Правописание имен числительных
Упражнение 1. Объясните написание сложных слов.
Автомобильно..тракторный, верти..хвостка, автомобильно..строительный, аграрно..промышленный, адрес..календарь, архитектурно..проектный, атомно..молекулярный, аэро..фото..съемка, бело..голубой, бензо..заправочный, ближне..восточный, блок..схема, борт..механик, борт..проводник, братья..сестры, буржуазно..капиталистический, церковно..славянокий, бутылочно..зеленый, быстро..режущий, быстро..растворимый, быстро..текущие (дни), быстро..текущие с гор ручьи, диван..кровать, бюджетно..финансовый, вагонно..паровозный, вагоно..строительный, ва..банк, ванька..встанька, ватт..секунда, весенне..полевой, взаимо..выгодный, жаро..понижающий, гоголь..моголь, время..препровождение, взаимо..исключающий, взаимо..обусловленный, вице..президент, водно..спортивный, водно..транспортный, водо..очистный, военно..полевой, военно..служащий, дет..ясли, вопросно..ответный, восточно..американский, восьми..стишие, жар..птица, всемирно..известный, всемирно..исторический, выставка..продажа, высоко..интеллектуальный, гос..аппарат, выше..названный, выше..приведенный, вязально..трикотажный, держи..морда, газо..снабжение, генерал..полковник, геолого..разведка, голубовато..белый, горно..добывающий, горно..обогатительный, двадцати..трехлетний, джаз..банд.
Упражнение 2. Поставьте числительные, данные в скобках, в нужном падеже. Замените цифры словами
1. Поезд с (267 экскурсант); 2. крепостное право в России отменено в (1861 год); 3. высота равна (2156 метр); 4. должен внести (149 000000); 5. (248 000 000) долг; 6. подошел к (355 километр); 7. (3 литра) бидон; 8. (50 рублей) ассигнация; 9. груз весом в (41 тонна); 10. в (1997 год) Москва отметила своё (850 лет); 11. из (143) вычесть (29); 12. шел (1937 год); 13. встретил (40 лет) человека; 14. влился в (30 000) коллектив; 15. шли (2) счастливых влюбленных; 16. собрались (3) друзей; 17. вытянул (500) номер; 18. оказался без (174 000 рубль); 19. в (2008 год) я буду (2 курс).
Правописание сложных слов
Упражнение 3. Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку
Нет ничего удивительнее и певучей степной протяжной русской песни когда кажется что песня не столько поется сколько рождается прямо на глазах как бы заново.
Слово за слово начинается песня вроде бы ни с чего. Но такова она русская песня. В песне простой русский человек привык и исповедоваться в своей судьбе и надеяться на жизнь и верить и удивляться. Только ей песне подвластно выразить так ясно обозначить нежное вещество человеческой души. Не зря так упорно хранятся в глубинных краях России все эти песенные распевы свадебные величальные веселые и озорные когда русский человек хочет отвести от себя душевные заботы забавные пересмешливые ради молодецкой потехи удалые с присвистом и гиканьем когда люди поднимались со всей своей земли ради справедливого ратного долга...
Русские песни учат терпеливости сердце и в них хранится историческая народная память Я не знаю такой русской песни где бы прославлялись подвиги и это потому что в песне отражается русский характер не любящий хвалиться «придя с рати». Русская народная песня это память людей память о бесчисленных испытаниях выпавших на долю моего народа. Вот почему основное содержание таких песен чувство справедливости. Не зря в народе говорится Что от людей утаится то в песне повторится. И я вижу в этих песнях великое назначение воспитывать в человеке чувство правды растить душу потому что душа в человеке тоже может расти.
Много встречал я по многочисленным российским краям песенников. Нет не просто людей любящих петь а хранителей каждого порой редчайшего распева.
