Правописание имен числительных

Упражнение 1. Объясните написание сложных слов.

Автомобильно..тракторный, верти..хвостка, автомобильно..строительный, аграрно..промышленный, адрес..календарь, архитектурно..проектный, атомно..молекулярный, аэро..фото..съемка, бело..голубой, бензо..заправочный, ближне..восточный, блок..схема, борт..механик, борт..проводник, братья..сестры, буржуаз­но..капиталистический, церковно..славянокий, бутылочно..зеленый, быстро..режущий, быстро..растворимый, быстро..текущие (дни), быстро..текущие с гор ру­чьи, диван..кро­вать, бюджетно..финансовый, вагонно..паровозный, вагоно..строительный, ва..банк, ванька..встань­ка, ватт..секунда, весенне..полевой, взаимо..выгодный, жаро..понижающий, гоголь..моголь, вре­мя..препровождение, вза­имо..исключающий, взаимо..обусловленный, вице..президент, вод­но..спортивный, водно..транспортный, водо..очистный, военно..полевой, военно..служащий, дет..ясли, вопросно..ответный, восточно..американский, восьми..стишие, жар..птица, всемирно..известный, всемирно..исторический, выставка..продажа, высоко..интеллектуальный, гос..аппа­рат, выше..названный, выше..приведенный, вязально..трикотажный, держи..морда, газо..снабжение, генерал..полковник, геолого..развед­ка, голубовато..белый, горно..добывающий, горно..обогатительный, двадцати..трехлетний, джаз..банд.

Упражнение 2. Поставьте числительные, данные в скобках, в нужном падеже. Замените цифры словами

1. Поезд с (267 экскурсант); 2. кре­постное право в России отменено в (1861 год); 3. высота равна (2156 метр); 4. должен внести (149 000000); 5. (248 000 000) долг; 6. подошел к (355 километр); 7. (3 литра) бидон; 8. (50 рублей) ассигнация; 9. груз весом в (41 тонна); 10. в (1997 год) Москва отметила своё (850 лет); 11. из (143) вычесть (29); 12. шел (1937 год); 13. встретил (40 лет) человека; 14. влился в (30 000) кол­лектив; 15. шли (2) счастливых влюбленных; 16. собрались (3) друзей; 17. вытянул (500) номер; 18. оказался без (174 000 рубль); 19. в (2008 год) я буду (2 курс).

Правописание сложных слов

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку

Нет ничего удивительнее и певучей степной протяж­ной русской песни когда кажется что песня не столько поется сколько рождается прямо на глазах как бы за­ново.

Слово за слово начинается песня вроде бы ни с чего. Но такова она русская песня. В песне простой русский человек привык и исповедоваться в своей судьбе и на­деяться на жизнь и верить и удивляться. Только ей песне подвластно выразить так ясно обозначить нежное вещество человеческой души. Не зря так упорно хра­нятся в глубинных краях России все эти песенные рас­певы свадебные величальные веселые и озорные когда русский человек хочет отвести от себя душевные заботы забавные пересмешливые ради молодецкой потехи уда­лые с присвистом и гиканьем когда люди поднимались со всей своей земли ради справедливого ратного долга...

Русские песни учат терпеливости сердце и в них хра­нится историческая народная память Я не знаю такой русской песни где бы прославлялись подвиги и это по­тому что в песне отражается русский характер не любя­щий хвалиться «придя с рати». Русская народная песня это память людей память о бесчисленных испытаниях выпавших на долю моего народа. Вот почему основное содержание таких песен чувство справедливости. Не зря в народе говорится Что от людей утаится то в песне по­вторится. И я вижу в этих песнях великое назначение воспитывать в человеке чувство правды растить душу по­тому что душа в человеке тоже может расти.

Много встречал я по многочисленным российским краям песенников. Нет не просто людей любящих петь а хранителей каждого порой редчайшего распева.

