Расчет передаточного числа на первой передаче
Передаточное число на первой передаче находят по заданному техническими условиями коэффициенту сопротивления дороги (из выражения для определения динамического фактора, пренебрегая силой сопротивления воздуха, т.к. она незначительна на небольших скоростях движения):
, (2.4)
где - вес автомобиля с полной нагрузкой, =334900 ;
- максимальный крутящий момент двигателя, =1614,3 ;
- максимальный коэффициент дорожного сопротивления, преодолеваемого на первой передаче.
Максимальный коэффициент дорожного сопротивления, преодолеваемого на первой передаче составляет:
- для грузовых автомобилей с колесной формулой - ;
- для полноприводных автомобилей при включении понижающей передачи демультипликатора - .
Полученное значение проверяется по условиям отсутствия буксования.
Для заднеприводных автомобилей:
, (2.5)
где - коэффициент сцепления движителей с дорогой ( );
- база автомобиля, ;
- высота центра масс, .
Высоту центра масс выбирают по следующим параметрам:
- груженный грузовой автомобиль с колесной формулой - ;
- груженный грузовой автомобиль с колесной формулой , - ;
Минимальная скорость движения определяется по выражению:
. (2.7)
Значение минимальная скорость движения :
- для грузовых автомобилей - ;
Если найденная минимальная скорость автомобиля превышает рекомендуемое значение, то передаточное число понижающей передачи раздаточной коробки уточняют, пользуясь выражением:
Выбор числа ступеней коробки передач
Число ступеней трансмиссии выбирается в зависимости от диапазона передаточных чисел :
. (2.8)
Таблица 2 – Диапазоны выбора числа ступеней трансмиссии
5,7-8,5 | 7,9-9,35 | 8-10 | 9,2-18,5 | 13-19,4 | 17-24,7 | |
- число передач |
Для автомобилей грузоподъемностью 3-10 тонн наиболее рациональны 5 и 6 ступенчатые, а для автомобилей с большей грузоподъемностью многоступенчатые коробки передач – 8-20 ступеней.
Для автомобилей-тягачей применяют коробки передач с делителем, имеющие от 8 до 20 ступеней. На автомобилях повышенной проходимости чаще всего применяют 4 и 5 ступенчатые коробки передач в сочетании с 2-х или 3-х ступенчатой дополнительной коробкой.
Выбор передаточных чисел промежуточных передач
Передаточные числа определяются через знаменатель геометрической прогрессии :
, (2.9)
где - число передач,
Передаточные числа остальных передач определяются по формулам:
; | ; | ; | и т.д. | (2.10) |
Передаточное число заднего хода определяется по выражению:
. (2.11)
Передаточные числа трансмиссии:
. (2.12)
Скорости движения автомобиля на всех передачах, соответствующие максимальной угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя (точка «А»).
; | ; | ; | и т.д. | (2.13) |
Скорости движения автомобиля, соответствующие остальным характерным режимам работы двигателя (точка «В», «С», «Д») определяют по формуле:
, (2.14)
где - текущее значение угловой скорости вращения коленчатого вала двигателя, ; - передаточные числа трансмиссии на каждой передаче.