который принимает весь грузопоток от поставщиков и обеспечивает базовые поставки региональным складам.
В последние годы бизнес компании идет удачно, и объемы продаж ежегодно растут на 15—18%. Московский склад с трудом справляется с проходящими через него материальными потоками, а сбытовые подразделения прогнозируют еще больший рост продаж и соответственно потребность в складских местах. В сложившихся условиях руководство компании вынуждено принимать кардинальные решения по развитию складского хозяйства. Для чего было созвано совещание, основными вопросами которого стали:
1) оценка возможности увеличения грузооборота московского склада;
2) выработка мероприятий по совершенствованию складской системы;
3) оптимизация загрузки складского персонала.
2. Характеристики московского склада Площадь — 1440 м2, Высота потолков — 9 м.
Для хранения товаров склад оборудован стеллажным оборудованием:
высота стеллажей — 5м; площадь под стеллажами — 800 м2; используемый объем ячеек — 60%.
Вес 1 м3 хранимого товара составляет 150 кг.
Московский склад функционирует в режиме 7 дней в неделю (365 дней в году). Для всех сотрудников склада (22 человека) установлен 8-часовой рабочий день. Все сотрудники работают в первую смену: 9.00—18.00.
3. Характеристики входящего на московский склад товарного потока
Прямой товарный поток от поставщиков до московского склада ведется по 2000 наименований.
Количество транспортных средств, осуществляющих прямые поставки товаров на склад, — 30 машин в день.
Среднее количество поступления товаров в сутки — 15 000 шт.
Время доставки товара от производителя до склада составляет от 6 до 20 суток.
4. Характеристики выходящего с московского склада товарного потока
Количество транспортных средств, осуществляющих поставки товара на региональные склады, — 26 машин в день. Среднее количество отгруженной продукции в сутки — 13 500 шт.
ЗАДАНИЕ:
Выработайте программу мероприятий по совершенствованию системы складирования торгово-посреднической компании «Эл» в сложившихся условиях внутренней и внешней среды, последовательно выполняя следующие действия.
1. Представьте исходные данные в виде табл. 5.7.
2. Проведите анализ материальных потоков на московском складе на основе рассчитанных показателей в табл. 5.8.
3. Проанализировав материальные складские потоки, разработайте и изложите письменно обоснованную программу мероприятий по совершенствованию управления складским хозяйством торгово-посреднической компании «Эл» в сложившейся ситуации, например:
1) увеличение складских площадей;
2) оптимизация процессов обработки товаров на складе;
3) пополнение штатных складских работников;
4) оптимизация транспортировки и т. п.
4. Определите, какие на ваш взгляд задачи совершенствования складского хозяйства в данной ситуации представляют наибольший интерес для компании, и составьте их список, выделите достоинства и недостатки каждого направления.