Тихо почти на цыпочках идет по светлой горенке пе­сенка тихо как ходит под окнами текучая апрельская капель тихо-тихо так что кажется сердце слышнее бьет­ся чем песня. Но вот откуда-то издалека идет нараста­ние все слышней и слышней и вот уже ты слышишь внят­ные слова внятный шепот чужой радости печали… И вот разом как в ливневую пору хлынет на тебя песня зазве­нит на самой высокой ноте и долго будет висеть подобно жаворонку на незримой своей паутинке и до тех пор бу­дет звать тебя одинокий зазывный голос пока ты не при­мешь эту песню в свое сердце как свою пока не выйдет так что все о чем поется это про тебя. (По В.Д.Цыбину)

Практическое занятие № 9

Правописание наречий

Упражнение 1. Укажите часть речи и объясните написание.

В..виду болезни, иметь в..виду, разговоры на..счет земли, положить деньги на..счет, сосуд в..виде шара, в..течение шести лет, в..течении реки, в..продолжение месяца, в..продолжении повести, в..следствие хо­лодов, в..следствии по делу, в..след за тем наступило потепление, в..связи с собранием, в..следствие опоздания, встретиться в..последствии, медальон в..виде сердечка, постройка в..роде башни, что-то в..роде вос­поминаний, в..виду недостатка времени, в..заключение собрания, в..связи с переездом; узнать на..счет подписки, в..силу аттестаций, узор в..роде снежинки, не..взирая на ливень, в..заключение выступления, как..будто на периферии, не..смотря на привилегии, я за..то уже рассчитался, что..бы то ни было, рассказал то..же самое, в..продолжение утра, на..подобие скачка, в..течение недели, в..продолжение учебного года, встретиться в..пос­ледствии, что..бы ни случилось, устал, за..то кончил работу.

Упражнение 2. Расставьте пропущенные знаки препина­ния. Объясните их постановку.

По утрам выпадают вязкие холода днем они отмякают над затвердевшим снегом кое-где особенно возле воды снег покрыт тонкой блестящей корочкой и когда с даль­ней опушки заснежит поземка снежники как перекати-поле катятся по этой корочке и кажется что вот так же движется время скользя не останавливаясь движется по летаргическим декабрьским снегам время. Белое время.

Я люблю спокойное зимнее время люблю вьюжное поле люблю крупчатый сваленный сугробами под де­ревьями снег все следы на лесном снегу охотничьи птичьи звериные по ним читаешь жизнь леса.

А еще люблю за чистоту за певучесть его. И этой моей любви помог Пушкин и вся наша русская поэзия.

Открытие зимы для поэзии это заслуга русских поэ­тов во главе с Пушкиным. Да и сам Пушкин любил в осени более позднее время предзимье осень он не вос­принимал как пору усталости увядания. Осень он вос­принимал как время завершения время законченности. Вот почему осенняя печаль его картин была светлой.

В пору высшей творческой зрелости зимний пейзаж занимает у него одно из главенствующих мест. Он те­перь не говорит как раньше «угрюмые снега» он теперь на удивительном распеве скажет о зимней буре что она путник запоздалый который вот-вот в окошко застучит.

Зимнее суровое время снега заметенной страны все это пышет жаром движется искрится смеется все это бег санок сиянье мельканье блестит играет переливается. И во всем этом живом ярком мире красок движенья чувств и предчувствий нет ни капли холода. Теперь поля ему кажутся «сияньем розовых снегов» теперь снег «звездами падает на брег» и этому единственно верному восприятию жизни зимы научил Пушкин нашу поэзию. У Пушкина жизнь так и плещется сквозь холод и снег ведь все живое и все поэтому может быть вечно и ель что сквозь иней зеленеет и речка нет не закована во льды не неподвижна она как велелоей пушкинское вдохновенье подо льдом блестит.

Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есе­нинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность почти женственность тургеневской зимы и бунинскую кроткую тоску по российской метели. Но все же только один Пушкин сумел своим глаголом вы­разить всю биографию зимы возвысить ее душу до поэзии. (По В.Д.Цыбину)

Практическое занятие № 10

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ

Упражнение 1.Слитно или раздельно? Аргументируйте написание.

