Рассказ К. Д. Ушииского «Лекарство»
Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьёт лекарство с трудом, и говорит «Дай, я за тебя выпью!»
• Для чего врач прописал маме лекарство?
• Каким оно было на вкус?
• Легко маме было пить невкусное, горькое лекарство?
• Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка ?
• Почему девочка предложила маме выпить за неё лекарство?
• Как можно назвать такую девочку?
• Как может девочка помочь больной матери?
Рассказ Л. Н. Толстого «Волк и коза»
Видит волк, что коза пасётся на горе, и никак ему к ней не подобраться. Волк козе и говорит: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее, и трава для корма слаще». А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моём, а о своём корме печёшься!»
Вопросы:
• Где паслась коза?
• Мог волк к ней подобраться ?
• Зачем волк предлагал козе спуститься с горы?
• Как ты думаешь — внизу трава была действительно слаще?
• О каком корме для волка говорит коза?
• Кто из зверей (волк или коза) хищник?
• Что могло бы случиться с козой, если бы она приблизилась к волку?
• Могла бы коза стать кормом для волка?
• О чьём корме заботился волк?
Рассказ Л. Н. Толстого «Три Калача и одна баранка»
Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку».
Вопросы:
• Прав мужик или нет ?
• В чём его ошибка?
• Мог он наесться одной баранкой ?
• Почему он стал сыт после того, как съел баранку?
• Зря мужик ел калачи?
УПРАЖНЕНИЕ №18
Цель: проанализировав ситуацию, изображённую на картинке, подробно объяснить — в чём состоит её нелепость, неправдоподобность.
УПРАЖНЕНИЕ №19
Цель: к каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним, то есть пару слов с противоположным значением. С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг — глупый враг.
Яркий рассвет (тусклый закат), низкий спуск (высокий подъём), короткий день (длинная ночь), открытый вход (закрытый выход)
Слабый мороз Грустная старость
Трусливый богач Долгожданная находка
Тихий плач Узкий выезд
Знаменитый смельчак Выгодная покупка
Добрый друг Радостная встреча
Неожиданный отъезд Плавный вдох
Вспомнить радость Светлый верх
Внешнее спокойствие Извилистый спуск
Давняя обида Мелкий недостаток
Отдать много Взволнованный враг
Пустить сверху Тёмное прошлое
УПРАЖНЕНИЕ №20
Цель: наиболее полно и связно объяснить — в чём нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Быстрый бег у тигра-крошки,
У ежа — огромный рост,
У слона кривые рожки
И большой пушистый хвост.
Сел воробышек на дом,
Провалилась крыша.
Под берёзою с котом
Пляшут польку мыши.
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
Из воды, увидев волка,
Белка бросилась к кустам,
Бегемот залез на ёлку
И грызёт орешки там.
Мухи съели паука,
Рыбы ловят рыбака,
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
УПРАЖНЕНИЕ №21
Цепь: в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей. Подробно и связно объяснить — в чем сущность отличия.
Пример: в 3-х случаях кружок и точка находятся в противоположных углах четырёхугольника, и только в одной фигуре они расположены в соседних углах.
УПРАЖНЕНИЕ №22
Цель:подробно объяснить, в чём ошибка предложенных суждений. Используя по-отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных варианта.
Пример:яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части — про вкус. А сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес и пр.) Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный или яблоко сладкое, а лимон кислый.
• Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле
• У гуся длинная шея, а цыплёнок маленький
• Ваза хрустальная, а стаканчик лёгкий
• Холодильник белый, а ковёр мягкий
• Вата лёгкая, а гиря чёрная
• У зайца длинные уши, а медведь коричневый
• Зебра полосатая, а леопард злой
УПРАЖНЕНИЕ №23
Цель:подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов.
В случаях затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ребёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).
Пример:(сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: главное отличие (птица живая, а самолёт — неживой), голова (у птицы есть голова, у самолёта — нет), движение крыльев (птица машет крыльями, а самолёт — нет), перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет), и т.п.
• Самолёт и птица • Река и озеро
• Солнце и луна • Туча и облако
• Книга и альбом • Трамвай и метро
• Компьютер и телевизор • Кастрюля и сковородка
• Зонт и крыша • Велосипед и автобус
• Коляска и санки • Столб и дерево
• Нож и ножницы • Ваза и банка
• Платье и сарафан • Шкаф и тумбочка
• Наволочка и пододеяльник • Топор и молоток
• Гвоздь и шуруп • Половник и ложка
• Вилка и грабли • Дом и теплица
• Будка и клетка
УПРАЖНЕНИЕ №24
Цель:подробно рассказать о представлениях, вызываемых каждым словом.
