Фиксация следов транспортных средств
Следы транспортных средств имеют большое значение для раскрытия преступлений Ценную информацию можно получить при осмотре любых выступающих частей этих средств (бамперов, облицовка радиатора, кабины, кузова, фар, подфарников и т. п.) Однако наибольшее значение имеют следы от ходовой части: колея, оставляемая протекторами шин, металла, шинами или деревянными колесами гужевого транспорта, гусеницами, полозьями саней и т. п.
Шиной автомобиля, мотоцикла, велосипеда называется комплект, состоящий из камеры, покрышки, оставвляющей след, и прокладки между камерой и ободом колеса.
На внешней стороне покрышки автомобильной шины обозначаются ее модель, размеры, наименование завода-изготовителя (начальной буквой), месяц и год выпуска. Размеры шин указываются в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм), На автомобильных шинах низкого давления (1,75—. 5,5 атм.) обозначаются размеры ширины их профиля и внутреннего диаметра, разделенные знаком —. Например, обозначение «Я-44, 7,5—20 М V 78» расшифровывается так: «Шина низкого давления, модель Я-44, ширина профиля шины — 7,5 дюйма, ее внутренний диаметр— 20 дюймов, московский завод, май 1978 г.».
На автомобильных шинах высокого давления (5,5— 7 атм.) обозначаются размеры их внешнего диаметра и ширины профиля, разделенные знаком X.
На велосипедных шинах обозначаются размеры их внутреннего диаметра и высота профиля, разделенные знаком X.
Чаще всего след оставляет протектор, т. е. соприкасающаяся с дорогой часть покрышки, имеющая специфическую форму поверхности. По рисунку протектора можно устанавливать модель шины.
При . движении автомобиля по прямой на дороге остаются только следы его задних колес (следы передних колес полностью или частично уничтожаются задними колесами). Такие следы нужно прослеживать до поворота, поскольку на нем видны следы всех колес.
Трехосный автомобиль оставляет на повороте следы колес первой и третьей осей. Следует также иметь в виду, что если автомобиль имеет прицеп, следы его колес перекрываются следами колес его задней оси. Прицеп оставляет волнообразные следы.
Ширина колеи определяется путем измерения расстояния между центрами следов левого и правого колес.
0ри наличии следов двускатных колес автомобилей измеряется расстояние между средними линиями отпечатков протекторов. Если следы неполные, нужно измерить расстояние между аналогичными элементами рисунков следов (см. рис. 13).
Длина следа одного оборота колеса определяется измерением расстояния между двумя соседними отпечатками с одними и теми же особенностями шины (за-
Рис. 13. Схема измерения колеи:
аб— колея; вг — ширина следа колеса; К — колея, измеренная по следам двускатных колес
платами, выбоинами, трещинами и т. п.). Длина следа одного оборота равна длине окружности колеса.
Соотношение между отдельными размерами автомобильной шины определяется по следующим формулам:
1) /) = __?, где!) — внешний диаметр шины, а 5—>
длина окружности шины, равная следу одного оборота колеса; 2) О=а + (2В — 2 дюйма), где с? — внутренний
гч » г
диаметр шины, а В — ширина ее профиля; 3) Л= г-у, где М — ширина протектора.
При описании следов автомобиля (мотоцикла, велосипеда) в протоколе осмотра места происшествия следует отражать:
1) их местонахождение на участке прямолинейного движения, на повороте и поверхность, на которой они найдены;
2) вид и состояние грунта или покрытия дороги (асфальтированная, грунтовая дорога; глинистый, черноземный, песчаный грунт; грунт влажный, сухой % т.п.);
3) вид следов (поверхностные, объемные);
4) количество следов;
5) соотношение между следами передних и задних колес (полностью ли перекрыты следы передних колес или часть этих следов сохранилась в виде полоски (нужно указывать ее ширину);
6) размер колеи;
7) ширину отображения беговой дорожки протектора;
8) максимальную глубину объемных следов по отношению к поверхности дороги;
9) строение рисунка протектора (состоящий из шашек, извилистых, ломаных линий и т. п.);
10) форму, размеры и расположение отпечатков особенностей поверхности колеса или шины (заплат, трещин, выбоин и т. п.);
11) длину следа одного оборота колеса (определяется по одной из повторяющихся особенностей);
12) длину следа торможения, радиус поворота;
13) признаки, характеризующие направление движения;
14) части (детали), а также вещества, отделившиеся от того или иного транспортного средства, их расположение относительно следов колес транспортного средства либо других ориентиров;
15) приемы и средства, использовавшиеся специалистом для изъятия следов и иных объектов.