Не..годующий взгляд; лежало не..распечатанное письмо; не..напи­санный, а отпечатанный на машинке текст; не..пожаренная хозяйкой рыба; не..встреченный мною друг, ни..чего не..понимающий зверек; вода не..пролита; не..мигающий взор; не..дослы­шанная фраза; очень не..продуманное решение; вовсе не..просеянная мука; видно не..вооруженным глазом; трава еще не..скошена; по не..за­висящим обстоятельствам; не..крашенная краской скамья; не..подража­емый комик; не..подсудное дело; не..подкупная честность; не..поддельные документы; не..значительная сумма денег; не..движимое имущество; не..имеющий слабых мест; не..подлежащий разделу; вижу не..кошеный луг; не..скошенный косцами луг; не..заселен­ные дома; не..присоединившееся государство; не..соответствующий рангу; не..дальновидный человек, не..обладающий тактом; не..дающий ответа; возможны всякие не..ожиданности; не..исправимый дефект; не..офи­циальный источник; скрытая не..приязнь; вести себя не..принужден­но; не..прерывный крик; знак не..равенства; уплатить не..устойку; воп­рос не..решен вовремя; не..противление злу; не..приглядный поступок; не..прикосновенная личность; ни..кому не..нужная встреча; перейти не..глубокую, но широкую реку;профессио­нальная не..пригодность; не..пререкаемый авторитет; не..слушая оппонентов; устал с не..привычки; не..порочная душа; афиши не..расклеены; не..победимая армия; не..выглядел смеш­ным; не..заглядывая в будущее; нести не..суразицу; не..решительность характера; не..под силу человеку; не..смотря на не..погоду; не..смотря по сторонам; в описаниях не..доставало красок; шест не..достает до дна; читать не­..громко, но выразительно; не..жаль ничего; не..слышно шума.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с не и ни.

Н..кому н.. сделал добра; н..кому ухаживать за больным; н.. для кого н.. секрет; н.. мог н.. слышать оппонента; как н.. старайся, все напрасно; о нем н.. слуху н.. духу; н.. взошло н.. росточка; стоял н.. жив н.. мертв; пожелал н.. пуха н.. пера; н.. шелохнется н.. веточка, н.. кустик; проснулся н.. свет н.. заря; н..кто н.. встретился в пути; н.. разу н.. покаялся; н.. пролито н.. слезинки; н.. сказано н.. одного словечка; событие н..сколько н.. радостно; н.. уронив своего досто­инства; н.. набрал ягод; н.. встретил н.. одного знакомого; н.. получил прибыли.

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания в тексте.

В четырнадцать лет на уроке Закона Божия Вареньке Суворовой пришла в голову неопровержимая в своей очевидности мысль как только раньше никто не догадался. Если Бог сотворил Адама сначала а Еву потом то это свидетельствует вовсе не о том что мужчины главнее а о том что женщины совершенней. Мужчина пробный образец человека эскиз в то время как женщина окончательно утвержденный вариант исправленный и дополненный. Ведь это яснее ясного! Но вся интересная настоящая жизнь почему-то принадлежит мужчинам а женщины только рожают и вышивают рожают и вышивают. Почему такая несправедливость? Потому что мужчины сильнее. Значит надо быть сильной. И Варенька решила что будет жить иначе.

Вот в Американских Штатах уже есть и первая женщина-врач Мери Джейкоби и первая женщина-священник Антуанетта Блеквелл а в России все косность и домострой. Но ничего дайте срок.

По окончании гимназии Варя подобно Американским Штатам провела победоносную войну за независимость (мягкотел оказался папенька адвокат Суворов) и поступила на акушерские курсы тем самым превратившись из "Божьего наказания" в "полоумную нигилистку". С курсами не сложилось… И Варя к облегчению родителей уехала в тамбовское имение но не бездельничать а учить и воспитывать крестьянских детей. Там в новенькой пахнущей сосновыми опилками школе и познакомилась она с петербургским студентом Петей Яблоковым. Петя преподавал арифметику географию и основы естественных наук Варя все прочие дисциплины. (По Б.Акунину)

Практическое занятие № 11

Наши рекомендации