В случае затруднений взрослый помогает ребёнку наводящими вопросами, чтобы научить наиболее полно формулировать понятия.
Пример:(определение ребёнка) лужа — это такая ямка в земле. Вопросы взрослого: «А в асфальте может быть лужа? А эта ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно утонуть?» и т.п.
После целого ряда аналогичных вопросов ребёнку предлагается дать обобщённое определение.
• Ложь • Наказание • Тюль
• Скворечник • Гроза • Рельсы
• Стужа • Перила • Грядка
• Теплица • Дворец • Шалаш
• Кафель • Магнитофон • Бассейн
• Подъезд • Соревнование • Эскалатор
• Клетка • Душ • Телевизор
• Почка • Веранда • Песочница
• Приз • Праздник • Открытка
• Дружба • Почтовый ящик • Обои
• Балкон • Ссора
УПРАЖНЕНИЕ №25
Цель:установив логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду, дорисовать недостающий элемент логической цепочки. (При необходимости воспользоваться рисунками-подсказками). Подробно объяснить свой выбор.
УПРАЖНЕНИЕ №26
Цель:включить в предложение название времени года, подходящее по смыслу к данному понятию. Объяснить свой выбор.
Пример:(снегопад). Зимою, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам.
• Ливень • Слякоть • Листопад
• Мороз • Пасмурно • Жара
• Купание • Снеговик • Пляж
• Ручейки • Сосульки • Ледоход
• Снежки • Куличики • Одуванчики
• Почки • Вьюга • Цветение
• Иней • Проталины • Урожай
• Капель • Каток • Прополка
УПРАЖНЕНИЕ №27
Цель:подробно объяснить — что положительного и что отрицательного в названных явлениях.
Пример:дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождём можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.
• Листопад • Купание в реке
• Гонка на мотоциклах • Рубка леса
• Снегопад • Гимнастика
• Путешествие • Просмотр телевизионных передач
• Езда на машине • Пребывание на пляже
• Празднование дня рождения • Компьютерные игры
• Солнечные ванны • Прогулка по лесу
• Долгий сон • Охота
• Ремонт в квартире • Поездка на дачу
• Катание на аттракционах
УПРАЖНЕНИЕ №28
Цель:подробно объяснить — в чём ошибочность приведённых суждений.
• У Кати кукол больше, чем игрушек
• Трёхэтажный дом ниже одноэтажного
• Ручеёк шире реки
• Самолёт движется медленнее машины
• В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира
• Папа моложе сына, но старше дедушки
• Черепаха ползает быстрее змеи
• Тигр слабее кошки
• Петя собрал поганок больше, чем грибов
• У зайца ушей больше, чем у медведя
• Стол квадратнее окна
• Стул деревяннее тумбочки
УПРАЖНЕНИЕ №29
Цель:на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение.
• Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит... (её привезли в магазин с огорода).
• Все дети растут.
Катя пока маленькая. Значит ….
• Все рыбы не могут жить без воды.
Сома положили в лодку. Значит ….
• Все конфеты сладкие.
Пете нельзя есть сладкое. Значит … .
• Всем цветам нужна вода.
Катя долго не поливала цветы. Значит….
• Всю одежду надо содержать в чистоте.
Серёжа испачкал рубашку. Значит….
• Все изделия из стекла хрупкие.
Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит….
УПРАЖНЕНИЕ №3O
Цель:истолковать пословицу, используя варианты объяснений. Пояснить на примере определённой жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)
• Хочешь есть калачи — не сиди на печи. (После работы нужен отдых. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться. Лёжа вредно есть.)
•Не зная броду, не суйся в воду.(Хочешь искупаться — ищи мелкое место. Сначала подумай, потом делай дело. Не берись за тяжёлую работу
без помощников.)
• Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Высоко не прыгай, можно больно удариться о землю. Перед прыжком следует хорошо разбежаться.
Не хвастай о деле наперёд.)
• За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (За зайцами лучше не бегать, для этого есть собаки. Два дела сделать — лучше, чем одно. Хорошо сделать два дела вместе — очень тяжело.)
• Семь раз отмерь — один раз отрежь. (Сними мерку, потом разрезай ткань. Очень хорошо подумай, прежде чем делать что-нибудь серьёзное. Сложенную ткань легче резать.)
УПРАЖНЕНИЕ №31
Цепь:прослушав загадку, догадаться — к которому из нарисованных предметов она относится.
Могу, но не хочу помочь, вы догадайтесь сами:
Что видим мы в глухую ночь с закрытыми глазами?(Сон)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)
Он шариком пушистым белеет в поле чистом,
А дунет ветерок - на поле стебелёк. (Одуванчик)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (Будильник)
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живёт. (Холодильник)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)
Предложить ребёнку об этих же или других объектах составить собственные загадки-описания.
