Хранение и консервация машин
Основной задачей консервации (хранения) ДМ является поддержание их работоспособности на уровне технических условий.
Сохранить ДМ в периоды между прямой их эксплуатацией обеспечивается проведением комплекса работ, состав и объём которых зависит от времени и условий хранения.
В процессе хранения ДМ, не прошедшие специальной подготовки, подвергаются медленному разрушению под воздействием атмосферных условий, нагрузок и монтажных напряжений.
Металлические детали машин, не защищённые смазкой, подвергаются коррозии; резиновые изделия под воздействием солнечных лучей, низких температур и влаги пересыхают, теряют упругость, становятся жёсткими и покрываются мелкими трещинами, которые постепенно углубляются и разрушают изделие; в рессорах и пружинах, находящиеся под нагрузкой, появляются остаточные деформации, снижаются упругость и срок их службы.
Водяные пары, находящиеся в атмосфере, при понижении температуры конденсируются и оседают на поверхности деталей в виде тонкой плёнки влаги, в которой растворяются кислоты и щёлочи газов, пыли и почвы, образуются активные электролиты.
Пыль, осаждаясь на поверхности металла вследствие своей гигроскопичности, конденсирует влагу из атмосферы и создаёт условия для коррозии.
Коррозия, возникающая на поверхностях сопряжённых взаимно перемещающихся при работе деталей, значительно повышает трение и способствует увеличению износа.
Под действием солнечного света, влажности, перепадов температур стареют детали из полимерных материалов и лакокрасочные покрытия.
Детали из прорезиненной ткани, текстиля, кожи, дерева – под действием влажного воздуха покрываются плесенью и гнилостными микробами.
Различают три вида хранения машин – межсменное, кратковременное и длительное.
Межсменное хранение (8 – 16 ч) – включает работы в объёме ежесменного ТО, обеспечивающие создание условий, исключающих неблагоприятное воздействие окружающей среды на сохранность машин, а также обеспечивающих возможность пуска двигателя.
Машины должны храниться в закрытых помещениях, а при отсутствии их – под навесами или на специально выделяемых сухих площадках.
При открытом хранении для защиты от дождя и снега машины закрывают брезентом, а при больших габаритах укрывают брезентом силовую установку и открытые части трансмиссии.
В зимнее время необходимо слить воду из систем охлаждения, а при сильных морозах (ниже – 200 С) слить также масло из картера.
Кратковременное хранение (до 2 – 3 месяцев), обусловленное сезонными и климатическими условиями, наличием помещения для хранения и пр., требует выполнение работ в объёме ЕО и некоторых дополнительных работ, предохраняющих машины от порчи, аналогичные принимаемым при долгосрочном хранении.
Длительное хранение – консервация (свыше 3 месяцев), мероприятия полного и необходимого комплекса работ, направленных на значительное ограничение вредного влияния окружающей среды, а также других причин, способствующих разрушению и износу машин, их узлов и деталей (например, напряжения от собственного веса, напряжения и нагрузки пружин и т.п.).
Перед передачей машин на консервацию на них заводится карточка с указанием даты постановки их на консервацию и снятия. Передача сопровождается соответствующим распоряжением по хозяйству.
Необходимо очистить машины, промыв их как снаружи так и внутри; выполнить ремонтные и регулировочные работы; покрыть узлы и детали предохранительными составами (техническим вазелином, смазкой консервационной К – 17 или мазью, содержащую масло индустриальное “30” – 75% , смазку универсальную тугоплавкую УТ – 20%, канифоль – 5 %).
Окрашенные части машин после мойки и сушки покрывают слоем восковой пасты, а неокрашенные защитным лаком.
Следы старой коррозии зачищают и покрывают красками, мазями или другими составами.
При консервации в ответственных узлах машины должны быть сняты все монтажные напряжения и нагрузки от собственного веса.
Для этого машины независимо от их хода устанавливают на подставки и подкладки так, чтобы они обладали хорошей устойчивостью.
При этом колеса должны быть на высоте от пола 5 -10 см, а гусеницы размещены на деревянных подкладках.
После установки пневмоколёсных машин на подставки давление в шинах снижают до 70% от нормального.
Такие части машин как стрелы, хоботы, консоли, поддерживаемые канатно-блочной или гидравлической системами, укладывают на специальные козлы или стойки.
Рессорные и другие амортизационные устройства подвергают тщательной проверке, смазыванию и, если необходимо, заправке соответствующими рабочими жидкостями, после чего их закрывают промасленной бумагой или брезентом.
По окончании всех работ по консервации и после установки их на место производится опломбирование кабин, канатов и крышек топливных резервуаров. После этого заполняют карточку консервации и вешают на машину бирку с указанием даты перевода на консервацию и фамилии ответственного за хранение.
Для большинства машин, хранимых в помещении, состояние консервации проверяется каждые 5 – 6 месяцев, а контроль работоспособности машины путём опробования в холостую производится каждые 10 -12 месяцев.
Сроки проверки машин, хранимых на открытом воздухе, сокращаются вдвое.
Консервация ДВС
При подготовке двигателя к хранению особое внимание должно быть обращено на предупреждение коррозии цилиндров и клапанных гнёзд.
Если машины ставят на кратковременное хранение, то топливо из баков и систем питания можно не сливать, а заполнить их до отказа, не оставляя свободного пространства, так как частичное заполнение приводит к более интенсивной коррозии.
Перед постановкой двигателя на долгое хранение из его топливного бака и системы питания удаляют топливо.
Полости системы питания просушивают естественным образом либо применяя сжатый воздух.
Затем внутреннюю поверхность топливного бака частично заполняют смазочным материалом, покрывая его стенки масленой плёнкой.
После этого отверстие бака плотно закрывают и обёртывают промасленной бумагой.
При хранении двигателя в зимнее время из системы охлаждения сливают воду или антифриз и просушивают её.
Для этой цели двигатель при открытой пробке радиатора должен проработать на холостом ходу и при малых оборотах в течении 2 – 3 минут.
Если после этого времени из горловины радиатора будут ещё появляться следы пара, то двигателю дают возможность поработать ещё 5 минут.
После выключения двигателя горловину и пробку радиатора очищают и заклеивают бумагой, пропитанной смазкой УТ – 1.
Продукты сгорания из цилиндров двигателя удаляют проворачиванием его вала вручную или при помощи специального пускового устройства без подачи топлива и при снятых форсунках на дизельном двигателе и при удалённых свечах на карбюраторном двигателе.
Вал двигателя проворачивают не более 15 – 20 секунд.
Для предупреждения коррозии в каждый из цилиндров заливают нагретое до 50 – 700С масло, применяемое для смазывания двигателя.
Масло в цилиндры заливают в начале такта сжатия.
При проворачивании вала двигателя смазывание происходит не только стенок цилиндра, но и через отверстия клапанных гнёзд также клапанов, направляющих втулок и гнёзд клапанов.
Объём заливаемого в каждый цилиндр масла должен составлять в среднем 80% объёма камер сгорания.
После смазки цилиндров все отверстия закрывают деревянными пробками, обёрнутыми бумагой, пропитанной смазкой УТ – 1.
При очень длительном хранении двигателей необходимо провести ряд дополнительных мероприятий: удалить масло из картера, промыть его маслом низкой вязкости и вновь заправить свежим маслом; залить свежим (обезвоженным) маслом топливный насос и регулятор; разобрать фильтры, промыть и собрать их и поставить на место; разобрать карбюратор, промыть, смазать его и поставить на место, обернув бумагой, пропитанной смазкой УТ – 1; топливные баки необходимо снять, промыть и высушить.