Особенности ТО в сложных условиях эксплуатации
При эксплуатации ДМ в условиях жаркого климата и песчано-пустынной местности смазочные устройства и сопряжённые шарнирные соединения закрывают защитными чехлами из пыленепроницаемых материалов.
Карданные сочленения предохраняют от пыли чехлами из кожи, промасленного брезента, резины, корда и других материалов.
Смазка производится маслами с большей вязкостью, чем при эксплуатации в обычных условиях.
В условиях низких температур эксплуатация машин значительно усложняется.
Пуск двигателя затруднён из-за плохого распыла и испарения топлива.
Ухудшается текучесть дизельного топлива, что затрудняет его прокачивание по трубопроводам топливной аппаратуры.
Кроме того, возникает опасность замерзания воды в системе охлаждения, в результате чего может разрушится радиатор, блок цилиндров, головка и другие детали двигателя.
При подготовке машины для работы в условиях низких температур промывают и заправляют специальным смазочным материалом все точки смазки, а систему охлаждения двигателей – незамерзающей жидкостью – антифризом.
Заливают в аккумуляторы электролит повышенной плотности, утепляют кабины, проверяют исправность стеклоочистителей, утепляют асбестом и войлоком нижние патрубки и трубопроводы, чехлами капоты двигателей.
При t< - 00С в баки тракторов заливают только зимнее топливо. При этом топливо ДЗ можно применять до t = - 300С, а топливо З до -200С (так кА они при t = - 350С и - 250С теряют подвижность, что затрудняет прохождение через фильтры).
Поэтому при t< - 200С рекомендуется применять специальное дизельное топливо ДА (дизельное арктическое), а при его отсутствии к зимнему или летнему дизельному топливу добавляют тракторный керосин (10% при температуре от – 20 0С до – 30 0С; 25% - от – 30 0С до – 35 0С; 70% - от – 35 0С до – 35 0С).
Перед заправкой керосин с дизельным топливом тщательно смешивают в отдельной ёмкости.
В связи с повышенной вязкостью при пониженных температурах механические частицы в дизельном топливе оседают в 5 – 10 раз медленнее, поэтому перед заправкой топливо должно отстаиваться не менее 10 суток, при заправке рекомендуется ставить в воронку фильтр из фланели или капроновой ткани.
Необходимо следить, чтобы в топливе не было снега или льда.
Трактор заполняют топливом сразу по окончании смены, иначе на стенках пустого бака от конденсации содержащейся в воздухе влаги может образоваться иней.
При наличии в баке льда топливо сливают, и ополаскивают бак.
Лёд удаляют, прикладывая к дну бака тряпки, смоченные в кипятке. При этом спускной кран должен быть открыт для свободного вытекания воды из бака.
Отстой из топливного бака и корпуса фильтра рекомендуется сливать каждую смену с последующим заполнением системы питания топливом и удалением из неё воздуха.
Трубки от топливного бака к фильтру грубой очистки и от фильтра к подкачивающей помпе, а также корпус фильтров утепляют войлоком. Это сохраняет температуру протекающего топлива и обеспечивает более надёжную работу топливного насоса и двигателя.
После заправки системы питания и смазочной системы двигателя в бачок заливают пусковое топливо при t≈15 – 200C.
В качестве пускового топлива для тракторных дизелей применяют автомобильный бензин, для пускового двигателя П – 46 – авиационный, для ПД – 10 – смесь из 15 частей (по объёму) автомобильного бензина и одной части дизельного зимнего масла.
Важно точно выдерживать пропорцию, так как повышенное содержание масла вызывает пригорание поршневых колец и снижает развиваемую ПД мощность.
В холодное время года механизмы смазывают маслами менее вязких сортов, температура застывания которых значительно ниже, чем у летних сортов.
Однако существующие зимние сорта масел не обеспечивают необходимую текучесть и часто приходится подогревать их перед заправкой (при от t< – 10 0С до = 70 – 80 0C).
При остановке двигателя машины на длительное время масло из картера сливают, а перед пуском его подогревают и заливают в картер. Заполнение картера горячим маслом сокращает время пуска двигателя.
При решении вопроса о том, какие масла при каких температурах окружающего воздуха можно применять, исходят из того, что температура загустения масла на 8 – 10 0 выше температуры застывания. Следовательно при tокр = -200С нужно использовать масло с tзам не выше – 300С.
