Определение потребности в материальных запасах для производства продукции

Категория: Лекции по логистике

Управление запасами предполагает решение двух задач:

- определение размера необходимого запаса (нормы запаса);

- контроль за фактическим размером запаса и его изменением в соответствии с расчетной нормой.

Норма запаса – это расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства и реализации продукции.

Отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запас.

Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными поставками. Данная потребность определяется произведением среднесуточного расхода на интервал поставки:

Определение потребности в материальных запасах для производства продукции - student2.ru

где ТЗ – текущий запас; Рсут – среднесуточный расход материалов; И – интервал поставок, дни.

В свою очередь, среднесуточный расход находят путем деления общей потребности в материале (Пг, Пкв, Пм – соответственно годовая, квартальная и месячная потребности) на округленное количество календарных дней в плановом периоде:

Определение потребности в материальных запасах для производства продукции - student2.ru

В зависимости от конкретных условий производства, обращения и потребления материалов интервал поставки определяется несколькими методами.

Если поставки зависят от минимальной нормы отпуска материала В, их величину находят путем деления нормы на среднесуточный расход:

И=В:Рсут

Если партия поставки определяется грузоподъемностью транспортных средств, которыми осуществляется перевозка грузов, интервал поставки находится путем деления грузоподъемности Г на среднесуточный расход:

И=Г:Рсут.

Интервал поставки зависит от периодичности выписки материала поставщиком. В таких случаях он будет равен продолжительности перерыва в производстве этого материала у поставщика.

Если поступающие материальные ценности не удовлетворяют требованиям технологического процесса и до запуска в производство должны пройти соответствующую обработку, создается технологический (подготовительный) запас.

Технологический (подготовительный) запас рассчитывается в соответствии с нормативами времени для осуществления подготовительных операций или по статистическим данным (наблюдениям) за фактическими затратами времени на подготовку материалов к производственному потреблению в прошлом периоде(хронометраж).

Страховой запас определяется по формуле:

СЗ=Рсут(Иф-Ипл)/2,

Где СЗ – страховой запас; Иф, Ипл – соответственно фактический и плановый интервалы поставок.

При частых нарушениях поставок транспортной организацией создается транспортный запас. Он включает те оборотные фонды, которые отвлекаются со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад. Транспортный запас (ТрЗ) рассчитывается аналогично страховому:

ТрЗ=Рсут(Иф-Ипл)/2

Величина сезонных запасов устанавливается по данным о фактических условиях поступления и потребности материалов.

Т.о., совокупная норма запаса конкретного материала определяется по формуле:

Н=ТЗ+СЗ+ПЗ

Где Н – совокупная норма запаса материала;

ПЗ – норма подготовительного запаса.

Транспортные тарифы.

Если организация пользуется транспортом посредников, цена перемещения единицы продукции между двумя точками определяется ставкой(гate) или тарифом(taгiff). Она устанавливается на основе затрат на предоставляемые услуги, ценности, получаемой потребителем, расстояния перемещения, веса, размеров и стоимости груза, сложности поездки и т.д. Эти тарифы оказывают важное влияние на процессы перемещения грузов и развитие предприятий.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать: транспортному предприятию – возмещение эксплуата-ционных расходов и возможность получения прибыли; покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Транспортные тарифы являются основой расчетов за транспортные услуги и формируются на основе:

· платы за перевозку грузов;

· сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

· правил исчисления плат и сборов, например, правил использования льготных, местных и исключительных тарифов.

Железнодорожный транспорт

Для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы – это основной вид тарифов, с помощью которых определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительные тарифы устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей сборы, т.е. плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов, а именно:

· за хранение, взвешивание или проверку веса груза;

· подачу, уборку, дезинсекцию вагонов;

· за экспедирование грузов;

· за погрузочно-разгрузочные работы и др.

Наши рекомендации