Тихо почти на цыпочках идет по светлой горенке песенка тихо как ходит под окнами текучая апрельская капель тихо-тихо так что кажется сердце слышнее бьется чем песня. Но вот откуда-то издалека идет нарастание все слышней и слышней и вот уже ты слышишь внятные слова внятный шепот чужой радости печали… И вот разом как в ливневую пору хлынет на тебя песня зазвенит на самой высокой ноте и долго будет висеть подобно жаворонку на незримой своей паутинке и до тех пор будет звать тебя одинокий зазывный голос пока ты не примешь эту песню в свое сердце как свою пока не выйдет так что все о чем поется это про тебя. (По В.Д.Цыбину)
Практическое занятие № 9
Правописание наречий
Упражнение 1. Укажите часть речи и объясните написание.
В..виду болезни, иметь в..виду, разговоры на..счет земли, положить деньги на..счет, сосуд в..виде шара, в..течение шести лет, в..течении реки, в..продолжение месяца, в..продолжении повести, в..следствие холодов, в..следствии по делу, в..след за тем наступило потепление, в..связи с собранием, в..следствие опоздания, встретиться в..последствии, медальон в..виде сердечка, постройка в..роде башни, что-то в..роде воспоминаний, в..виду недостатка времени, в..заключение собрания, в..связи с переездом; узнать на..счет подписки, в..силу аттестаций, узор в..роде снежинки, не..взирая на ливень, в..заключение выступления, как..будто на периферии, не..смотря на привилегии, я за..то уже рассчитался, что..бы то ни было, рассказал то..же самое, в..продолжение утра, на..подобие скачка, в..течение недели, в..продолжение учебного года, встретиться в..последствии, что..бы ни случилось, устал, за..то кончил работу.
Упражнение 2. Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.
По утрам выпадают вязкие холода днем они отмякают над затвердевшим снегом кое-где особенно возле воды снег покрыт тонкой блестящей корочкой и когда с дальней опушки заснежит поземка снежники как перекати-поле катятся по этой корочке и кажется что вот так же движется время скользя не останавливаясь движется по летаргическим декабрьским снегам время. Белое время.
Я люблю спокойное зимнее время люблю вьюжное поле люблю крупчатый сваленный сугробами под деревьями снег все следы на лесном снегу охотничьи птичьи звериные по ним читаешь жизнь леса.
А еще люблю за чистоту за певучесть его. И этой моей любви помог Пушкин и вся наша русская поэзия.
Открытие зимы для поэзии это заслуга русских поэтов во главе с Пушкиным. Да и сам Пушкин любил в осени более позднее время предзимье осень он не воспринимал как пору усталости увядания. Осень он воспринимал как время завершения время законченности. Вот почему осенняя печаль его картин была светлой.
В пору высшей творческой зрелости зимний пейзаж занимает у него одно из главенствующих мест. Он теперь не говорит как раньше «угрюмые снега» он теперь на удивительном распеве скажет о зимней буре что она путник запоздалый который вот-вот в окошко застучит.
Зимнее суровое время снега заметенной страны все это пышет жаром движется искрится смеется все это бег санок сиянье мельканье блестит играет переливается. И во всем этом живом ярком мире красок движенья чувств и предчувствий нет ни капли холода. Теперь поля ему кажутся «сияньем розовых снегов» теперь снег «звездами падает на брег» и этому единственно верному восприятию жизни зимы научил Пушкин нашу поэзию. У Пушкина жизнь так и плещется сквозь холод и снег ведь все живое и все поэтому может быть вечно и ель что сквозь иней зеленеет и речка нет не закована во льды не неподвижна она как велелоей пушкинское вдохновенье подо льдом блестит.
Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность почти женственность тургеневской зимы и бунинскую кроткую тоску по российской метели. Но все же только один Пушкин сумел своим глаголом выразить всю биографию зимы возвысить ее душу до поэзии. (По В.Д.Цыбину)
Практическое занятие № 10
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ
Упражнение 1.Слитно или раздельно? Аргументируйте написание.