Запрещается подогревать масло в открытых вёдрах непосредственно на огне, так как резко ухудшаются его свойства; следует подогревать масло только в специальных передвижных или стационарных водомаслогрейках при температуре не выше 70 – 800С.
Прогрев двигателя
Перед пуском холодного двигателя при температуре до – 150С рекомендуется его предварительно прогреть, что снижает износ деталей и ускоряет пуск.
Для предварительного подогрева заполняют систему охлаждения горячей водой, а картер – горячим дизельным маслом.
При использовании воды для охлаждения работающего двигателя нужно принять меры, предотвращающие её замерзание в системе во время заправки.
Для этого радиатор закрывают шторкой, открывают и прочищают все сливные отверстия в двигателе.
При заливке воды, нагретой до t = 90 – 95 0C, следят, чтобы она не попадала в патрубок, соединяющий верхний бак радиатора с головкой блока двигателя.
Во время заливки необходимо контролировать вытекание воды из сливных отверстий и при необходимости прочищать.
Отверстия закрывают при вытекании воды t = 30 – 40 0C и заполняют систему охлаждения кипятком.
При недостаточном прогреве двигателя спускают всю воду и заменяют её горячей.
Двигатель считается прогретым при температуре головки блока 30 – 40 0C.
При сильных морозах количество заправляемой горячей воды, необходимое для предпускового подогрева двигателя, зависит от температуры окружающего воздуха.
В случае замерзания воды при заполнении радиатора прекращается её циркуляция и начинается интенсивное её испарение и перегрев двигателя.
Тогда двигатель переводят на малые обороты, закрывают шторки капота, определяют места замерзания, которые отогревают. Применять открытое пламя для этого не рекомендуется.
Целесообразно перед пуском двигатель прогреть горячей водой, а антифриз, нагретый до 60 – 70 0С залить в систему охлаждения после пуска и прогрева двигателя взамен слитой воды.
В процессе эксплуатации вода из антифриза испаряется и увеличивается процент содержания этиленгликоля, что повышает удельный его вес.
При этом температура замерзания антифриза становится более низкой, но теплоёмкость и теплопроводность уменьшается.
Уровень антифриза проверяют при доведении двигателя до нормальной рабочей температуры.
Для уменьшения концентрации этиленгликоля периодически доливают в антифриз воду (через 20 – 30 ч работы). Проверяя при этом его плотность.
Для избежания потерь при заправке двигателя не нагретым антифризом его заливают меньше объёма системы на 5 – 8%.
По окончании зимней эксплуатации антифриз сливают в плотно закрывающуюся тару с надписью «яд» и сдают на склад для хранения.
Систему охлаждения промывают.
Подогретое масло в смазочную систему двигателя заливают перед заправкой системы охлаждения водой, так как оно остывает медленнее.
Пуск двигателя производить быстрее, чтобы не остыли масло и вода.
Подогретое масло ускоряет процесс заправки, легко проходя через сетку-фильтр горловины и в заливные отверстия корпусов агрегатов двигателя.
Трансмиссионное масло при очень низких температурах разжижают добавлением до 25% дизельного топлива.
В корпуса топливного насоса, регуляторов дизельного и пускового двигателей, в картер механизма передачи и в счётчик мото-часов – заливают зимнее дизельное масло.
Подшипники водяного насоса, шкива вентилятора, опорных катков и поддерживающих роликов смазывают автотракторным или зимним дизельным маслом.
Ведущие мосты, коробки передач, корпуса редукторов и зубчатых передач заправляют зимним автотракторным трансмиссионным маслом, а при его отсутствии заливают смесь из 75% автотракторного трансмиссионного масла и 25% дизельного топлива.
Машины зимой необходимо смазывать сразу после окончания работы до застывания деталей. В этом случае масло проникает лучше в смазываемые места и заполняет зазоры между деталями.
В холодное время года практикуется разбавление солидола минеральными маслами. Но введение масел большей вязкости чем веретённое, на котором готовится солидол, ухудшает низкотемпературные и эксплуатационные свойства смазки.
Поэтому разбавлять солидол можно только в исключительных случаях (до 30% дизельным топливом, тщательно перемешивая их при температуре не выше 500С).