Инженерные, технические средства
И инженерно-технические системы обеспечения
Транспортной безопасности на объектах транспортной
Инфраструктуры и транспортных средствах
Железнодорожного транспорта,
Порядок их функционирования
Структура системы обеспечения
Транспортной безопасности
Федеральный закон «О транспортной безопасности» [1] определил правовые основы транспортной безопасности, закрепив единый для всех видов транспорта системный подход к антитеррористической защите.
Структура системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации: Минтранс России, Департамент транспортной безопасности и специальных программ управления транспортной безопасности в подведомственных Минтрансу России федеральных агентствах и службе специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности и субъекты транспортной инфраструктуры; контрольно-надзорные функции исполняет Ространснадзор (рис. 2.3).
Росжелдор — компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта (постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 г. № 354 [7] в Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта внесены изменения, определяющие соответствующие полномочия). В июне 2009 г. в составе Росжелдора создано Управление транспортной безопасности. Проведена работа по укомплектованию подразделений транспортной безопасности во всех семи территориальных управлениях Росжелдора.
К компетенции Росжелдора в области обеспечения транспортной безопасности относятся пять функций (рис. 2.4):
1) утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
2) утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
3) аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте;
4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
5) ведение реестра категорированных объектов.
Департамент транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России |
Отдел нормативного обеспечения транспортной безопасности |
Отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны |
Отдел мониторинга и анализа государственной политики в области транспортной безопасности |
Отдел координации и взаимодействия в области транспортной безопасности |
Специальный отдел |
Координация и контроль в области обеспечения транспортной безопасности |
Центральный аппарат Минтранса России |
Ространснадзор |
Росавиация |
Росморречфлот |
Росавтодор |
Росжелдор |
Управление транспортной безопасности |
Отдел оценки уязвимости и категорирования |
Отдел по работе с планами обеспечения транспортной безопасности |
Территориальные органы |
Функциональное руководство |
Отдел координации, анализа и прогнозирования |
Контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности |
Управление транспортной безопасности федеральной службы и федеральных агентств |
Выполнение функций компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности |
Выработка государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности |
Субъекты транспортной инфраструктуры |
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности |
Рис. 2.3. Структура системы обеспечения
транспортной безопасности в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации |
Перечень уровней безопасностей |
Порядок аккредитации специализированных организаций |
МВД России |
ФСБ России |
Минтранс России |
Порядок проведения оценки уязвимости |
Требования по обеспечению транспортной безопасности |
Росжелдор |
Ространснадзор |
Федеральная служба по тарифам |
Утверждение Аккредитация
Субъекты транспортной Специализированные
Инфраструктуры организации
Тарифы
Разработка и реализация Утверждение Оценка Контроль
уязвимости и надзор
Планы обеспечения транспортной безопасности |
Категорирование
И ведение реестра
Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства |
Рис. 2.4. Области обеспечения транспортной безопасности
Структура системы обеспечения транспортной безопасности для метрополитена принципиально должна соответствовать структуре такой же системы на железнодорожном транспорте.
До принятия решения о наделении Росжелдора функциями по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности метрополитена агентством проведены совещания в городах, располагающих собственными системами метро. На совещаниях обсуждались вопросы реализации требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и разработки комплексной программы.
Субъекты транспортной инфраструктуры должны обеспечить соответствие мероприятий в рассматриваемой области, в том числе финансируемых за счёт средств федерального бюджета, требованиям действующего законодательства по транспортной безопасности, что подразумевает проведение проектно-изыскательских работ для объектов, имеющих категорию по транспортной безопасности, на основе утвержденных компетентным органом результатов оценки уязвимости объектов. Планы строительно-монтажных работ субъектов транспортной инфраструктуры должны быть взаимосвязаны с утвержденными планами транспортной безопасности объектов.
Несмотря на недостаток необходимой нормативно-правовой базы, работы по обеспечению транспортной безопасности должны проводиться и проводятся. В последующем результаты работ будут оценены с точки зрения принятых нормативных актов.
Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2010 г. № 403 [4] предусмотрено создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта и в этих целях — комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта, предусматривающей объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по обеспечению безопасности на транспорте (далее — комплексная программа).
Комплексная программа включает в себя вместе с подпрограммами для других видов транспорта подпрограммы для метрополитена и железных дорог. Росжелдор подготовил предложения по концепциям подпрограмм «Метрополитен» и «Железнодорожный транспорт» (далее — подпрограммы). При подготовке предложений учтена позиция МВД, ФСБ, МЧС России, ФГУП «УВО Минтранса России», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», ФГП ВО ЖДТ России, ОАО «РЖД», московского и других метрополитенов, остальных федеральных агентств.
В ходе совместной работы с департаментами Минтранса России и ФГУ «Ространсмодернизация» в предложения Росжелдора по показателям результативности, эффективности реализуемых мероприятий и использования финансовых средств был внесён ряд изменений в соответствии с изменениями концепции построения самой комплексной программы.
В целях обеспечения формирования, развертывания и дальнейшего развития комплексной программы при подготовке обеихподпрограмм учтены возможные угрозы безопасности населения на транспорте, рассмотренные в концепции комплексной программы. Предлагается структурирование подпрограмм из составных элементов, аналогичных элементам комплексной программы. Подпрограммы имеют те же цели, задачи и принципы формирования, что и комплексная программа в целом.
В ходе разработки комплексной программы были уточнены приоритетные направления подпрограмм. В предлагаемых концепциях обеих подпрограмм рассматриваются задачи применительно к метрополитену и железнодорожному транспорту, разбитые на пять направлений, соответствующие направлениям комплексной программы.
Разделение на этапы реализации подпрограмм повторяет этапы реализации комплексной программы. Первым этапом предусматривалось оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами до 31 марта 2011 г. — в соответствии с п. 16 Указа Президента [4]. Затем должен быть подготовлен перечень объектов, в отношении которых будут проведены мероприятия по созданию Комплексной системы сроком до 1 января 2014 г.
При определении состава и перечня мероприятий, разделяемых на этапы, особое внимание, как для железных дорог, так и для метрополитена, уделено приоритетности реализации выбранных решений. К наиболее уязвимым объектам железнодорожного транспорта отнесены объекты, в отношении которых были совершены АНВ, в том числе на высокоскоростных линиях.
Для Росжелдора при реализации мероприятий подпрограмм особенно актуален принцип объединения сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов обеспечения транспортной безопасности. Это связано с тесным переплетением железнодорожной инфраструктуры с объектами других видов транспорта, а организация необходимого взаимодействия напрямую касается субъектов федерации.
Одним из наиболее важных вопросов является обеспечение безопасности метрополитенов.
Применительно к метро рассмотрены фактически выполненные работы и финансовые затраты в рамках межведомственной комплексной программы мероприятий по совершенствованию антитеррористической защищенности метрополитена (на 2005—2007 гг.) и аналогичной программы на 2008—2010 гг. А также фактически выполненные работы и финансовые затраты, прошедшие главгосэкспертизу и не выполненные в силу различных причин мероприятия обеих программ в их пересчете на настоящее время. На проведенных межведомственных совещаниях до сведения руководителей региональных министерств и ведомств, городских администраций, муниципальных предприятий, включая метрополитены, и других причастных организаций доведен предлагаемый порядок финансирования, приняты решения в ускоренном порядке совместно проработать соответствующие предложения.
Финансовое обеспечение подпрограмм должно осуществляться из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, а также из собственных средств субъектов транспортной инфраструктуры.
Производится уточнение и корректировка предложений железных дорог и метрополитенов по объемам финансирования и софинансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
В части противодействия угрозам природного и техногенного характера могут быть приняты предложения других ведомств и одобрены соответствующие меры, которые, однако, должны быть взаимосвязаны с реализуемыми мероприятиями по обеспечению транспортной безопасности.