Инженерные, технические средства

И инженерно-технические системы обеспечения

Транспортной безопасности на объектах транспортной

Инфраструктуры и транспортных средствах

Железнодорожного транспорта,

Порядок их функционирования

Структура системы обеспечения

Транспортной безопасности

Федеральный закон «О транспортной безопасности» [1] определил правовые основы транспортной безопасности, закрепив единый для всех видов транспорта системный подход к антитеррористической защите.

Структура системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации: Минтранс России, Департамент транспортной безопасности и специальных программ управления транспортной безопасности в подведомственных Минтрансу России федеральных агентствах и службе специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности и субъекты транспортной инфраструктуры; контрольно-надзорные функции исполняет Ространснадзор (рис. 2.3).

Росжелдор — компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта (постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 г. № 354 [7] в Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта внесены изменения, определяющие соответствующие полномочия). В июне 2009 г. в составе Росжелдора создано Управление транспортной безопасности. Проведена работа по укомплектованию подразделений транспортной безопасности во всех семи территориальных управлениях Росжелдора.

К компетенции Росжелдора в области обеспечения транспортной безопасности относятся пять функций (рис. 2.4):

1) утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

2) утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

3) аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) ведение реестра категорированных объектов.

Департамент транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России
Отдел нормативного обеспечения транспортной безопасности
Отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны
Отдел мониторинга и анализа государственной политики в области транспортной безопасности
Отдел координации и взаимодействия в области транспортной безопасности
Специальный отдел
Координация и контроль в области обеспечения транспортной безопасности
Центральный аппарат Минтранса России
Ространснадзор
Росавиация
Росморречфлот
Росавтодор
Росжелдор
Управление транспортной безопасности
Отдел оценки уязвимости и категорирования
Отдел по работе с планами обеспечения транспортной безопасности
Территориальные органы
Функциональное руководство
Отдел координации, анализа и прогнозирования
Контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности
Управление транспортной безопасности федеральной службы и федеральных агентств
Выполнение функций компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности
Выработка государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности
Субъекты транспортной инфраструктуры
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности




Рис. 2.3. Структура системы обеспечения

транспортной безопасности в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации
Перечень уровней безопасностей
Порядок аккредитации специализированных организаций
МВД России
ФСБ России

Минтранс России
Согласование

Порядок проведения оценки уязвимости
Требования по обеспечению транспортной безопасности
Росжелдор
Ространснадзор
Федеральная служба по тарифам

Утверждение Аккредитация

Субъекты транспортной Специализированные

Инфраструктуры организации

Тарифы

Разработка и реализация Утверждение Оценка Контроль

уязвимости и надзор

Планы обеспечения транспортной безопасности




Категорирование

И ведение реестра

Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства

Рис. 2.4. Области обеспечения транспортной безопасности

Структура системы обеспечения транспортной безопасности для метрополитена принципиально должна соответствовать структуре такой же системы на железнодорожном транспорте.

До принятия решения о наделении Росжелдора функциями по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности метрополитена агентством проведены совещания в городах, располагающих собственными системами метро. На совещаниях обсуждались вопросы реализации требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и разработки комплексной программы.

Субъекты транспортной инфраструктуры должны обеспечить соответствие мероприятий в рассматриваемой области, в том числе финансируемых за счёт средств федерального бюджета, требованиям действующего законодательства по транспортной безопасности, что подразумевает проведение проектно-изыскательских работ для объектов, имеющих категорию по транспортной безопасности, на основе утвержденных компетентным органом результатов оценки уязвимости объектов. Планы строительно-монтажных работ субъектов транспортной инфраструктуры должны быть взаимосвязаны с утвержденными планами транспортной безопасности объектов.

Несмотря на недостаток необходимой нормативно-правовой базы, работы по обеспечению транспортной безопасности должны проводиться и проводятся. В последующем результаты работ будут оценены с точки зрения принятых нормативных актов.

Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2010 г. № 403 [4] предусмотрено создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта и в этих целях — комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта, предусматривающей объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по обеспечению безопасности на транспорте (далее — комплексная программа).

Комплексная программа включает в себя вместе с подпрограммами для других видов транспорта подпрограммы для метрополитена и железных дорог. Росжелдор подготовил предложения по концепциям подпрограмм «Метрополитен» и «Железнодорожный транспорт» (далее — подпрограммы). При подготовке предложений учтена позиция МВД, ФСБ, МЧС России, ФГУП «УВО Минтранса России», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», ФГП ВО ЖДТ России, ОАО «РЖД», московского и других ме­трополитенов, остальных федеральных агентств.

В ходе совместной работы с департаментами Минтранса России и ФГУ «Ространсмодернизация» в предложения Росжелдора по показателям результативности, эффективности реализуемых мероприятий и использования финансовых средств был внесён ряд изменений в соответствии с изменениями концепции построения самой комплексной программы.

В целях обеспечения формирования, развертывания и дальнейшего развития комплексной программы при подготовке обеихподпрограмм учтены возможные угрозы безопасности населения на транспорте, рассмотренные в концепции комплексной программы. Предлагается структурирование подпрограмм из составных элементов, аналогичных элементам комплексной программы. Подпрограммы имеют те же цели, задачи и принципы формирования, что и комплексная программа в целом.

В ходе разработки комплексной программы были уточнены приоритетные направления подпрограмм. В предлагаемых концепциях обеих подпрограмм рассматриваются задачи применительно к метрополитену и железнодорожному транспорту, разбитые на пять направлений, соответствующие направлениям комплексной программы.

Разделение на этапы реализации подпрограмм повторяет этапы реализации комплексной программы. Первым этапом предусматривалось оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами до 31 марта 2011 г. — в соответствии с п. 16 Указа Президента [4]. Затем должен быть подготовлен перечень объектов, в отношении которых будут проведены мероприятия по созданию Комплексной системы сроком до 1 января 2014 г.

При определении состава и перечня мероприятий, разделяемых на этапы, особое внимание, как для железных дорог, так и для метрополитена, уделено приоритетности реализации выбранных решений. К наиболее уязвимым объектам железно­дорожного транспорта отнесены объекты, в отношении которых были совершены АНВ, в том числе на высокоскоростных линиях.

Для Росжелдора при реализации мероприятий подпрограмм особенно актуален принцип объединения сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов обеспечения транспортной безопасности. Это связано с тесным переплетением железнодорожной инфраструктуры с объектами других видов транспорта, а организация необходимого взаимодействия напрямую касается субъектов федерации.

Одним из наиболее важных вопросов является обеспечение безопасности метрополитенов.

Применительно к метро рассмотрены фактически выполненные работы и финансовые затраты в рамках межведомственной комплексной программы мероприятий по совершенствованию антитеррористической защищенности метрополитена (на 2005—2007 гг.) и аналогичной программы на 2008—2010 гг. А также фактически выполненные работы и финансовые затраты, прошедшие главгосэкспертизу и не выполненные в силу различных причин мероприятия обеих программ в их пересчете на настоящее время. На проведенных межведомственных совещаниях до сведения руководителей региональных министерств и ведомств, городских администраций, муниципальных предприятий, включая метрополитены, и других причастных организаций доведен предлагаемый порядок финансирования, приняты решения в ускоренном порядке совместно проработать соответствующие предложения.

Финансовое обеспечение подпрограмм должно осуществляться из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, а также из собственных средств субъектов транспортной инфраструктуры.

Производится уточнение и корректировка предложений железных дорог и метрополитенов по объемам финансирования и софинансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

В части противодействия угрозам природного и техногенного характера могут быть приняты предложения других ведомств и одобрены соответствующие меры, которые, однако, должны быть взаимосвязаны с реализуемыми мероприятиями по обеспечению транспортной безопасности.

Наши рекомендации