Организация перевозки грузов маршрутными, групповыми, контейнерными и мелкими видами отправок
Маршрутная и групповая отправки
Под маршрутным поездом понимается состав поезда установленного веса или длины, сформированный ж.дорогой на станции или ГО на подъездном пути с обязательным прохождением им не менее одной технической станции без переработки.
Управление групповыми и маршрутными грузопотоками осуществляется путем разработки ПФ маршрутных поездов. Данный ПФ определяет для каждой станции погрузки перечень назначений определенных видов маршрутов.
Целью разработки ПФ является оптимизация распределения грузопотоков по каждому назначению.
Контейнерная отправка
Грузовой контейнер – единица транспортного оборудования с внутренним объемом более 1 м3.
Использование контейнеров позволяет снизить требования к упаковке груза, сократить количество грузовых операций с грузом, снизить трудоемкость выполнения погрузо-разгрузочных работ, снизить себестоимость перевозки мелких отправок, уменьшить потребности в крытых складах.
Ограничениями для грузов при перевозке в контейнере являются масса и нагрузка на пол контейнера. При погрузке грузов в местах общего пользования масса 1 грузового места для крупнотоннажного контейнера д.б. < 1500 кг, для среднетоннажного – 1000 кг.
Контейнерные перевозки классифицируются по способу формирования поездов на:
1. контейнерный – предполагает формирование состава поезда, состоящего из вагонов, загруженных контейнерами. Эти поезда следуют без переформирования до станции назначения или до станции расформирования состава, являюсь контейнерными маршрутами;
2. грузовой – предполагает формирование поезда, в составе которого также находятся вагоны с контейнерами. Данный способ используется, если контейнеропотоки в определенное назначение недостаточны для формирования контейнерных поездов.
Управление контейнеропотоками осуществляется путем разработки ПФ контейнеров и организации работы контейнерных поездов.
ПФ контейнеров определяет для каждой станции погрузки перечень контейнерных поездов (их назначения) и грузовых поездов с контейнерами в составе. Цель разработки ПФ – оптимизация распределения контейнеропотоков по назначениям между контейнерными и грузовыми поездами.
Составление ПФ контейнеров предполагает разработку двух отдельных планов:
1. ПФ контейнерных поездов;
2. ПФ грузовых поездов с контейнерами.
Каждый из этих планов разрабатывается на сетевом и дорожном уровнях и составляется для двух типов контейнеров – среднетоннажных и крупнотоннажных.
Мелкая отправка
Для грузов, предъявляемых к перевозке мелкой отправкой, накладываются следующие ограничения:
1. по объему груз д.б. не более 1/3 вместимости вагона или 1/4 вместимости контейнера;
2. общая масса грузов не д.б. более 20 т;
3. масса и длина 1 грузового места (в местах общего пользования) д.б. 20-1500 кг и не более 2 м при перевозке в крытых вагонах;
4. при перевозке в открытом ПС по массе 1,5 – 10 т, по длине, ширине и высоте – в пределах габарита погрузки;
5. при перевозке в контейнерах – не более 1500 кг (для крупнотоннажного) или не более 1000 кг (для среднетоннажного); по габаритам – не превышать внутренние размеры контейнера.
Управление грузопотоками осуществляется:
1. разработка ПФ сборных вагонов
Для каждой станции и грузосортировочной платформы определяется перечень назначений прямых и перегрузочных сборных вагонов.
Данный ПФ разрабатывается на сетевом и дорожном уровнях.
Сетевой ПФ разрабатывают для сетевых грузосортировочных платформ и крупных погрузочных станций, на которых зарождаются или разветвляются мощные грузопотоки.
Внутридорожные составляют для местных грузопотоков и станций, не вошедших в общесетевой план.
2. организация работ грузосортировочных платформ
Грузосорт. ПЛ создают в пунктах разветвления грузопотоков на крупных сортировочных станциях и узлах. Они предназначены для сортировки мелких отправок, временного хранения груза, а также для их приема и выдачи.
Для сортировки мелких отправок на грузосорт. ПЛ применяют 3 способа:
- секционный – все мелкие отправки выгружают из сборного вагона и распределяют по специализированным секциям согласно назначениям, после этого отправки загружают в ближайшие порожние вагоны;
- с оставлением «ядра» - из вагонов выгружаются только те отправки, которые не соответствуют основному пункту назначения отправок; выгруженные отправки распределяют по секциям и загружают в вагон того же назначения, что и ядро;
- способ непосредственной перегрузки – сортировка отправок непосредственно из вагона в вагон; при этом отправки одного назначения оставляют в вагоне (формируют ядро), а отправки, не относящиеся к ядру, перемещают в другие вагоны.
3. составление календарных планов в погрузке мелких отправок на станциях отправления
Основывается на заявках на перевозку. Назначаются дни погрузки мелких отправок по назначениям ПФ. Накануне этого дня грузы завозятся на склады станции.
4. организация взаимодействия ж.дороги и автотранспорта
Для исключения сборно-раздаточных вагонов для обслуживания промежуточных станций работу с мелкими отправками концентрируют на ограниченном числе станций (зонные станции), завоз и вывоз на которые мелких отправок осуществляется с определенной территории.
Зонные станции располагаются в крупных административных и промышленных центрах, а в ее районе тяготения формируется разветвленная автомобильная транспортная сеть.