Не..годующий взгляд; лежало не..распечатанное письмо; не..написанный, а отпечатанный на машинке текст; не..пожаренная хозяйкой рыба; не..встреченный мною друг, ни..чего не..понимающий зверек; вода не..пролита; не..мигающий взор; не..дослышанная фраза; очень не..продуманное решение; вовсе не..просеянная мука; видно не..вооруженным глазом; трава еще не..скошена; по не..зависящим обстоятельствам; не..крашенная краской скамья; не..подражаемый комик; не..подсудное дело; не..подкупная честность; не..поддельные документы; не..значительная сумма денег; не..движимое имущество; не..имеющий слабых мест; не..подлежащий разделу; вижу не..кошеный луг; не..скошенный косцами луг; не..заселенные дома; не..присоединившееся государство; не..соответствующий рангу; не..дальновидный человек, не..обладающий тактом; не..дающий ответа; возможны всякие не..ожиданности; не..исправимый дефект; не..официальный источник; скрытая не..приязнь; вести себя не..принужденно; не..прерывный крик; знак не..равенства; уплатить не..устойку; вопрос не..решен вовремя; не..противление злу; не..приглядный поступок; не..прикосновенная личность; ни..кому не..нужная встреча; перейти не..глубокую, но широкую реку;профессиональная не..пригодность; не..пререкаемый авторитет; не..слушая оппонентов; устал с не..привычки; не..порочная душа; афиши не..расклеены; не..победимая армия; не..выглядел смешным; не..заглядывая в будущее; нести не..суразицу; не..решительность характера; не..под силу человеку; не..смотря на не..погоду; не..смотря по сторонам; в описаниях не..доставало красок; шест не..достает до дна; читать не..громко, но выразительно; не..жаль ничего; не..слышно шума.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с не и ни.
Н..кому н.. сделал добра; н..кому ухаживать за больным; н.. для кого н.. секрет; н.. мог н.. слышать оппонента; как н.. старайся, все напрасно; о нем н.. слуху н.. духу; н.. взошло н.. росточка; стоял н.. жив н.. мертв; пожелал н.. пуха н.. пера; н.. шелохнется н.. веточка, н.. кустик; проснулся н.. свет н.. заря; н..кто н.. встретился в пути; н.. разу н.. покаялся; н.. пролито н.. слезинки; н.. сказано н.. одного словечка; событие н..сколько н.. радостно; н.. уронив своего достоинства; н.. набрал ягод; н.. встретил н.. одного знакомого; н.. получил прибыли.
Упражнение 3. Расставьте знаки препинания в тексте.
В четырнадцать лет на уроке Закона Божия Вареньке Суворовой пришла в голову неопровержимая в своей очевидности мысль как только раньше никто не догадался. Если Бог сотворил Адама сначала а Еву потом то это свидетельствует вовсе не о том что мужчины главнее а о том что женщины совершенней. Мужчина пробный образец человека эскиз в то время как женщина окончательно утвержденный вариант исправленный и дополненный. Ведь это яснее ясного! Но вся интересная настоящая жизнь почему-то принадлежит мужчинам а женщины только рожают и вышивают рожают и вышивают. Почему такая несправедливость? Потому что мужчины сильнее. Значит надо быть сильной. И Варенька решила что будет жить иначе.
Вот в Американских Штатах уже есть и первая женщина-врач Мери Джейкоби и первая женщина-священник Антуанетта Блеквелл а в России все косность и домострой. Но ничего дайте срок.
По окончании гимназии Варя подобно Американским Штатам провела победоносную войну за независимость (мягкотел оказался папенька адвокат Суворов) и поступила на акушерские курсы тем самым превратившись из "Божьего наказания" в "полоумную нигилистку". С курсами не сложилось… И Варя к облегчению родителей уехала в тамбовское имение но не бездельничать а учить и воспитывать крестьянских детей. Там в новенькой пахнущей сосновыми опилками школе и познакомилась она с петербургским студентом Петей Яблоковым. Петя преподавал арифметику географию и основы естественных наук Варя все прочие дисциплины. (По Б.Акунину)
Практическое занятие № 11