Примеры:с помощью этой деревянной палочки мы можем рисовать и раскрашивать рисунки (карандаш). Желтый, кислый, овальный, кладём в чай (лимон).
УПРАЖНЕНИЕ №32
Цель:объяснить, когда употребляется данная пословица, используя варианты событий. Привести несколько примеров ситуаций, в которых уместно данное высказывание.
• Хорош садовник — хорош и крыжовник. (У красивой мамы и дочь красавица. У способного учителя дети могут многому научиться. У талантливого портного вся одежда красивая.)
• Как постелишь, так и поспишь. (Мальчик постелил чистое бельё, а собака его испачкала. Мальчик чинил стул, а когда сел на него, тот сломался. Мальчик встал с постели раньше, чем зазвонил будильник.)
• Чужими руками жар не загребай! (Мальчик попросил велосипед у соседа, а ему дал свой конструктор. Мальчик заставлял носить свой портфель младших детей. Мальчик взял красивый рисунок друга и выдал его за свой.)
• В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. (Девочка сама полная, а над другими толстушками смеётся. Девочка сама ест, а подруг не угощает. Девочка сама умеет шить и подруг учит.)
• Любишь кататься, люби и саночки возить. (Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет. Девочка катается на санках с высокой горы и не боится. Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей.)
УПРАЖНЕНИЕ №33
Цель:отыскать сходное в разнородных предметах и объектах. Подробно пояснить своё заключение.
Пример:(половник и отвертка) и половник и отвёртка металлические предметы, с помощью и половника, и отвёртки мы достаем (жидкость из кастрюли, шуруп из дерева). И там, и там есть ручка.
Пилотка — лодка Шкаф — холодильник
Отвёртка — половник Грабли — расчёска
Вата — облако Батарея — гармонь
Волосы — трава Мука — песок
Панцирь (черепахи) — платье Мыло — лёд
Часы — градусник Подъёмный кран — жираф
Муравейник — детский сад Зонтик — гриб
Рак — помидор Аквариум — теплица
Кофеварка — самовар Дрель — велосипед
Дверь — окно
УПРАЖНЕНИЕ №34
Цепь:объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.
Пример:Каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.
Пример:Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала густую кашу.
• Лодка — карандаш — муравейник
• Лес — парта — бегемот
• Кран — торшер — облако
• Часы — плита — море
• Попугай — ветер — пила
• Шишка — помидор — дождь
• Обезьяна — самолёт — сахарный песок
• Каша — листья — рыба
• Весы — дом — берег
• Дерево — гвоздь — озеро
• Собака — грузовик — тетрадь
• Портфель — прыгалка — ёлка
Самостоятельно подобрать 3 далёких по смыслу понятия и объединить их в маленьком рассказике.
УПРАЖНЕНИЕ №35
Цель: установить начало события, его середину и конец, мысленно добавить к изображенным предметам любые действующие лица и подробно рассказать об их действиях в нужном порядке.
УПРАЖНЕНИЕ №36
Цель:к данному слову подобрать название предмета, объекта или явления с противоположными свойствами, предварительно выделив наибольшее их количество в объяснении.
Пример:(зоопарк) здесь звери живут в неволе, значит, понятие с противоположным значением — лес, в котором звери живут на воле (подбор существенно облегчается, если наиболее полно раскрыто исходное понятие).
• Больница • Лес • Ресторан
• Аптека • Огород • Шторм
• Самолёт • Муравейник • Дупло
• Гора • Ствол • Колодец
• Река • Нора • Ураган
• Капля
УПРАЖНЕНИЕ №37
Цель: назвать как можно больше функций одного предмета.
Пример: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы.
• Книга • Кирпич
• Ящик • Лампочка
• Катушка • Кусок стекла
• Вилка • Пластмассовая бутылка
• Кусок материи • Газета
• Бинт • Кубик
• Банка с масляной краской • Зеркало
• Длинная доска • Стеклянная банка
• Автомобильная шина • Лист фанеры
• Бревно • Ведро с песком
• Бочка с водой
УПРАЖНЕНИЕ №38
Цель: придумать несколько возможных причин названному явлению. Чётко сформулировать каждое объяснение.
• Опоздание в школу • Дым на лестнице
• Вода на полу в ванной • Крик во дворе
• Масляное пятно на стене • Разбитое окно
• Сломанный замок • Ожог на руке
• Выстрел из ружья • Выкапывание ямы
• Чемодан в реке • Пустая лодка посередине озера
• Осколки стекла на ковре • Собака — одна на острове
• Кот на дереве • Оцарапанный шкаф
• Забор, из которого выломаны две доски