При определении направления движения автомобиля следует учитывать следующее:
1) в следах шин повышенной проходимости вершины углов рисунка, как правило, направлены в сторону, противоположную направлению движения автомобиля;
2) направление окрашенных следов колес, образующихся в результате воздействия на них воды и грязи при переезде автомобилем луж, а также следов их высыхания совпадает с направлением движения автомобиля;
3) вытянутые концы капель жидкости, масла, стекающие с автомобиля, при его движении обращены в сторону движения;
4) концы сломанных при их переезде автомобилем палок, веток, соломинок обращены в сторону движения;
5) угол схождения следов на поворотах меньше угла их расхождения;
6) дно следа иногда состоит из уступов, пологие стороны которых обращены в сторону движения;
7) около следов в пыли образуются валики, составляющие со следом острый угол, вершина которого направлена в сторону движения;
8) кусочки грунта перемещаются колесами в сторону, противоположную направлению движения;
9) трава приглаживается буксующими колесами в сторону, обратную направлению движения;
10) около вдавленных в грунт автомобилем камней образуется зазор со стороны, противоположной направлению движения автомобиля.
Ниже приводится примерное описание в протоколе следов автомобиля:
«...В 15 м справа от шоссейной дороги (если стать лицом к югу) и в 5 м 10. см от трупа, на песчаном грунте обнаружены отчетливые объемные следы от протекторов автомашины. Следы направлены по линии северо-запад — юго-восток. Они ^состоят из двух беговых дорожек. Ширина каждой из них—15 см. Максимальная глубина следов — 5 см. Размер колеи—167,5 см. На отдельных участках следов хорошо выражены ступеньки, пологие стороны которых обращены на северо-запад. На одном из участков левой дорожки (если стать лицом к юго-востоку] имеется вдавленный камешек. В следах отобразился рисунок протекторов шин, состоящий по бокам из двух тонких параллельных полос с расстоянием между ними 4 мм, а посередине — из многочисленных несколько выгнутых прямоугольников размером 5X2,5 см. На левой беговой дорожке (если стать лицом к юго-востоку) обнаружена повторяющаяся особенность в виде стертости продолговатой формы, наибольшая длина которой составляет 8 см, а наибольшая ширина — 2,5 см. Расстояние между соседними аналогичными особенностями — 225,3 см. Следы измерялись при помощи мягкой рулетки и линейки с миллиметровыми делениями. Произведена фотосъемка с целью запечатления общего вида следов и их отдельных участков фотоаппаратом «Зенит-Е» (объектив «Индустар-50», диафрагма — 8, выдержка — 1/60, пленка — 65 единиц) при естественном дневном освещении (относительно ясной погоде). Изготовлены гипсовые слепки».
Колеса гужевого транспорта имеют металлические, пневматические, сплошные и составные резиновые шины. Редко встречаются колеса без шин.
Металлические шины представляют собой кольцеобразно изогнутые железные полосы, концы которых сварены между собой. В большинстве случаев место сварки легко обнаружить по образующемуся на нем шву. Эти шины прикрепляются к колесам гвоздями, болтами, захватками.
Пневматическими шинами оснащаются гужевой транспорт, предназначенный для перевозки людей, и грузовые повозки. Причем на гужевом грузовом транспорте нередко устанавливаются те же шины, что и на легковых автомобилях и мотоциклах.
Составные резиновые шины состоят из ряда самостоятельных резиновых кубиков, укрепленных на колесе друг за другом. Каждый резиновый кубик составной шины оставляет в следе свой отпечаток. След от такой шины представляет собой полосу, состоящую из ряда квадратов. Составными резиновыми шинами оснащаются легковые гужевые транспортные средства (пролетки, линейки, дрожки).
Колеса без шин могут быть деревянными и металлическими. Деревянные колеса устанавливаются на транспортных средствах, предназначенных для перевозки небольших грузов по грунтовым дорогам. Они оставляют след своего обода. Обод представляет собой деревянный брусок, согнутый кольцом. Концы обода скрепляются между собою шипом. Если шип хорошо выражен и концы спиц выходят на поверхность обода, они отпечатываются в следе. Часто рассматриваемые нами транспортные средства оснащаются ободами, имевшими ранее металлические шины. Поскольку концы таких ободов обычно не скреплены шипами, они расходятся в стороны, образуя небольшой промежуток. При этом последний отпечатывается в следе.
Металлические колеса, предназначенные для использования без шин, имеют согнутый в кольцо обод в виде железной полосы со сваренными концами. Такие колеса устанавливаются на сельскохозяйственных машинах. В оставляемых металлическими колесами следах отпечатываются обод, концы спиц, выходящие на его поверхность, и шов в месте сварки.
Гужевой четырехколесный транспорт существенно отличается от автомобильного по устройству и креплению колес и осей. Эти отличия состоят в следующем:
1) оси его колес устанавливаются не точно по отношению друг к другу. Поэтому нередко одна из осей оказывается смещенной в сторону относительно другой;
2) колеса устанавливаются на осях с большим допуском, что позволяет им во время движения перемещаться вдоль осей. Вследствие отмеченных конструктивных недостатков следы гужевого четырехколесного транспорта при его прямолинейном движении могут располагаться самым различным образом. Поэтому определить, какие следы оставлены передними колесами, а какие — задними, можно только в тех случаях, если след заднего колеса то перекрывает след переднего, то идет отдельно от него, а также на поворотах;
3) для гужевого транспорта характерно частое образование так называемой восьмерки колеса, т. е. прогиба последнего в сторону от плоскости его вращения. Вследствие этого каждая точка обода при вращении колеса как бы описывает восьмерку. При этом образуется равномерный волнообразный след, который повторяется через промежутки, равные длине окружности колеса.
При описании в протоколе следов гужевого четырехколесного транспортного средства необходимо зафиксировать:
1) рельеф рисунка шин (если следы оставлены пневматическими шинами или сплошными резиновыми шинами с рельефным рисунком). Для этого предварительно проверяют, все ли шины имели одинаковый рисунок. Если следы передних колес на прямой не видны, так как покрыты следами задних, необходимо найти место поворота транспортного средства и на нем осмотреть следы передних колес;
2) длину следа одного поворота колеса (определяется тем же способом, что и длина следа одного поворота колеса автомобиля);
3) ширину следов. Желательно измерить ширину следов всех колес. Если оба следа или один из следов передних колес полностью не видны, поскольку частично покрыты следом заднего колеса, нужно измерять ширину следа переднего колеса на повороте. Если поворот обнаружить не удается, рекомендуется вначале измерять только верхний след заднего колеса, а затем оба следа (верхний и нижний) вместе. В тех случаях, когда след заднего колеса покрывает след переднего полностью, нужно измерять только след заднего колеса. Ширину следов не измеряют, если плохо просматриваются их края. Это характерно, в частности, для поверхностных следов железных шин, образованных на твердой дороге.
При измерении ширины следов нужно иметь в виду, что ширина следа пневматической шины обычно меньше размеров ее профиля, а ширина следов сплошной и составной резиновых шин немного больше ширины самих шин, поскольку размеры последних под давлением груза увеличиваются;
4) расположение следов, оставленных на прямом отрезке дороги, определяется путем измерения расстояний между ними, осуществляемого с учетом размещения этих следов. Если следы идут отдельно, делаются три измерения: от первого переднего края следов до второго, от второго — до третьего и от третьего до четвертого.
Если оба следа или какой-либо один след передних колес частично или полностью покрыты следом заднего: колеса, такой состоящий из двух след принимается за один. Поэтому если один из следов совмещается с другим, а два следа идут отдельно, надо сделать не три, а два измерения. Если же оба следа передних колес совмещаются со следами соответствующих задних колес, следует производить только одно измерение.
Если при осмотре места происшествия выясняется, что расстояние между следами не является постоянным, а изменяется, этот факт нужно зафиксировать в протоколе. При этом все измерения производятся не в одном, а в двух местах: в месте, где следы сходятся наиболее близко друг к другу, и там, где они расходятся наиболее далеко.
В протоколе также указывается, след какого колеса свидетельствует о наличии восьмерки (если это можно определить по расположению следов).